Водоход-2015, удивление второе - чудесное

Еквалпе Тимов-Маринушкин
2-я часть: «Удивительные люди».

     Лет десять назад мы с женой уже как-то путешествовали на теплоходе «Георгий Чичерин», сошедший в 1987 году со стапелей восточно-немецких верфей, поэтому, поднимаясь на борт его старшего на три года брата-близнеца «Леонида Соболева», точно знали чего ждать. Просторное почти 130-ти метровое судно в длину и двадцати метров в ширину имеет четыре комфортабельные пассажирские палубы. На борту имеется около двухсот пассажирских кают, которые по своему размеру, комфорту и дизайну ничем не уступают современным морским лайнерам, ныне курсирующим на просторах Балтики. Во всяком случае, там, где нам (с женой и детьми) доводилось бывать. На теплоходе в наличии четыре бара-ресторана, кинозал, сауна, различные сувенирные магазинчики и лавочки. В общем, мы знали, что увидим, когда выбирали очередной «тур удивлений», но не знали, как он будет организован. А потому о пароходе больше ни слова (читай на сайте «Водоход», если хочешь), а здесь о людях, которые творили, как принято теперь говорить, «сервис» на борту.
     Странное это, неживое слово - «сервис».
     Не находишь?
     Не нравится оно мне. Не знаю почему. Но когда я слышу его, мне сразу представляется темный гараж с разобранными автомобилями, грохочущими и шипящими станками, лениво бродящими в разные стороны рабочими-спецами. Или наоборот, огромный современный магазин-ангар с высокими полками, заваленными товаром под самую крышу, где практически никого нет кроме суетливо бегающего в белых халатах персонала и разъезжающих в разные стороны автокаров. От такого «сервиса» (в обоих случаях) начинаешь чувствовать себя маленьким, глупеньким, никчемным и, главное, лишним в нём.
     Так вот, здесь (на теплоходе) такие мысли, что в принципе для нашей сферы обслуживания действительно редкость, у нас совсем не возникали. Спасибо Времени, в котором мы живем. Похоже «лёд тронулся, господа присяжные заседатели» и в этой сфере, а это очень приятно, ведь мы все так любим путешествовать.
     Ну а как же?
     Новые впечатления, новые просторы, горизонты, знания. И по мере наших возможностей – эти впечатления должны быть максимальны (как говорит М. И. Веллер в книге «Всё о жизни»), а для этого мы почему-то считаем, что надо обязательно улететь, как можно дальше и быть там, как можно дольше.
     Но, улетая дальше и на дольше, мы перестаем видеть, говоря словами великого доктора-философа Андрея Курпатова, здесь и сейчас, дома у себя, то есть. А это весьма опасно. Помнишь, как высказался домовенок Кузя в мультике из нашего детства: «Не хозяин тот, кто не знает своего хозяйства».
     Мне доводилось встречать множество Петербуржцев, проживших в городе практически всю свою жизнь, но ни разу не побывавших в Эрмитаже, Русском музее, на куполе Исаакия, в штольнях фонтанов Петродворца, на ореховой аллее Ораниенбаума, не посетивших ни одного музея-заповедника пригорода великого города.
     Время снова и снова, очень ненавязчиво и интеллигентно прелагает взглянуть вокруг и неожиданно узреть, как…
                …здесь торжественно и стильно
                звучит История из каждого угла,
                и сонмы призраков так сильно
                златые помнят купола.
                Но даже здесь, узрев Исаакия величье,
                застыв у бронзового всадника Петра,
                затылком чувствую я наготу девичью
                моей реки по имени Нева.
     И как…
                …Аврора с якоря сошла
                стоят матросы в ряд,
                и по Неве опять пошла,
                как много лет назад.
                А чайка над её трубой
                висит, кричит, снуёт.
                Один Нахимовец смешной
                честь, молча, отдаёт.
                А дирижер, взмахнув рукой,
                Славянки плач включил,
                над крейсером и над рекой
                марш полетел, поплыл.
                Мосты и люди машут вслед,
                ну, будто бы, родной,
                и верят, что не будет бед,
                её вернут домой…
     …и много-много чего ещё, получив «хорошую затрещину» от обидевшегося на нас с тобой Времени. Ну да оставим его в покое, наконец, и вернёмся к нашей теме (о туриндустрии).
     В своих путешествиях по многим (около двадцати) популярным ещё до недавнего времени зарубежным маршрутам, мы не могли не заметить их одинаковость, однотипность, однобокость что ли. Куда б мы не прилетели, везде и всюду чувствовалась рука одного дирижера, царство одного стандарта и правила, никакой индивидуальности, никакой самодеятельности, полное отсутствие «души», даже язык общения один – наш, ну или, в крайнем случае, английский. Прямо скажу – это очень удобно, спокойно, аккуратно, не волнительно, но со временем становится крайне безэмоционально. А, кроме того, в какой-то момент чувствуешь странное гнетущее навязчивое желание зависимости  от этих «бездумных путешествий», как к этим «гадким гаджетам», поглотивших всё наше информационное пространство теперь.
