Колпак

Артем Фатхутдинов
Виктор в очередной раз перевернулся с боку на бок, затем лег на живот, через десять секунд он оказался на спине, и, наконец, встал с кровати.
Электронные часы на тумбочке показывали 1:58. Спать оставалось всего четыре с половиной часа, но сон приходить категорически отказывался. Вместо него в голове водили хоровод дурные мысли, отогнать которые Виктору не удавалось никаким образом.
- Что случилось? – хриплым шепотом спросила Ирина, приподнимая растрепанную голову с подушки.
- Ничего. Просто не спится.
Осторожно на цыпочках, чтобы не разбудить ребенка, Виктор прошел на кухню и сделал из чайника несколько глотков прохладной кипяченой воды. Так вот ты какая – совесть, подумал он. Через мгновение решение было принято и, допив оставшуюся воду, он направился обратно в спальню.
Вся эта история началась прошлым утром, когда Виктор в самом лучшем расположении духа как обычно около семи утра вышел из дома и направился к своей машине. Утро было просто замечательным. Синее небо без единого облачка, капли росы на траве, свежий воздух, еще не разогретый июльским солнцем и не отравленный выхлопными газами тысяч автомобилей, которые в данный момент мирно отдыхали в тишине дворов спального района, ожидая появления своих хозяев, чтобы вернуться в незаконченную вчера вечную гонку.
Открыв машину, Виктор завел мотор и вышел подождать, пока тот нагреется. Обойдя автомобиль, он вдруг увидел, что на правом заднем колесе отсутствует колпак. Сердце его упало. Потерял!
Чертыхаясь, Виктор стал внимательно осматривать машину со всех сторон в поисках других сюрпризов. Но все было в порядке, исключая то, что на одном колесе вместо блестящей серебристой пятиконечной звезды зияла черная дыра стального диска с пятнами грязи непромытых участков.
- Что-то стряслось? – услышал он голос рядом с собой. Это был пожилой мужчина в красной футболке и синих джинсах. Он с брелока открыл большой черный внедорожник, припаркованный рядом с его машиной и повернул ключ в замке зажигания.
- Да вот... колпак потерял! – сокрушенно ответил Виктор.
- Колпак? – усмехнулся сосед, - вот ерунда! Тут во дворах таких машин, как твоя, десятка два наберется, а то и больше. Сними с любой, да и все.
Он ловко запрыгнул в водительское кресло и подмигнул Виктору:
- Ха, колпак!
Через секунду внедорожник с визгом тронулся и пронесся по пустому утреннему двору.
Больше всего на свете Виктор любил порядок. Он начинался с расположения папок на рабочем столе его компьютера и заканчивался мягкой салфеткой с бардачке машины, чтобы стереть лишнюю пылинку с панели. Отсутствие колпака на колесе – это был очаг хаоса в его жизни. Забудь про него сейчас, завтра ты будешь ездить с перегоревшим габаритом, а послезавтра – с дыркой на бампере. Виктор не мог этого допустить, поэтому мысль о колпаке не давала ему покоя. Его новый «солярис», без единой царапины, с еще пахнущим новым автомобилем салоном, теперь казался ему чужим. Подъехав к офису, он попытался припарковать его таким образом, чтобы люди, выходящие из здания, не видели его позора, а включив компьютер, первым делом стал искать в интернете стоимость нового колпака.
Стоил колпак не сильно дорого – около тысячи рублей. Но и эта сумма была для Виктора весомой, учитывая ежемесячные отчисления за ипотеку и автокредит. Кроме того, привыкший к порядку во всем, он тщательно планировал свой бюджет, и эта лишняя тысяча явно выпадала из общего плана. Что уж говорить о том, что автосалон, где можно было купить искомый колпак, находился чуть ли не на другом конце города, куда после работы из-за пробок добраться было крайне не просто. В общем, взвесив все обстоятельства, Виктор решил отложить покупку колпака до выходных.
Дурное настроение не покидало его весь день. Вернувшись вечером домой, поужинав и усевшись за телевизор, Виктор лишь делал вид, что внимательно смотрит передачу, на самом деле, прокручивая в голове мысли о том, на чем можно сэкономить, потратив лишние деньги на колпак.
- Папа, когда ты мне купишь мстителя? – услышал он вдруг рядом с собой голос сына.
- Что? – Виктор не сразу въехал в вопрос.
- Мстителя. Ты уже давно обещаешь мне купить его, но все время забываешь.
- Какого еще мстителя?! У тебя игрушек мало? – внезапно взорвался Виктор.
Алеша стоял рядом, потупив взор. Отец выдохнул и понял, что был слишком резок с ребенком.
- Зачем тебе он? – уже спокойно спросил Виктор.
- Сейчас у всех есть мстители, - грустно произнес Алеша, - у Саньки – Халк, у Захара – Капитан Америка, а я хочу Железного человека. Или Человека-Паука. Или...
