Обезьянообразные 5

Варвара Титова
                Обезьянообразные 5
 
Начало http://www.proza.ru/2015/03/15/1172
            
                По копеечке

         Последние дни мая бушевали сочной зеленью. А после весеннего дождика, казалось, что трава на газонах вытягивается  прямо на глазах. Марина спешила в театр, где служила актрисой, на сбор труппы по поводу предстоящих гастролей.
 
         Театральный люд радостно перемещался из фойе в курилку и обратно. У всех было чемоданное настроение. Актеры мысленно уже попрощались с домашней рутиной и весело шутили в предвкушении летних гастролей.

         Обычно гастроли, если, конечно это не мотание по медвежьим углам, любили многие. Это беззаботная жизнь в гостиницах, новые площадки и зрители, цветы и аплодисменты. А еще материальная выгода: если скромно жить на суточные, то полностью зарплата сохранялась к отпуску.

         С гастролей  можно было привезти что-нибудь дефицитное. Времени до вечернего спектакля была уйма, и днем можно было не спеша обходить магазины. Кстати, некоторые этим весьма успешно пользовались, намеренно уезжая с полупустым чемоданом и возвращаясь с туго набитым.
 
        Несмотря на всеобщее ликование, Марина сразу же почувствовала какую- то нервозность, летавшую в воздухе, как извивающая струйка сигаретного дыма.

- Ходит слух, что в этот раз кого-то снова не возьмут! – тихо на ушко прошептала ей коллега Зинаида, с которой у Марины были доверительные отношения.

- Да ты что? – глаза Марины округлились, - А уже известно кого?

- Нет, - тихо ответила актриса, - Но, думаю, не обошлось без стукачества Мартышкиных.
 
- Сволочи! – сердце Марины наполнилось яростью. – Вот нас с тобой, скорее всего и выкинут.

- Не мудрено, - ответила коллега, - Ладно, пошли в зал.

        Чета актеров Мартышкиных, довольно пожилых корифеев, была вхожа в кабинеты директора и главного режиссера. Все знали, что они частенько ходят туда на приемы, заодно исполняя свои серокардинальские планы по управлению труппой.

       Месяцем ранее, как назло, у Марины с Мартышкиной возник конфликт. Буквально на пустом месте. Мартышкина перепутала свою кулису. И выкатилась на сцену вместе с мариной, бурно толкая локтями. Потом закатила истерику, суть которой сводилась к тому, что она никогда не ошибается. Конфликт вроде бы рассосался, но обиду матронесса затаила лютую.

        Зинаиду вообще давно гнобили в театре. Причем непонятно за что. Даже новенькие, приходя в театр, тоже вставали на позицию травли и презрения. Зинаида звезд с неба не хватала, но работала добросовестно. В театре вела себя крайне тихо, не вступая ни на чью сторону. Впрочем, и это ей тоже ставили в вину.

        Общение Марины и Зинаиды нельзя было назвать дружбой. В театре вообще дружить было не принято. Но они были в одинаковых жизненных ситуациях – обе без мужей воспитывали маленьких дочек-школьниц. Это их и сближало.
 
         Собрание набирало обороты. Радостно обсуждали предстоящие гастроли, слегка коснулись радужных планов на будущий сезон. И лишь в самом конце объявили, что со списком отъезжающих можно ознакомиться на стенде информации.
 
        Как только собрание закончилось, Марина и Зинаида поспешили в дирекцию. Пробежав глазами по длинному списку и не найдя в нем свою фамилию, Марина выдохнула горько: «Я так и знала!»

- Ты знаешь, а меня берут! – робко поделилась своей маленькой радостью Зинаида. Она в прошлом году пережила подобную ситуацию и на этот раз даже не надеялась, что все не повторится.

- Ну и хорошо, что хотя бы ты едешь, - поддержала ее Марина и стремительно пошла к выходу.

     Мысли у нее были мрачнее мрачного. Вновь маячила перспектива безденежья. За два гастрольных месяца даже зарплату не выплачивали полностью. Она в раздумье остановилась у перехода на перекрестке. Вдруг перед ней с визгом затормозила светло желтая волга-такси. Дверца распахнулась и из нее выпорхнула женщина с ярко-рыжей копной волос на голове.

- Маринка! – заорала она истошно, - Как хорошо, что я тебя встретила!

      Это была давняя знакомая Марины Бэлла. Пару лет назад они познакомились на очередной театральной премьере, где Бэлла решила высказать Марине свой восторг по поводу исполнения ее роли и решила познакомиться. Сама она работала кем-то в Управлении культуры города, а ее муж, по слухам и вовсе был хоть и мелким служащим, но зато в самом Горкоме Партии.
 