     Это и понятно, престижно, как никак в отпуске побывать где-нибудь «за бугром». Опять же, электронным друзьям в «Одноклассниках» или «Вконтакте» похвастаться надо фотками, мол, смотрите - был. К тому же действительно недорого (бывало намного дешевле, чем по нашим курортам) и доступно. Но даже сквозь всю эту чепуху спустя какое-то время начинаешь основательно томиться там состоянием полного застоя событий, мыслей, ожиданий. Нет никакого сомнения, что хозяин этого странного «острова счастья» (ну, современной туриндустрии, то есть), как в мультике «Незнайка на Луне», где на таком острове из людей производили жаждущих всепоглощающей «развлекухи» баранов, один. Везде и всюду похожая друг на друга кухня без национальных особенностей и колоритов, даже в кафе и ресторанах вне отелей и гостиниц. До полного одурения одинаковая детская, да впрочем, и взрослая анимация. Удивительно однотипная сувенирная, сладко-медовая и подарочно алкогольная продукция (посмотри у себя в старом ящике сувениров), меняется лишь надпись на них. И всё! Различие лишь в наборе экскурсионных маршрутов, предоставляемых отелем (или тур-фирмой), да и то, если тебе повезёт и гидом окажется местный житель (читай «Абас из Бурсы»). То есть, чем больше ты в пути по «острову счастья», тем меньше удивлений, загадок, чудес и желаний. Всё крайне предсказуемо, даже виды в окне твоего номера отеля.
     Другое дело у нас, здесь до полного абсурда всё совершенно наоборот. Нисколько не утрируя, не могу не заметить из опыта своих путешествий по нашей великой и необъятной, что практически всегда и везде всё настольно непредсказуемо, нестандартно, зависимо от ситуации и настроения конкретного человека, встретившегося тебе на пути, что всегда приходится быть в тонусе, волнении и начеку.
     Может поэтому, а может и потому, что у нас вообще принято считать «сферу обслуживания» туристов «никакушной» (как выражается моя мама), мы были сражены отношением людей на теплоходе «Леонид Соболев», по-настоящему подарившими нам этот пятидневный рейс, да так, что и придраться не к чему. (Правда-правда, не только на мой совсем даже и непривередливый вкус, но даже и на весьма субъективный взгляд знаменитый «Вани Ванючей», лазающей, где «не попадя» под радостный гомон телезрителей.)
     Да-да нас удивили люди, обычные неравнодушные люди, которые, похоже, просто любят и уважают свой труд. И что совсем интересно – это были, в подавляющем числе своем, весьма молодые люди: от 18-ти до 30-ти.
     Ну-у…, во-первых, ВСТРЕЧА.
     Ах, какая всё-таки была встреча!
     Войдя на борт «Леонида Соболева» мы неожиданно для себя попали под звонкое рукоплескание, туш аккордеона и яркий глас народных песен всей (около 10 человек) администрации круиза, собранной здесь в главном холле судна по случаю нашего прибытия. Каждому из нас был грациозно на «старинный манер» с шутками, да прибаутками подан каравай хлеба и соли. Пока мы плясали и пели с ряженными в старорусские деревенские сарафаны и рубахи артистами, девушка-оператор за стойкой «ресепшена» (как принято теперь говорить) быстро оформила наше прибытие на судно, вручила ключи от кают и объяснила, как их найти.
     Во-вторых, КУХНЯ.
     Ах, какая была кухня в течение всего пятидневного тура на этом прекрасном теплоходе-пансионате»! Люблю, знаешь ли, вкусно и красиво поесть, да и попить, конечно же. Не могу не отметить, что выбор вин в меню вполне достойный (около ста видов - не стану их перечислять), да и цена в два-три раза дешевле, чем в «кафешках» Сочи и Ялты (читай удивление Сочи, за Ялту пока боюсь браться – надо доосмыслить кое-что).
     Наш столик на четыре человека размещался в правом дальнем углу (по ходу судна) огромного по корабельным меркам ресторана у двух витражных окон, открывающих нам потрясающий вид одновременно и на убегающий кильватерный след за кормой судна, и на набегающие просторы по его правому борту.
     Завтрак с приличным (около двадцати) набором различных блюд, нисколько не уступающих (а по качеству блинчиков и оладушек, даже превосходящих) кухне финских паромов, являющихся для нас теперь, по-видимому, эталоном для сравнения, проходил по принципу самообслуживания, типа «шведский стол».