- Сколько он стоит, твой Мститель? – перебил его отец.
- Где-то тысячу, - скромно ответил сын.
Виктор вздохнул.
- Леш, сейчас денег нет, давай поговорим об этом позже.
- Ну, вот, - насупился Алеша, - ты говорил мне это уже раза три.
- Разве?
- Да.
Действительно, Виктор что-то подобное припоминал, но всегда отмахивался от подобных просьб. Покупать какую-то фигурку за тысячу рублей, которая если не сломается через неделю, то через две отправится в забвение, потому что вместо «мстителей» появятся какие-нибудь «завоеватели» или другие черти. Вот еще!
Перед сном он пошел выгуливать собаку. Проходя истоптанными дорожками погрузившиеся в вечерние сумерки дворы, Виктор вдруг вспомнил слова утреннего незнакомца. Черт возьми, в самом деле только в двух соседних дворах он насчитал целых три «соляриса» с колпаками, как у него. А что если действительно взять да и снять один?
Вообще Виктор был честным человеком. Он ни разу ничего в своей жизни не украл, да и сама идея об этом была ему отвратна. Но сейчас при мысли о колпаке он почувствовал возбуждение и небольшой впрыск адреналина. Действительно, думал он, снять колпак да и все. И не надо думать, на чем сэкономить, не надо ехать через весь город, не надо стыдливо парковать машину, чтобы изъян был не виден. Уже сейчас все будет в полном порядке.
Нервно покусывая губы, Виктор навернул по меньшей мере пять кругов по соседним дворам, пока не приметил машину, стоящую в самом углу под тенью деревьев. Он несколько раз прошел мимо нее, оглядываясь по сторонам и наверх, где с балкона или окна могли увидеть его злодеяние. Опасно, рассуждал он, а я еще с собакой, увидят и запомнят не меня, так ее. Да и что это вообще мне взбрело в голову? Я же не вор какой-то, а добропорядочный человек. Рассуждая таким образом, Виктор уже собрался идти домой, но в какой-то момент, в очередной раз проходя мимо чужого «соляриса» на не своих ногах подскочил к машине и отодрал заветный колпак. Колпак отошел почти бесшумно с легким щелчком, но даже он показался ему громче грома. Сунув колпак под футболку, Виктор быстрым шагом направился в свой двор, постоянно оглядываясь – нет ли погони. Погони не было, только колпак царапал живот острыми пластиковыми краями.
Оказавшись возле своего автомобиля, Виктор снова воровато огляделся и пристроил колпак на место. Затем он внимательно осмотрел машину со всех сторон. Никакого намека на кражу не было. Колпак был абсолютно идентичен остальным, и казалось, что с момента покупки на этом колесе стоял именно он. Решив не привлекать к себе больше внимания, Виктор тут же решительно направился домой.
Но облегчения не было. Вместо спокойствия, которое он вроде бы должен был обрести после случившегося, ведь проблемы, которую нужно было решать больше не было, Виктор беспокойно ворочался в постели и никак не мог уснуть.
Он думал о хозяине автомобиля, который теперь оказался в ситуации, в которой еще недавно был он сам. Теперь бедняге придется ехать за чертовым колпаком, тратить время и деньги, размышлял Виктор. А как он расстроится, когда завтра утром обнаружит пропажу. Я-то потерял колпак, а в его проблеме будет виновный. И этим виновным буду я! Что он мне сделал плохого? Может быть владелец того «соляриса» хороший человек? Может даже этот человек – женщина. А вдруг это одинокая женщина?
Вот в такие цепочки скручивались мысли в голове Виктора пока наконец в 1:58 он не вскочил с кровати. Выпив кипяченой воды из чайника, он твердо решил завтра вернуть колпак и, немного успокоившись на этом, забылся до утра беспокойным некрепким сном.
Следующим вечером он прямиком направился в тот двор, где сутки назад совершил кражу. «Солярис» стоял в том же углу, но на другом месте, а значит хозяин брал машину. Обойдя вокруг автомобиля, Виктор убедился, что колпака нет и осторожно вытащил его из-за пазухи. Когда вновь прозвучал щелчок, дело было сделано.
С чувством выполненного долга и огромным облегчением Виктор направился домой. В ту ночь он спал, как убитый.

Егор никогда не был верующим или набожным человеком. Напротив, девизом его существования было – живи для себя, окружающие сами о себе позаботятся. Честность, порядочность, доброта – это все, конечно, хорошо, но в реальном мире мало помогает выжить.
Однако в то утро он стоял перед своей машиной в благоговейном страхе, как будто за рулем его «соляриса» сидел сам Святой Петр, а на салонном зеркале болтались не миниатюрные боксерские перчатки, а ключи от ворот Рая. Разумеется, машина был пуста, но колпак! Колпак!
