Святохульство на Корсачке

Евгений Садков
                Природа-храм. Но ощущение, что там бесчинствуют иноверцы.
                Ван Ли, китайский философ.

 Воскресная уборка Корсачки ограничилась зарослями тёрна. Они находятся на правой стороне южного склона горы. Судя по следам, летом здесь обитало две группы аборигенов. В середине зарослей утоптанные площадки с разбросанными бутылками и пластиковой посудой. В отличие от предыдущих, эти группы не слишком чистоплотны. Срач полный. Но использованных презервативов почему-то нет.  Окончательная деградация с угасаниями первичных потребностей.

 Очищая площадку, постоянно цепляешься за иглы терна. Да, не сладко было Христу с этой "короной". И как люди, ради своих сиюминутной прихоти, да и примитивных, ещё не угасших рефлексов, используют слово божье. Как-то все согласованно заговорили о возбуждении расовой и межконфессиональной вражды. А не было ли это изначально заложено дальновидными манипуляторами человеческого сознания? Не использовали ли расчетливые деятели, ждущие материальные дивиденды, чистые души реально поверивших в идеалы человеческих отношений, построенных на конфессиональных заповедях?

 Судя по нашей истории, конфессиональная эволюция мало напоминает прогрессирующую восходящую прямую. Не зря же сто лет назад сходные даже по звучанию "хрестьяне" отринули прежнюю веру и "задрав штаны, побежали за комсомолом". "Русь уходящая" отразилась терновыми осенними ягодами в угасающих глазах Поэта. Сейчас как-то не комильфо говорить об этом произведении Есенина. Но было же общее настроение, принятое "гулякой" Было...

 А не связно ли это с неким смещением акцентов, перенаправлении с общего, связывающего нас с Землей, на некую индивидуализацию объекта веры? Сейчас усиленно реставрируется, мало используемый в прошлом веке, термин "богохульство". В связи с делом, в принципе, не стоящем и выеденного яйца, наши телеидеологи вспомнили о кощунницах. Само слово уводит нас в дохристианские времена. Тут же вспоминается сказочный Кощей, ведущий нас к костям, праху наших предков. То есть, не все так однозначно с использованным термином.

 В отличие от наших скороспелых идеологов-перевертышей, эволюция слов более объективна и честна. Изначально на Руси негативное отношение к почитаемому обозначалось совсем другим словом. Оно сейчас не используется, но в вечном кладезе осталось.

 Откроем словарь Даля. Но возьмем не слово "Бог", а казалось бы ниже по рангу -"святой". В отличие от Бога, святых сейчас, включая живущих, воз и маленькая тележка. А для кого-то и палач десятков миллионов соотечественников остается святым. Вот и ответ на изменение вектора развития веры с общего на индивидуалистичное. Бедный Христос. Знал бы он, как сейчас прикрываются его именем и деяниями?

 Но вернемся к изначальному значению отрицания. Говоря о богохульстве, мы как бы сужаем рамки понятия. Жупелом, наклеивание ярлыка можно так укоротить иноверие, что сомневающиеся тут же неумело и боязненно, сжав пальцы щепотью, мелко закреститься. Тем более, что нечто подобное, правда, более солидно, на камеру, совершают наши партийные и государственные деятели разных рангов.

 Но само кто задумывался над самим словом "богохульство". Изначально, исходя из политеизма, оно звучало иначе. Наши предки понимали, что свет Солнца-источник жизни. В словаре Даля сохранилось слово "святохульство". Несомненно, оно возникло задолго до появления на Руси первых святых, вернее, возведенных потомками в этот ранг. Святой для наших предков была сама природа, хранительница человечества. Именно она, а не некие, пусть и наделенные сверхспособностями индивидуумы, давала людям кров, еду и защиту.

 В какой-то момент, думаю, совпавший для Руси с приходом индивидуалистической веры, человек поставил себя выше природы. Тут-то мы и видим резкое проседание графика эволюционного взаимодействия индивидуума и его веры. Это и привело в начале прошлого века к ещё более ужасающему для россиян прогибу. За короткое время изначально ничего не значащий адвокат одномоментно превратился в бога, а для них, да и определенной части наших современников -БОГА. Но тут же его сменило ещё более могущественное существо. Господа сталинисты, мои индивидуальные "икрометатели", без обид. Для вас этот человек не является таковым. Для вас -это Богочеловек, сменивший для миллионов наших предков другого Бога. Нечто подобное происходит и сейчас, и думаю, продолжится дальше.

 Подмена понятий разрушительно действует на нашу нравственность. Достоевский в "Братьях Карамазовых" чуть упростил ситуацию со святохульством. Как-то примитивно выглядит не только сюжет, заземленный на рефлексии, но и фраза Ивана про отсутствие Бога и вытекающей из этого вседозволенности. Скорее всего Федор Михайлович видел не только собственную, но и общую деградацию. Не случайно же уж до того верящий, почти святой при жизни старец Зосима по уходу своему "заблагоухал". Вроде, маленькая деталь, физиология, а так чувствительно ударяет по вере. А через полвека окончательный нокаут.

 Так что же мы потеряли в поисках нового бога? Что творим сейчас, молясь новым идолам, напоминающим ранее поруганных? Общее состояние и можно определить забытым словом "святохульство". Но относится оно не к мифическому для атеистов богочеловеку, и не к его живому воплощению.

 Боюсь, что навсегда потеряна связь с более глубинной святостью наших предков, их отношением к природе, как источнику света и защиты.

 Что же более опасно для моей Корсачки: святотатство аборигенов, живущих в зарослях терновника или их святохульство? Наиболее приемлем дуалистический ответ. Но не зря же сказано про изначальность одного. Приходя на Корсачку, абориген святохульствует, а уже потом святотатствует. Итог же плачевен для потомков: общий терновый венец.

 Ну вот, есть ещё один мешок мусора. Отнесу его обратно им...

 На фото: терновые заросли до и после уборки.