- Маринка! – не давая опомниться Марине, тараторила Бэлла.- Ты чем сейчас занята? Ничем! Поехали ко мне в гости праздновать день рождения. Я на рынке уже всем затарилась!

- Погоди, Бэлла, - растерянно бормотала Марина, - Ты, как ураган. Дай сообразить.

- Да что тут соображать! – напирала Бэлла. – Сезон закрыли! Айда, ко мне!

- Но у меня дочка одна дома, - пыталась отговориться Марина, - Да и неудобно.
 
- Что тебе неудобно? – настаивала Бэлла, подталкивая Марину к машине, - Садись, сейчас сгоняем, заберем твою дочку и ко мне! Мы же не такси!

       Марина в полном раздрае мыслей и чувств мягко подчинилась. И через час они уже хлопотали с Бэллой на кухне, резали салаты, раскладывали закуски и накрывали импровизированный стол.

      Просторная квартира Бэллы была творческой Меккой. Здесь собирались художники, поэты, музыканты, приезжие актеры. Местных Бэлла почему-то не жаловала. И Марина очень удивилась, почему вдруг удостоилась такой чести.

      Пока накрывали на стол и ждали гостей, Марине пришлось рассказать о собрании и поделиться своими печалями по этому поводу. Но неунывающая Бэлла моментально разогнала все тревоги.

- Ну и что ты ноешь? – приступила она к Марине, - Найдем мы тебе работу на лето. Тебе же не поставили условие, что это запрещено?
 
- Нет.

- Ну, вот и славно. – Радовалась, как ребенок Бэлла, - Сегодня ко мне должна прийти моя подруга. Она директор парка. Я попрошу, она тебя устроит на пару месяцев. Так что не вешай нос.

      Через пару дней Марина уже работала в парке. Директор Екатерина пообещала ее оформить на какую-нибудь свободную должность по тарифной сетке. А на деле Марина должна была в качестве ведущей работать по вечерам на летней эстраде.

      На площадку приглашались артисты из местной филармонии, и Марине нужно было всего лишь скоординировать концертную программу и объявлять номера. Массовиком-затейником работала Валентина Михайловна. Это была уже немолодая дама, с выцветшими глазами и смешной зеленой подводкой. В своем массово-затейном деле она была зубром.

      Зрители у нее скакали по сцене в мешках, прыгали, плясали и активно принимали участие в проверенных временем викторинах. Многие уже знали наизусть ответы на вопросы: «Сколько яблок прислала нам тетя из Гомеля?».  Дружно отзывались на малопонятные возгласы, наподобие:
 
- Трава? – грозно провозглашала Михална.
 
- Мокрая! – отзывался зал.

- Гвозди?

- Ржавые!
 
      Постепенно выступающие артисты как-то иссякли. Публику занимала только массовик-затейник, и Марине пришлось томиться в маленьком домике дирекции парка.
- Хватит бить баклуши, - сказала неожиданно директор Екатерина, - давай, я тебя поставлю на карусельку. У меня постоянная работница-старушка в больницу слегла.
 
- Ой, - удивилась Марина, - а я смогу?

- Да что там уметь? – рассмеялась директор. – Иди к нашему наладчику Николаю, проходи инструкцию, получай билеты и вперед!

      Каруселька стояла немного на отшибе. Это был обычный вращающийся круг с ободранными лошадками, оленями, верблюдами и слонами. Управление было проще простого: одна кнопка «Пуск», вторая «Стоп». Главное, соблюдать технику безопасности. Следить за тем, чтобы все сели, никто не вставал во время вращения и не брякнулся, спускаясь с лесенки.

       Рядом с каруселькой стояла будочка Марины. В ней помещался маленький столик и стул. К стенке прикреплен пульт с кнопками. Место было тенистое, жара не донимала. Посетителей было мало, потому что каруселька стояла не на проходном месте. Но, тем не менее, даже в будние дни, ребятишки, откуда ни возьмись, все же набегали и катались.

      Билеты были всего по десять копеек. Но за день все равно набегала приличная сумма – 10, 15 рублей. А в выходные и все 25. Деньги нужно было сдавать в бухгалтерию вечером.

      На третий день Марина совсем освоилась. Откатав очередную партию малышей, она, присела в своей будочке и открыла принесенную с собой книгу. Как вдруг увидела семенящую к ней по дорожке маленькую худощавую старушку в пестром платочке с вплетенными нитями люрекса.
 