Три дня назад, припарковавшись во дворе, он заметил, что одно колесо его железного коня  потеряло декоративный колпак. Невеликая потеря, решил он, и в ту же ночь свистнул аналогичный с машины в соседнем дворе. Делов-то на две минуты, подумал, он, когда с щелчком вставил ворованный колпак в свое колесо, и удовлетворенный направился спать.
Каково же было его удивление, когда по прошествии одного дня колпак с того же колеса пропал снова!
Егор задумался. Совпадение? Случайность? Стоя утром возле своей машины и размышляя над произошедшим, он не услышал, как сзади к нему кто-то подошел.
- Молодой человек, возьмите почитайте.
Перед ним стояла старушка системы «божий одуванчик». Маленького роста и согнутая в пояснице, она едва доставала ему до груди. Из-под берета торчали пряди седых волос, лицо было бледным и морщинистым, но яркие голубые глаза светились жизнью.
- Это бесплатно, сынок, возьми, - она протянула ему тонкую книжицу в мягкой обложке.
Егор задумчиво взял подарок и пролистал. Дешевая серая бумага, мелкий шрифт. На обложке было написано «Евангелие», а внизу комментарий – «Распространяется бесплатно».
- Спасибо, - буркнул он и бросил книжку на пассажирское сидение.
Произошедшее весь день не выходило из его головы, и к вечеру он решил начать новую жизнь. Все ясно, решил он, я совершил в своей жизни немало плохих поступков, и сейчас Бог дает мне шанс исправится. И дело было не только в колпаке. Он вспомнил про своих любовниц и вечно обманутую жену, вспомнил друзей, которых предавал ради звонкой монеты, коллег, с которыми поступал нечестно, он даже вспомнил, как в шестнадцать лет украл деньги из отцовского кошелька, чтобы купить бутылку вина. Ну и, конечно, колпак. Пожалуй, одно из самых безобидных его преступлений, но, видимо, именно оно стало последней каплей, которая где-то на небесах переполнило чашу с его прегрешениями. Пропажа краденного колпака и бабуля с Библией – намек более, чем явный.
Весь вечер Егор читал Евангелие, а перед сном, прокручивая в голове все свои недобросовестные дела, пообещал сам себе больше никогда в жизни не совершать нехороших поступков, а за совершенные - извиниться перед Богом.
В выходные пойду в церковь, подытожил он, и заснул со счастливой улыбкой на губах.
По прошествии одного дня Егор стоял перед своим автомобилем в изумлении и страхе. Колпак! Краденый колпак снова был на месте! Он жмурился, протирал глаза, больно щипал себя за руку, но видение не пропадало. Егор присел на корточки и осторожно потрогал колпак рукой. Что же это может значить?
Ответ напрашивался сам собой. Господь, видя его раскаяние, решил проверить его искренность, подвергнув искушению. Он поднял голову к небу, как будто рассчитывая увидеть знамение или услышать подсказку, как ему поступить. Но кроме обрывков белых облаков в лазурной глади ничего не увидел. Впрочем, решение, что делать дальше, было у него уже готово. Нужно купить себе новый колпак, а старый – вернуть владельцу.

Когда Виктор увидел, что колпак снова установлен в его колесе, то чуть не сел прямо на асфальтовую дорожку. Волшебство!
Он не верил в чудеса, поэтому судорожно прокручивал в голове возможные причины произошедшего. Но обыденных обстоятельств, при которых колпак мог снова оказаться на месте, он представить не мог. Итак, рассуждал Виктор, я краду колпак с соседской машины, но потом, мучимый угрызениями совести, возвращаю его владельцу. Через один день он снова оказывается у меня!
Вариантов может быть два,  думал он, крутя баранку на пути к работе. Возможно, Бог, видя мое раскаяние, решил вознаградить меня и вернул мне мой колпак. А может быть, что Он проверяет, насколько мое раскаяние сильно, и возвращает мне краденый колпак, чтобы испытать меня.
Чтобы определить, какой из вариантов правильный, Виктор решил вечером осмотреть соседскую машину. Если он не обнаружит там колпака, то непременно вернет его на место. Если же колпак на колесе обнаружится, то свой с чистой совестью он оставит себе.
Вечером выйдя на ритуальную прогулку с собакой, Виктор прямиком направился в соседний двор. Затаив дыхание, он приблизился к чужому «солярису». Все колпаки были на месте! Он было уже хотел вздохнуть с облегчением от того, что вся эта история наконец закончилась, как обнаружил, что колпак, стоявший на искомом колесе, отличается от остальных. Нет, он был точно таким же, но блестел, как будто только несколько часов его достали из упаковки. На нем не было потертостей, грязи, пыли, разводов от дождевой воды. Одним словом, было абсолютно ясно, что колпак новый.
