II. Дезадаптация. Трое!!! Трое?!?

Белый Лис
Я всегда мечтала о большой семье. Наконец-то у меня было трое детей. ТРОЕ!!! Я была счастлива, моя душа пришла в то состояние равновесия, которое возникает, когда семья полная. У меня появился еще один желанный долгожданный ребенок, которого я любила (насколько способна была любить человечка, которого пока еще не воспринимала как свое продолжение).

В некоторых ситуациях с Мариной было несложно. Например, она легко сошлась с соседскими детишками, и они приняли девочку в свою компанию. Она была определенно ориентирована на сверстников, даже скорее на детей помладше. Когда Марина играла с моей доченькой (а она это делала только по собственному желанию и позыву души), мою душу переполняла нежность, когда они с сыном увлекались играми – сердце мое радовалось. Во время прогулок, на площадке (пока мы еще не отказались от них) я понимала, что СЧАСТЛИВА!!! Многое забывалось и прощалось в такие минуты. Было очень трогательно наблюдать за детками, как они играют, бегают и смеются вместе. На улице Марина вела себя довольно прилично, в обществе у нее срабатывало стремление к социально приемлемому поведению.

Гулять Марина любила. Это был целый мир вокруг, новый, красивый, неизведанный, без заборов и преград. Правда, первое время именно это вызывало у меня некоторые опасения. Отсутствие преград было весьма опасно при несформированной привязанности к новым родителям. Девочка могла спокойно пойти в любую сторону, выйти на дорогу, заговорить с первым попавшимся прохожим, угоститься конфетами у чужого человека. Но пока она была под моим присмотром, я была за нее относительно спокойна. Хотя разъяснительная работа, конечно, предстояла большая.

Все мои дети были похожи внешне, поэтому у посторонних людей не возникало лишних вопросов. Соседи, конечно, все знали, но только порадовались за нас и за девочку. Марина умела произвести хорошее впечатление, она обладала определенным очарованием и с окружающими взрослыми умело им пользовалась. Конечно, в таких поверхностных отношениях со всеми подряд не было ничего хорошего, но уж лучше так, когда ее принимают, чем когда отвергают и осуждают нас как приемных родителей. А избирательность и глубина, я надеялась, появятся со временем. Пока мы добавили в расширенный круг значимых взрослых бабушку, крестную и маму лучших друзей. С остальными учились держать дистанцию, особенно с незнакомыми людьми.

Дома трое детей, конечно, разными способами проявляли свою потребность быть с мамой. У малышки был кризис восьми месяцев, она наконец-то осознала себя не просто моим продолжением, а отдельной личностью. Из страха быть оторванной от мамы дочурка постоянно висела на ручках, на ноге или, в крайнем случае, сидела на моих тапочках, если у меня были заняты руки. Даже учиться стоять и ходить она желала, только держась за меня. Каталки, стулья, шкафчики не воспринимались как опора.

В тоже самое время сын «наматывал» вокруг меня круги, как вокруг новогодней ёлки: «Мама, возьми меня на ручкиии!!!». Марина не знала, хотела ли она на ручки, но на всякий случай  просилась, за компанию с братом.
- Давайте, я по очереди вас поношу на руках?
- Нет, меня одного надо! Убери малышку! Не пускай Марину!!!
- Нет-нет, надо вместе!
Совершенно выбившись из сил, я укладывалась на кровать, а они все втроем по мне ползали, скакали, кувыркались, обнимались. Зачем у нас половину площади детской занимает спортивный комплекс? У них же есть мама, которая лучшая в мире горка, трамплин, батут и лесенка. Долго мне пришлось ходить в синяках, сын давно привык, что нельзя на маму наступать ногами, локтями, кулаками и коленками. А Марина границ дозволенного вообще не чувствовала и часто причиняла мне весьма ощутимую боль. Зато все были довольны, с «небольшими» потерями внешней эстетики и физического комфорта у мамы. На самом деле все эти мелочи жизни – неотъемлемая часть материнского счастья. В этом плане меня все устраивало.
Расстраивало только противная привычка Марины вертеться под ногами, вернее, в ногах,  в буквальном смысле. То есть, если я стояла, то она становилась прямо передо мной, облокачивалась, вытесняя с места. Если я пыталась идти, то она с каждым шагом перемещалась именно туда, куда мне надо было поставить ногу. Тоже обычная привычка детей, доведенная до умопомрачающего максимума. Я шаг вправо – там уже занято, придерживаю ее голову, отводя в сторону, делаю шаг влево, а она уже там! Плохо, что иногда в такие моменты в руках мог быть кипяток, что-то острое или тяжелое.

