Не удерживай...

Виктор Балдоржиев
Гегель и Ницще, Маркс и Ленин, Пушкин и Маяковский были явлены мне раньше Вивекананды и Ошо, Кастанеды и Цзонхавы, Миларайбы и Хаяма, которых открывал я сам в уже зрелом возрасте. Тернии европейской поэзии, мысли и культуры, где, как и во всякой культуре, все условно и относительно, а значит - выдумано и не очевидно, вживленные в меня, прижились и стали частью моего организма. Но почему я стараюсь не записывать мысли или поэтические строки, которые рождаются именно из этих терний, то есть из опыта европейского, более славянского, мышления? А записав или опубликовав их, жестоко страдаю?
Почему я пренебрегаю своим творчеством, то есть своей обольстительной ложью, когда остальные возводят свою ложь, зачастую очень низкого качества, на высочайшие пьедесталы и олимпы?

Наверное, естеству моему должен был быть присущ опыт восточной мысли, восточной поэзии   (от персов, арабов, уйгуров, монголов, тибетцев, японцев, китайцев и т. д), но этого не случилось, эпоха породила совершенно другой продукт, то есть меня. И это неосуществленное во мне будет всегда пренебрегать тем, что осуществили со мной, хотя любая культура или бескультурье - это только домыслы человека, далекого от точных определений явлений.

Если я побеждаю на каких-то непонятных конкурсах и состязаниях, то это означает, что неосуществленное подаёт ещё признаки жизни и вторгается в моё творчество, желая перебить западную ложь своей, восточной, ложью. Так неосуществлённое начинает сотрудничать с тем, что осуществилось. И такое сотрудничество, не подозревая о каких-то авторитетах и масштабах европейской или славянской культур, не признавая Востока и Запада, а потому смешивая их, как в миксере, создаёт свое, отличное от привычного, восприятие. Может быть, из этого когда-нибудь выйдет нечто толковое, уже не вторичное и не третичное, как и все имеющиеся культуры? К тому же, я не один такой, эпоха породила довольно много разных универсалов, живущих в основном вне пределов национальных образований.

С огромным сожалением я наблюдаю за теми сородичами, которые остались на безводном перепутье между своей и чужой культурой, наивно укрепляясь в мысли, что они проводники между Западом и Востоком, подогреваемые такими же людьми других национальностей. Именно в таком состоянии пробужденный эгоцентризм убивает живые организмы. Ведь чужое в них не прижилось, а своё отмерло, а потому они напоминают вымерший лес, где деревья не падают только потому, что они намертво сцепились друг с другом при падении, но уже не имеют корней. Никакая память или заклинания о величии прошлого и будущего уже не оживит такие организмы, лишенные способности представлять (мечтать), после которого можно созидать. Организм, потерявший корни, генерирующие его идентичность, а вместе с ними и способность представлять будущее своей идентичности, мёртв и может послужить только компостом для последующих поколений.

Поскольку в мое естество вживлены тернии, то, естественно, плоды их – эгоцентризм, страдания и кровь, победы и поражения, а не созерцательная, то есть деятельная радость сосуществования на равных со всеми живыми существами, не знакомая с искусством подавления в себе эгоцентризма и тоской по неосуществимой гармонии. Ведь естество, которому присуща только гармония, даже не знает и не говорит о гармонии, ибо живёт в ней.

Таковы мои сегодняшние представления о некоторых моментах истории. Но имеющий представления угоден будущему чем тот, кто обращён к воспоминаниям. Повернув голову вспять, нельзя двигаться вперёд… Как сказал Омар Хайям: "Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит..."

 
 Виктор Балдоржиев, Russia-Asia-Siberia,
 писатель, хори-бурят.


P. S. В Агинском бурятском округе уже проводятся месячники бурятского (!) языка. На одном из мероприятий в рамках такого месячника организаторы вдохновенно рассказывали настоящие "сказки" по этимологии и истории хори-бурят, говорили только о хори-бурятах, но по лицам собравшихся людей я видел, что в зале находятся представители почти всех родов и племён бурятской народности, а лама после мероприятия сказал, что он хамниган. Интересно, как себя чувствуют в округе представители разных ответвлений бурятского народа - хамниганы, ашебагаты, хонгодоры, эхириты, булагаты, баргуты, сартулы, сойоты, сонголы, джалаиры и множество других людей, когда говорят только об одном ответвлении бурят - хори?

Сегодня утром от нас уехали наши родственники из Монголии. До границы от нас километров пятьдесят... Часто замечаю, что жители этой страны сожалеют, что не знают или плохо знают русский язык, а их родственники, живущие в России, говоря на русском языке, прямо-таки демонстрируют перед ними своё превосходство, хотя и на русском, и на бурятском (монгольском) говорят одинаково плохо, но сами они об этом даже не подозревают...

В последние годы очень заметно, что многие жители Монголии легко осваивают английский и другие языки. Но большинству российских бурят иностранные языки даются с большим трудом. Может быть, в Монголии хорошо осваивают иностранные языки потому, что никогда не теряли своего языка? Может быть, в России, потеряв свое и не освоив чужое, очень трудно овладеть ещё чем-то, ибо всякая халява выходит боком, а любое дело требует основательности и конечного результата? Итог: месячник родного (!) языка. На официальном уровне...С подобающими такому обществу улусной торжественностью и захолустной гордостью.

2018 год.