О роли преферанса в сдаче экзамена по ВМП

Геннадий Столяров
(ВМП - военно-морская подготовка)

Привет, ВОЕНМЕХИ!

Сейчас у вас зимняя сессия… Напряжёнка… Бедные студенты-первокурснички
(Из первого послевоенного военмеховского капустника: "Бедненький студентик-первокурсничек, и никто-то тебе, сиротинушке, не подсказал, на какие лекции надо ходить, а на какие… тоже на-а-адо ходить!"),по наивности думают, что зимняя сессия, когда в Питере черные дни и всеобщий авитаминоз, не в пример тяжелее весенней, когда белые ночи! и всё поёт!

"ОТНЮДЬ! и БоООАаа, мои юные друзья!"- как говаривал один из отцов-основателей Военмеха профессор внутренней и внешней баллистики Борис Николаевич Окунев. Именно весенняя сессия – черный мрак и ужас и именно из-за белых ночей! Весенняя сессия – это когда вся общага с гитарами чирикает соловьями все белые ночи напролёт, свесив ноги из окон на Обводный канал. И чутко и радостно реагирует, отбросив конспекты, на поток событий в окружающей среде.

Однажды, под утро такой белой бессонной ночи, у Варшавского кувыркнулся в Обводный хлебный фургон. Шофер вынырнул и уселся на берегу «просыхать» и обсыхать. Из воды торчал только угол кузова. А сквозь толщу грязной и вонючей воды (совсем как в каналах Венеции) просвечивал свет почему-то включившихся фар. И вся общага кричала ему:

- Мужик! Фары выключи! А то аккумулятор посадишь!

… Вот и готовься к экзаменам в такой обстановке.

Однако, ближе к теме!
Итак, весенний зкзамен по ВМП… Это вам не преобразование Лапласа, и не фазово-частотные характеристики синхронно-следящего привода. Тут на зубок нужно знать розу ветров в Атлантике, параметры волнения в Северном море и длину причальных стенок в портах ИокаСУКА и Иокагама-МАМА... Все попытки предыдущих групп покрыть малозаметными карандашно-шпаргальными микрозаписями морские карты, развешиваемые на экзамене, в буквальном смысле стирались с лица морей ластиком кафедрального боцмана. Экзаменационные билеты каждый раз запечатывались в конверт, хранились в сейфе спецотдела, и распечатывались в присутствии комиссии только перед самым началом экзамена. Казалось, положение безвыходное…

Но военмехов всегда отличали высокий интеллектуальный уровень, широкий кругозор и глубокое отвращение к пессимизму. Надеюсь, вы и сейчас поддерживаете такие кондиции, и заглядываете иногда в фундаментальные труды "Приключения капитана Врунгеля" и "Воспоминания и очерки" знаменитого корабела академика А.Н.Крылова.
Проблема сдачи экзамена была решена синтезом метода обучения морскому делу матроса-картёжника Фукса капитаном Врунгелем, метода получения доступа к закрытым билетам по мореходной астрономии академика Крылова и искусства "морского боя". (Если захочется освежить классиков в памяти – пошлите одного человека от группы в библиотеку взглянуть в упомянутые "Воспоминания…", изд. АН СССР, М.- 1956, раздел "…как были проектированы наши первые линейные корабли", сс.161-163. Он вам доложит. И, разумеется, играйте на лекциях не только в балду, но иногда и в морской бой!)

Итак, в пятисотке был создан штаб, выявлены картежники-преферансисты, собраны и пронумерованы камикадзе (именные стипендиаты и полукруглые отличники), и назначены дежурные-связные. Из малочисленных девочек сформирована группа поддержки.

Обязанности были распределены по стадиям а) предподготовка, б) сдача, в) заключительная .

1) Группа поддержки: а) обеспечивает камикадзе высококалорийным питанием (крабами, печенью трески (зачастую ничего другого съестного в гастрономе и не было)); б) болеет, подсчитывает потери, утешает, восхищенными глазами смотрит на камикадзе; в) готовит ликование и участвует в нём, экономно расходуя крепкие напитки.

2) Штаб: а) проводит усиленные тренировки преферансистов, убедительно (по методу Крылова) просит боцмана, после очередного экзамена, укладывать билеты в конверт строго в порядке возрастания номеров, готовит бланк-схемы распределения билетных кластеров на столе и порядок построения группы перед экзаменом так, чтобы преферансисты оказались в первом ряду.

3) Пятисотка выстраивается в аудитории. Входит экзаменационная комиссия. Староста рапортует председателю комиссии - начальнику кафедры капитану первого ранга Николаю Николаевичу Зевельту - о готовности к экзамену. Член комиссии распечатывает принесенный конверт с билетами, тасует и сдает колоду, то бишь раскладывает билеты на столе. Преферансисты едят глазами руки тасующего и запоминают, как "карта легла". Группа выходит в коридор. Дежурные помогают боцману развешивать карты.

4) Штаб: б) располагается в свободной соседней аудитории, выслушивает и интегрирует доклады независимых подгрупп преферансистов и заполняет бланк-схемы вероятным раскладом билетных кластеров (Билеты – не карты, мелко не растасуешь!). Срочно вырабатывает "целеуказание" первым камикадзе.

5) Камикадзе: входит, рапортует, берет в указанном штабом ряду с указанного края указанный по счету билет и громким командным голосом (чтоб за дверью слышно было) объявляет номер вытянутого билета. Испрашивает разрешения и приступает к подготовке ответа.

6) Штаб непрерывно корректирует схему расклада и вычисляет очередные целеуказания. После нескольких выстрелов расклад вскрыт и народ смело тащит выученный билет.

Очередник несет передовикам индивидуальные "перевязочные пакеты". Дежурные в процессе подбора морских карт активно участвуют в оказании срочной помощи.

Стадия в) проходит в полном соответствии с национальными стандартами. Границы созданных структурных подразделений постепенно размываются…

Как говорится, дайте мне точку опоры, и я произнесу тост.