Туалет. Стоит ли про это рассказывать? Все через это проходили, по крайней мере, с маленькими детьми. Просто мои «маленькие» были разного возраста. Малышке положено по возрасту во всем «контролировать» маму, сын еще не так давно был маленьким и еще помнил, что даму обязательно надо сопровождать везде, куда она изволит пойти, и поддержать ее «в трудную минуту». А Марина, ну куда же без нее?
- Дети, вы все сюда не помещаетесь!
- Мама, а я на коленочки сяду!
- У меня на коленочках малютка.
- А ты ее в руки возьми!
- А Марину куда?
- Мама, а я мОжу на шею сесть!
- И как я всех вас выдержу?
- Ну, мы же будем тебе помогаааать!!!
Эх! А ведь даже короли ходят в тайную комнату пешком и без сопровождения. Все, кроме мамы. Особенно многодетной!

Вообще стремление быть постоянно «пред лицем моим» привело к пониманию того, что в нашей квартире много лишних комнат. В принципе нужны-то всего два помещения: кухня и туалет, (надо подсказать органам опеки, чтобы они это учитывали во время осмотра жилищных условий), причем, чем кухня меньше, тем лучше. Потому что со всей кучей игрушек постоянно кочевать за мамой из угла в угол очень проблематично. А еще мама иногда удаляется в другую комнату переодеть малышку или еще за чем-то? Отдохнуть? Что за слово такое – не, не слышали! А попробуйте-ка вовремя среагировать и перетащить все детальки лего, паровозики, машинки, куклы и прочее жизненно необходимое вслед за мамой! А она через пару минут снова на кухню! Вечное состояние мобилизации!
- Дети, кухня не место для игр!!!
- Как это? А зачем же она?
- Нет, это не минное поле, это наши игрушки. Да, они нужны нам все разом!
- Мы тебе не мешаем, мы тебе показываем, что мы придумали и помогаем, - видимо «морально поддерживают».
- Зачем играть в детской? Тебя же там нет, мама!
- Ты устала? Так ты же ничего не делаешь! Поиграй с нами! Уже поиграла? Так это же было давно!!! (пятнадцать минут назад).
- Мы не баррикадировали дверь. Мы просто вынесли игрушки из кухни, как ты и просила!
Зазвонил телефон? О! Без нас мама не справится, вопрос только, кому выпадет честь подать в руки аппарат? Не понимаем, почему мама ругается? Никакие кнопочки мы не нажимали, здесь и кнопочек-то нет, один экран. Да, он перестал светиться, но мы-то здесь ни при чем. Батарейка, наверное, села. Опять звонит! Вот теперь мы точно поможем. Чур, я заберусь на плечи! - А я на коленочки! – Мама, я буду помогать тебе держать телефон! – А я буду помогать разговаривать. Да что там, я могу вполне поговорить ЗА тебя! – Ой, куда это мама уходит? МАМАААААА!!!!
Все это будни многодетной мамы, по большому счету радостные. Когда мы еще сможем почувствовать себя настолько любимыми, нужными и востребованными? Были, конечно, и другие проявления. Например, дележка игрушек. Это знакомо, наверное, всем, у кого детей больше одного.
Сын привык жить один, и все игрушки всегда принадлежали ему одному. Разумеется, случались ситуации, когда с ним кто-то чем-то не хотел делиться. Но маленький возраст оправдывал его желание владеть «всем миром». Теперь же он подрос. Мы готовились отдавать его в садик. Так что такие случаи были для него полезны. Своими игрушками он делился легко, но и к марининым проявлял повышенный интерес. Она же категорически не желала расставаться со СВОИМИ игрушками, это были первые в жизни игрушки, которые принадлежали именно ей. А малыш этого совсем не понимал. Ему просто было интересно поиграть чем-то новым. Так что поначалу бились «смертным боем».
Потом Марина отпустила ситуацию и перестала дрожать над своими богатствами. Началась уже дележка другого плана. Сынок возьмет машинку – Марина в рев:
- Я тоже ее хочу!
- Возьми другую!
- Нет, я эту хочу!
- Мальчик взял ее первый, поиграет, положит на место, тогда ты возьмешь.
- Нет, я сейчас хочу!
- Тогда договаривайся или играйте вместе!
 - Нет, я хочу самаааа!
- Малыш, можешь уступить Марине эту машинку, а себе взять другую?
- Марина, на! Я себе вот эту возьму!
- Нет!!!! Я хочу эту!!!
- Ты же просила ту!
- Нет, не хочу ту! Хочу эту, которой он играет!
Казалось бы, знакомая ситуация, все дети так делят игрушки, но… она тоже была доведена до крайности. Постепенно как-то прояснялось, что она не просто повторюшка, у нее нет своих желаний. Она могла проявлять не-желание что-то делать, при этом полностью растворялась в желаниях других. Потрясающее упрямство сочеталось с удивительным приспособленчеством. Я пока не разобралась, что с этим делать. Во всем этом прослеживалась какая-то незрелость что ли. Хотя, даже младенец знает, чего он хочет: кушать, на ручки, спать, потрогать что-то и т.п. А тут какая-то стадность, желание раствориться в общей массе, иногда «удобность», которые вводили в ступор.
- Кому налить молока?
- Мне не надо – первая отвечает Марина.
- А мне надо.
 - И мне надо!
- Марина, ты хочешь молока?
- Нет.
- Зачем просишь?
- Мне тоже надо.
- Дайте, я вас обниму.
Марина стоит в сторонке, мнется. Сынок радостно:
- Меня обними! – бежит ко мне.
- И меня тоже!
- Кто хочет порисовать?
- Я не хочу, я буду в куклу играть.
- А я хочу порисовать.
- И я тоже!
- Марина, а ты хочешь рисовать, потому что на самом деле этого хочешь, или потому что этого хочет твой брат?
- Потому что хочет брат.
- У тебя могут быть свои желания.
- Нет, мне надо тоже.
Такие диалоги у нас происходили десятками на дню: «И я!», «И мне!», «Я тоже!» При этом Марина старшая, это не она должна повторять, а за ней. Но пока было все с ног на голову.
Подала сыну носочки, Марина их выхватила из моих рук и закричала:
- Это мои!
- Марина, это не твои, это носочки для мальчика с машинками!
- А у меня неееет носочкоооов!
 Ну, бедное создание, вы посмотрите! Когда мы принимали в семью девочку, то, разумеется, приобрели все необходимое в нужных количествах. Комод и шкаф просто ломились от ее вещей. А уж новеньких носочков было просто видимо-невидимо, на любой вкус.
- Это у тебя нет носочков?
- Нетуууу!
- Совсем нет?
- Совсеееем!
Я открыла ящик с ее вещами, достаю:
- Вот розовые носочки, вот сиреневые носочки, вот розовые в полосочку, вот сиреневые в полосочку, вот белые с цветочками, вот зеленые с кружевами, вот малиновые, вот голубые с бабочками…
- У меня нет таких носочков с машииинкамиииии!
Ну что тут скажешь? Вся красота разных цветов и фасонов была не нужна, надо было просто как у других, неважно как.

