Душа в 11 марок Марфа Саввична Макарова

Валерий Ефимов
В 1943 году двадцать пять человек, и меня в том числе,вывезли в другой город, Пасан. Опять распределительный лагерь. Кормили какой-то баландой черного цвета. Отказаться от такой бурды опасно: обвинять в нежелании трудиться "во славу великого рейха".
Выдали нам желтые куртки, косынки с белой надписью "Ост" и деревянные шлепанцы. Вывезли на площадь города - продавать. Главный распределитель, помню, ткнул в меня пальцем: "Русская свинья, к столу!" После унизительного осмотра тела, зубов, волос меня купил бауэр за одиннадцать марок.. Потом он постоянно, полтора года, попрекал меня переплаченной суммой.
Хозяин был состоятельным: имел десять дойных коров, шесть рабочих быков, свиней, огромное количество кур. Поэтому работы мне хватало с четырех часов утра до часа ночи.
Свиней кормила отборным вареным картофелем, изредка, с опаской, оставляя себе пару картошек. Кроме мутной похлебки, полагался "шпик", копченый маленький кусочек, крайне редко - хлеб. Вдоволь на ферме было молока. Иногда хозяйская дочка наливала кружку молока, когда сама доила коров. Как только появлялась "муттер", все сразу становилось "нельзя".
Как-то во время работы я проколола косой руку. Перевязала ее косынкой,остановив кровь, а хозяин не разрешил мне в лазарет сбегать. Работники посоветовали мне пожаловаться на него местной власти. Я боялась: вдруг "упекут" в крематорий, обвинив в симуляции.
Сын владельцы фермы погиб под Киевом. Поэтому он ненавидел всех украинцев, а дочка его все щупала мне голову: нет ли у меня рогов.
Меняем робу на сталинские ватники
Освобождали нас американцы. Собрали всех в лагерь, выдав "сухой паек". Здесь, кроме русских были, французы, румыны, поляки и венгры.
Рядом с нами, совсем недавно, недалеко от нас жил и работал подземный завод, где трудились в каменоломнях только русские пленные. Помню, валялись вокруг вагонетки и цепи, которыми приковывали узников, тащивших на себе вагонетки. Все стены подземного завода были исписаны последним приветом к живым, родным и близким.
В июле 1945 года нас отправили в советский фильтрационный лагерь проверить связи с фашистами, а затем, вместе с другими женщинами. в воинскую часть на территории Чехословакии. Здесь нам пришлось поработать и прачками и кашеварами: стирать, мыть, готовить для солдат.
Только осенью мне удалось вернуться в деревеньку Шукайводы и увидеть пепелище родного дома...