Окно Ахматовой, парящее в пространстве

Андрей Трунов 6
Творчество Ахматовой настолько многогранно, что попытаться взять книгу с её стихами и сходу понять, о чём там идёт речь - не так просто. Нет, дело не в сложном слоге, не в отсутствии необходимой базы у человека, расширяющей необходимый минимум для полноценной оценки, главную роль тут играет исключительная метафизичность даже не идей, а их интерпретации великой поэтессой.

Отдав журналистике добрый десяток лет, любой профессионал без труда сможет в кратчайшие сроки подготовить текст, наполненный бессмысленными постулатами. Текст будет обёрнут в красивую оболочку, внизу будет стоять подпись именитого автора, а внутри материала найдутся весьма сложносформулированные тезисы, не имеющие внутри себя ничего общего с реальным ходом событий. Первая оценка среднестатистического человека после прочтения, связанная с психологической сущностью, будет бесспорная эйфория и радость от прочитанного. У молодых журналистов – зависть, что кто-то умеет писать на таком уровне, но лишь единицы оценят текст правильно. Примерно тоже самое происходит со многими, кто взял в руки Ахматову. Как можно не восторгаться такой крупной фигурой в мире поэзии? Не пожалейте времени, возьмите отрывок из её произведения и покажите тому, кто далёк от литературы.

Размалеван пестро и грубо -

    Ты ...

        ровесник Мамврийского дуба,

        Вековой собеседник луны.

Не обманут притворные стоны,

    Ты железные пишешь законы,

        Хаммураби, ликурги, солоны

            У тебя поучиться должны.

О чём идёт речь в этих строках, что хотела сказать этим автор – едва ли добрая половина из десяти людей сможет близко подступиться. Отсутствие автора, непонимание смысла обесценит всю красоту и изящность решений поэтессы. Точно также люди пьют вино за тысячи евро, не понимая его отличия от бутылки за полсотни. Впрочем, больше всего меня поразил совершенно иной эффект. Каждый раз, когда журналист читает статью или слушает выпуск новостей, у него в голове идёт процесс предугадывания последующих слов предложения после того, как были услышаны первые. Поразительно, но такое чувство такта приходит в голову практически к любому журналисту, варящегося в общем котле. При чтении Ахматовой ни разу даже не щёлкнуло в голове, что можно что-то предсказать. Перед нами не открытое или закрытое окно, Ахматова не подчинилась ни одному правилу, а поверить в метафизичность рамы со стёклами, парящей в воздухе мы объективно ещё не готовы. Сможем ли похвастаться этим через пару-тройку лет – вопрос остаётся открытым.