Тем не менее, надо отметить, что жадностью Марина не отличалась, если надо было поделиться конфетами, то она без проблем делилась половиной, если надо было отдать машинку капризничающему брату, то после просьбы она легко отдавала и находила взамен себе другое занятие. Вот такое противоречие характера. Посмотрим, что в итоге победит.

Но поначалу в моей жизни многодетной мамы было и много забавных случаев. Когда старшие дети играли вместе, и у меня появлялась возможность немного позаниматься своими домашними делами. При этом одно ухо всегда прислушивалось ко всем звукам, доносящимся из соседней комнаты, что там делают дети, не сорятся ли, не лезут ли, куда не следует, никто ли из детей не плачет и т.п.  И вдруг!!! Ааа!!! Кто это??? Со стороны темной комнаты в дверном проеме показалась фигура…. Я чуть не подпрыгнула от испуга! Повернув голову, я увидела, что это малышка выползает ко мне. Она в комнате тихонько сидела и играла с игрушками все это время, а теперь вот решила присоединиться к нам.

Подобные ситуации в первые дни случались не раз, то сын появлялся с неожиданной стороны, то Марина. И только спустя несколько дней в моем мозгу начали работать три независимые антенки, каждая из которых была настроена на определенного ребенка. Теперь не только сердце, но каждая клеточка мозга знала, что у меня детей ТРОЕ!!!