     Обед и ужин – ресторанная система из пяти порций (салат, первое, второе, десерт, сок) по индивидуальному выбору путешественника из трёх-пяти наименований на каждое блюдо. Вкус, оформление, подача, внешний антураж и плюс ко всему этому потрясающие виды за бортом создают незабываемые впечатления и желание поднять бокал сухого белого за команду (что мы и делали, кстати регулярно).
     В-третьих, РАДИО.
     Ах, какое всё-таки «радио» (в смысле работа дикторов на нем) на теплоходах Водохода! Это и ненавязчивая, приятная, эксклюзивная музыка. Это и подбор информационного материала. Это и красота речи. Особенно на «Чичерине» (где мы были в прошлый раз).
     Ты слышал когда-нибудь Питерское радио?
     Что?
     У тебя нет дома радио?
     Жаль…
     Зачем тебе радио, у тебя есть три ТВ и пять УКВ-приемников везде и всюду?
     И ты действительно так считаешь?
     Жаль, повторю тебе снова.
     Разве могут информационные и музыкальные каналы телевизора, автомобильного приемника, или хуже того «электронного монстра» (ну, компьютера) заменить настоящее живое радио?
     Я удивлен и даже немного расстроен.
     Жаль, говорю тебе, очень жаль... Тебя!
     А мне вот (благодаря любимой моей, она не мыслит и дня без Питерского радио)  удалось не забыть, как когда-то давно в детстве мы с тобой поднимались рано утром в школу под звуки «Пионерской зорьки». Как, возвращаясь со школы, мы взахлеб слушали вечно-живые литературные программы, сценки, беседы с артистами-современниками, писателями, поэтами, композиторами. А поздно ночью (после 23.00) после отбоя в тайне от родителей мы тихохонько сидели на кухне, приложив ухо к радиоприемнику, и вслушивались в различные музыкальные программы типа «Зарубежная эстрада».
     Помнишь?
     Так вот – это радио в моем городе ещё пока радует и живет вместе с нами. Утром в рабочие дни с 06-00 до 09-00 - неподражаемый Ленинградский диктор Юрий Гати своим бархатным баритоном будит Питер. Днём в течение коротких литературных очерков известные артисты и писатели нет-нет, да напомнят вдруг о красоте и величии нашего языка. А утром и днём в выходные - неподражаемые Владимир Машенков, Михаил Скрипка, Ильи Лазерсон совершенно по-домашнему, по-свойски, что ли рассказывают про наши садовые участки, рецепты новых блюд, важные события в городе, приглашая нас на новые городские премьеры. В эти часы на Питерском радио утихает даже навязчивая реклама всякой там «гадости», типа памперсов и пищевых добавок, которые захватили теперь всё информационное пространство страны.
     Именно такое радио мы слушали на маршрутах «Водохода», к тому же с живой декорацией всего того, о чем идёт речь, вокруг нас, за окном каюты.
    Только ради свидания с ним следовало быть здесь.
    Такой неистеричной эрудиции диктора, подбора материала, любви к окружающему нас родному краю, красивой литературной речи, поданной со скорость, как и положено, шестьдесят слов (не более) в минуту, мы поистине давно не слышали!
     Ну и, наконец, в-четвертых, ДОСУГ.
     Ах, какой действительно продуманный был нам предложен досуг!
     Ни минуты мы не оказывались, предоставлены сами себе. Каждый день мы участвовали на одной-двух экскурсиях. По возращению на судно попадали на  различные викторины и конкурсы с замечательным ведущим Александром. После ужина всегда проходили концерты живой музыки и голосов Сергея и Татьяны, выступление неподражаемой бальной пары Романа и Анастасии, вечера классической рояльной музыки с Марией Александровной. При этом каждый раз что-нибудь новенькое, незабываемое, никакого повторения и однообразия.
     В течение всего круиза мои девчонки с удовольствием ходили на «мастер-классы» бальных танцев, рисования, пения. Несколько часов в день уходило на игру в детском баре в «Мафию», допоздна засиживались вечером на дискотеке, участвовали (что, кстати, им совсем несвойственно) во всех «самодеятельных» выступлениях в актовом зале. Кроме того, каждый день ходили на утреннюю зарядку на верхней палубе, в кинозал на просмотр кинофильма и прочее, прочее, прочее.
     В общем, покой в этом путешествии мне только снился, да и то уже дома, так как спать действительно было некогда. А после привыкания к безделью в турах по «острову счастья» (да и удивил-то меня там, только Абас) – это просто чудо, неподражаемое, удивительное ЧУДО!

Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
30.10.2015г.