8-1 Из книги Сельские дети войны

Павел Краснощеков
8-1 Сельские дети войны П.Краснощеков

                ПЕРВАЯ РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ

  После сдачи экзаменов за начальную школу, Ванин отец Иван Андреевич предложил летом поработать на колхозной конюшне пастухом. Ваня раньше часто бывал на работе отца, колхозного конюха. В конюшне было семьдесят лошадей и пятнадцать верблюдов, объединённое стадо и надо было пасти. Ваня с радостью согласился, хотелось настоящего дела, а ещё он любил кататься на лошадях, иногда катался и на верблюдах. Теперь ему предстояло целых два месяца самостоятельно управляться с таким стадом, считай двумя стадами. Дело  в том, что лошади держались всегда отдельным табуном, а верблюды всегда держались своим табунком. У лошадей был свой лидер, вожак Сокол, а у верблюдов свой вожак, Кобчиком звался. Ваня их знал и раньше, Сокола подкармливал сахарком,  а  Кобчика хлебом с солью, за что они оба любили Ваню.
   
  Еще недавно в колхозе пахали на быках, лошадях и верблюдах, в настоящее время, в 1953 году это ушло в прошлое. На колхозные поля пришли мощные трактора ДТ-54, комбайны, но грузовых автомобилей было ещё очень мало, поэтому для перевозки  зерна, транспортировки воды, горючего использовали гужевой транспорт. Для этого в колхозах держали конюшни с лошадьми и верблюдами.

  Ванюшка с раннего утра выгонял на пастбище лошадей и верблюдов сидя на Соколе. Здесь он отпускал коня в табун, а сам садился под кустик и наблюдал за животными, чтобы они сильно не разбредались. Сокол сам присматривал за своим табуном, а Кобчик следил за своим табуном. Работа не сложная, даже скучноватая от одиночества. Ни тебе ребят, даже нет Шарика, и Генка где-то на косовице с ребятами  работает. Хорошо ещё Кобчик иногда подходит и своими мягкими губами щекочет Ванечку по щекам, спине, так он выпрашивает хлеба. Знает, попрошайка, что в сумке есть хлеб Ване на обед. Настырный, пока не получит свою порцию хлеба, никуда не уйдёт.

  К обеду надо было пригнать оба табуна на конюшню на водопой. Ваня громко свистел, и Сокол прибегал к нему, угостив порцией сахара, Ванюшка  вскакивал на коня, собирал оба табуна и гнал их на водопой, а с обеда опять на пастбище. И так изо дня в день.

  Однажды после обеда дремота одолела Ваню и он уснул. Проснулся, солнце клонется к горизонту, а ни коней, ни верблюдов нигде не видно. Кругом ровная степь и нигде никого, только в километре стоит стог соломы. Ваня пошёл к нему, с большим трудом влез на него, и с него он заметил вдалеке лошадей. Что есть мочи засвистел Ваня, и радость – от лошадей отделяется точка и движется к нему. Это Сокол бежит на Ванин свист, Иван скатился со скирды, прыгнул на Сокола и счастливый поскакал собирать лошадей. Здесь же невдалеке на излюбленном песочке подрёмывали и верблюды.

  Так прошли первые два месяца работы Вани на колхозной конюшне. На следующий год летом он снова работал пастухом на конюшне у отца. Но теперь он уже повзрослел.
 
  Объезжать молодых лошадей Ване не приходилось, это очень трудно и небезопасно, а вот объезжать молодых верблюдов – доводилось. Делалось это так… Выбирался молодой верблюд, когда он лежал, Ваня быстро вскакивал на него между его горбами. Он начинал бегать, потом падал и заваливался на бок, собираясь задавить седока, а Ваня в это время отпрыгивал от него. Когда он принимал положение лёжа на ногах, Ваня снова вскакивал на него. Так повторялось несколько раз. Верблюд истошно кричал, старался оплевать, укусить или ударить головой седока, но Ваня был всегда сзади верблюжьей головы. Наконец, верблюд выбивался из сил и покорялся воле маленького седока.

     Два вожака, два Ваниных закадычных друга Сокол и Кобчик постоянно враждовали между собой за лидерство на конюшне. И в один из дней они снова задрались на пастбище. Сокол вставал на дыбы и бил передними копытами Кобчика, быстро разворачивался и бил его задними копытами. Кобчик грозно ревел и норовил схватить зубами за шею Сокола. Никто не хотел уступать. Ваня бегал вокруг них, норовя пастушьим батогом разнять их. Но драка не кончалась, они просто не обращали на него никакого внимания. Всем известно ослиное упрямство,  но верблюжье упрямство ничуть не меньше. Наконец, Кобчик изловчился и своими острыми зубами вырвал у Сокола из задней ноги шмат мяса килограмма на полтора. Только тогда Сокол уступил первенство и покинул место схватки, убежал от Кобчика, истекая кровью. Тут подбежали мужики с конюшни, увели Сокола на перевязку, а Кобчик остался победителем, и, значит, вожаком всего объединённого табуна лошадей и верблюдов. А Сокола передали на овцеточку пастуху.  Так Ваня потерял одного своего закадычного друга.
               *           *           *

Продолжение в 8-2