Бункер

Александр Шевчук2
Звонок!  Я поднимаю голову от пульта и понимаю,  что не заметил, как заснул. Оказывается, все вокруг звенит в линейном аппаратном цехе. Горит аварийная  сигнализация на  аппаратуре линейного тракта направление,  на Москву. Гремят тревожно звонки в цехах телефонных и телеграфных каналов. Оперативная смена разбежалась по цехам, разбираться в происходящем. Это аппаратура,
сигнализировала, требуя ее восстановления.

      Тревожный звонок, дал толчок сразу включиться в работу, для  этого мы и находимся на дежурстве. Согласно технологической карте докладываю в узловой пункт управления и  вызываю аварийную бригаду. По тому, как обесточилась  система   К- 1920 и горит сигнализация телемеханики, она показывает, что повреждение на линии, обесточены необслуживаемые усилительные пункты, сокращенно НУП.   НУПы, это металлическая  цистерна,  закопанная в землю, а  в ней аппаратура усиливающая сигнал, проходящий по кабелю.
 
      Они закопаны на всем усилительном участке в сто восемьдесят километров через шесть километров, и так через города до оконечного пункта Москва  Я приступаю к предварительному определению участка  повреждения, чтобы отправить аварийную бригаду.  Телемеханика показала, что повреждение падает на участок между  пятым и шестым  Нуп.  Докладываю в узловой пункт управления  и по их команде, согласно технологической карте делаем  обход телефонных каналов, через другие магистрали. Так мы сокращаем простой каналов серьезных арендаторов, это  министерство  обороны и каналы государственных служб.

      Через тридцать минут аварийная бригада  в составе измерителя, электромеханика по  НУП и спайщика   на автомобиле ПУС с передвижной дизель-генераторной установкой выехали на предварительное место повреждения. ПУС это передвижная усилительная станция, заменяющая НУП при его повреждении. После отправки аварийной бригады  идет доклад  в узловой  пункт управления. Сделав обход каналов поврежденной магистрали,  идет доклад в УПУ, чтобы арендаторы взяли каналы в работу. 
     Место повреждения кабеля шунтируют на крайнем, поврежденном НУП по питанию, а ПУС  запитывает обесточенный участок до конца питаемого участка. Находят повреждение кабеля и делают гибкую вставку  для пропуска связи.  Аварийная бригада устраняет повреждение на обесточенном участке.

     Зазвенел звонок, это  звенел домашний телефон, что стоял у изголовья дивана. Звонком он разбудил меня,  я читая газету заснул после сытного обеда. И надо же приснился сон, трудовые будни нашего предприятия связи, где я проработал тридцать семь лет. Работал инженером смены и за долгие  годы работы, даже во сне, находясь на пенсии, она   напоминает о себе.  Предприятие связи построили в семидесятые годы в нашем райцентре. Это географическая  и стратегическая целесообразность строительства объекта выпала на это место.  После службы в армии и окончив электротехнический техникум связи, я поступил на работу на  возведенное в нашем селе предприятие связи. Предприятие  это подземное сооружение, рассчитанное защитить от бомбового удара.  Этот бункер рассчитан от защиты и  от ядерного воздействия.

        Он был оснащен специальной вентиляцией  и  фильтрами от  радиоактивной пыли.  Тех здание снабжено тремя  автоматизированными дизель генераторными установками, при пропадании  электросети они самостоятельно  включатся через четыре минуты, а пробел займет мощная аккумуляторная батарея.  В цехах установлены кондиционеры для поддержания температуры и влажности воздуха, а так же артезианская скважина  с питьевой водой. Это все обеспечивало автономное нахождение в тех здании продолжительное время, обеспечивая работу узла связи.
       Бункер был узлом связи, связывающий  Москву  с южным направлениям до
Ташкента. Восточное  направление проходило до Минусинска дальше до Монголии и на дальний восток.  На Новосибирск и Барнаул также шли линии связи. Была линия связи к воинской  ракетной части стратегического назначения.  В  общем, это был мощный стратегический пункт связи  стратегического  значения.   Подземное тех здание, было одно из мощных, за Уралом. Аппаратура по тем временам была современная.

        С внедрением  стекловолокна, по которому  можно организовать десятки тысяч  телефонных  каналов и других видов информации, а по коаксиальному кабелю 1920 каналов,  поэтому он стал со временем не рентабелен. С распадом Советского союза, связывать республики  телефонными  каналами с Москвой   по  Российским каналом стало без надобности и стратегически не целесообразно. В 2008 году  техперсонал сократили, и десятки инженеров и техников оказались на улице. Одна коммерческая организация купила тех здание со списанным оборудованием и разрешением на то чтоб вырыть кабель. Кабель  они вырыли, так как там много цвет мета, а аппаратуру демонтировали и сдали в чермет.

     Тех здание, которое стоило миллионы бросили  и  не задумываясь,  что такая расточительность  не позволительна, когда противостояние с западными  странами продолжается. Холодная война с ними никогда не кончалась, а такой бункер мог бы еще послужить. Теперь разграбленный искателями металла и растерзанный бетонный  бункер, стоит немым укором и напоминанием о его Советской  былой  значимости и мощи. Не хотелось, что бы  когда-то родной бункер, в растерзанном виде мне привиделся во сне. Очень страшно и обидно такое видеть.