Что же это получается, размышлял Виктор. Если владелец купил себе новый колпак, то тот, что стоит на моем колесе и есть краденый. Если он краденый, то его нужно вернуть. Но поскольку теперь у соседского «соляриса» полный комплект колпаков, то возвращать старый просто бессмысленно! Что же делать?
Виктор потоптался возле чужой машины, затем сделал несколько кругов по двору и, в конце концов, придумал решение, которое оставит его совесть чистой. Это же так элементарно! Нужно просто вернуть деньги.
Вернувшись в злополучный двор, он извлек из заднего кармана аккуратно сложенную тысячную купюру и приблизился к машине. Дождя не предвидится, поэтому, если я засуну ее под дворник, то она благополучно перейдет к новому владельцу, решил он и,  аккуратно приподняв стеклоочиститель, сунул под него купюру.
В этот момент двор прорезал яркий свет ксеноновых фар. Виктор резко отдернул руку от чужой машины и увидел, что во двор заехал черный джип. Водитель припарковался на неизвестно откуда взявшемся свободном месте рядом с ним и ловко выпрыгнул из машины. Это был тот самый мужчина, который несколько дней назад посоветовал ему украсть колпак. Он был одет в ту же красную футболку со странной надписью «life to burn» и синие потертые джинсы. Короткая стрижка, седые виски, широкая грудь и мускулистые руки. Спортсмен или военный, подумал Виктор и насупился.
- Добрый вечер, - приветливо поздоровался с ним водитель джипа.
- Здравствуйте, - сдержано ответил он и покосился на лобовое стекло «соляриса». Из-за того, что он резко отдернул руку купюра закрепилась под дворником не очень хорошо, но поправить ее в присутствии незнакомца было невозможно. Сейчас он уйдет, и я закончу, решил Виктор. Но человек в красной футболке, казалось, не собирался покидать двор.
- Отличная погода, - заметил незнакомец и откупорил бутылку пива, которая вдруг оказалась у него в руке.
- Согласен, - произнес Виктор, еле сдерживая раздражение.
Его собеседник сделал несколько больших глотков и извлек из кармана сигареты.
- Угощайтесь, - он протянул ему открытую пачку.
- Спасибо, бросил, - ответил Виктор, переминаясь с ноги на ногу.
Красный усмехнулся, закурил и выпустил в него струйку дыма.
- Похвально, - отметил он, - но мне это не грозит.
- Отчего? - поинтересовался Виктор.
- Люблю огонь! – рассмеялся мужчина, обнажив идеально белые ровные зубы, отлично контрастирующие с загорелой кожей, и присел на краешек скамейки возле подъезда.
С меня хватит, подумал Виктор, дернул за поводок и направился в сторону дома. Черт с ней, с этой тысячей, тем более этот тип, похоже, вовсе не собирается никуда уходить. В конце концов, я ее оставил, а не зажал себе. В темноте купюру не видно, а ветра вроде нет. До утра доживет, а там уже и хозяин объявится.
- Всего доброго, - бросил он сидящему на скамейке мужчине и торопливо засеменил по двору.
- Спокойной ночи! – услышал он вслед.
Когда Виктор скрылся за углом дома, незнакомец усмехнулся и сделал глубокую затяжку, доведя мерцающий огонек до самого фильтра. Задержав дыхание, он с большим напором выпустил струю дыма в ночной воздух. Через мгновение листья деревьев затрепетали под дуновением ветерка, в ночной тишине отовсюду послышался нарастающий шорох, ветер усиливался, пока наконец резкий порыв не залетел в двор, разметая листья, пыль и мелкий мусор. Докатившись до конца двора, он сначала приподнял кончик тысячной купюры, зажатой между лобовым стеклом и дворником «соляриса», а затем вырвал ее, отправив катиться сначала по дороге, а затем по газону, пока она не улеглась под сенью развесистой черемухи, растущей на детской площадке.
На следующий день, в приветливый субботний полдень, Виктор, вернувшись из церкви, сидел в кресле и с нескрываемым удовольствием смотрел свою любимую передачу. Ирина уютно позвякивала на кухне кастрюлями, готовя обед. Настроение было умиротворенное и домашнее. Надо бы позвать Алешку с улицы, подумал он, но тут же входная дверь хлопнула, и сын сам залетел в гостиную.
- Папа, смотри, что я нашел! – закричал Алешка, подбегая к отцу.
В своем кулачке он держал смятую тысячную купюру, а лицо светилось радостью и гордостью.
- Она настоящая? – с надеждой спросил он.
Виктор взял деньги и рассмотрел водяные знаки.
- Настоящая, - улыбнулся он.
Алешка запрыгал от счастья.
- Теперь ты купишь мне мстителя? – возбужденно спросил он.
- Конечно, - ответил отец, уже ничему не удивляясь.