      Это была ее коллега, которая работала на более крупной карусельке-вертушке, стоявшей у самой эстрады.

- Миленькая моя, - запричитала старушка, - Что же ты творишь, а?

-А что случилось? – испугалась Марина.

- Ты что это делаешь, дева?! – старушка горестно всплеснула руками. – Ты зачем такую выручку сдаешь? Ты же нас всех погубишь. Такие суммы даже я в битковые дни не сдаю.

- А.. как же? – растерялась Марина.

- А так! – старушка встала в позу инструктора, - Ты должна сдавать в будни не больше трояка, ну, в крайнем случае, пятерки, а в выходные, ну максимум пятнадцать рублей.

- А билеты? – еще больше удивилась Марина, -Я же отчитываюсь за них по корешкам!

- Ох, - старушка посмотрела жалостливо, как на умалишенную, - Не рви все контрольки- то! Прибежали, деньги отдали, оторви билеты, скрути и сунь вот в эту трубу. Убежали детишки, оторви пару контролек и снова засунь, пусть там торчат! Если отдыхающие не требуют на руки билет, так и не давай. А ежели проверяющий придет, укажи на трубу: «Вот, мол, их билеты!»  Да не забывай периодически менять их на новые. А то билеты-то по номерам.
 
- А оставшиеся деньги? – такой неожиданный поворот уже начинал нравиться Марине.

- У тебя дети есть? – строго спросила старушка.

- Есть, дочка, - ответила Марина.

 - Вот о ней и думай! – подвела итог старушка. – Тут зарплата, знаешь, какая маленькая? Думаешь, мы бы тут маялись на старости лет? А так-то по копеечке, по копеечке.

     Старушка засеменила на свое рабочее место. Марина усмехнулась. Но решила не нарушать привычную жизнь парка. Так и работала дальше, каждый раз вспоминая присказку: «По копеечке».

    Работа была не утомительная. Марина успевала и зарабатывать, и читать и даже связала кофточку дочке на осень. Она решила не ходить в августе в положенный всем актерам отпуск. И в конце лета, наконец-то купила фортепиано, на которое никак не могла накопить два года. А дочке очень нужен был инструмент, она училась в музыкальной школе по классу флейты.

      В начале сентября труппа собралась в театре на открытие сезона. Некоторые  делились впечатлением после отпуска. Это были те, кому удалось выехать из города. Зато  все дружно чертыхались, вспоминая неудачные гастроли. В июне у них получилось отыграть спектакли в приличном городе, а в июле директор на чем-то прогорел, и труппа моталась по сельской местности, отрабатывая косяки начальника.

- Я пианино купила, - Марина поделилась радостью с измотанной Зинаидой. – Только не говори никому.

- Вот, молодец, поздравляю! – лицо Зинаиды вытянулось в недоумении.
 
- Вот им всем! – Марина сжала пальцы в тугую дулю, - Змеюшник!

      В фойе показался разопревший от тучности и жары Мартышкин.
 
- Здравствуй, Малинина! – небрежно обратился он к Марине, и добавил с нескрываемой ехидцей, - Как поживаешь?

- Лучше всех, - постаралась как можно скромнее ответить Марина и отвернулась.
   В ее глазах прыгали задорные чертики. А рот был готов вот- вот растянуться в улыбке.

«По копеечке, по копеечке» - радостно позванивало у нее в голове.

                Ноябрь, 2015
Продолжение http://www.proza.ru/2016/02/03/1518

Другие сборники моих рассказов представляют собой единую сюжетную линию. Прочитать их можно тут или заказать книгу:

"Записки театрального ребенка"
Сборник рассказов, объединенных единой линией. Главная героиня — маленькая девочка. Действие происходит в период с 1971 по 1987 годы. Это история девочки, родившейся и выросшей в провинциальном театре, которая описывает от первого лица яркие воспоминания о своей жизни: детстве, школе и театре. Дает свои оценки происходящему, рассказывает истории, веселые, удивительные, иногда грустные.

https://ridero.ru/books/zapiski_teatralnogo_rebenka/

"Кулёк"
Сборник рассказов, объединенных единой линией. О студенческой жизни и первых профессиональных шагах выпускницы непрестижных творческих учебных заведений. Действие разворачивается на сломе эпох в лихие 90-е. Это удивительные истории, иногда грустные, но чаще веселые! Продолжение «Записок театрального ребенка».

https://ridero.ru/books/kulyok/