Если подняться на чердак

Валерий Слободской
Мы все, люди живущие на планете не зависимо от возраста, за исключением новорожденных, имеем своё прошлое. Оно тянется за нами, как хвост за ящерицей и так же как этот хвост мы можем его отрубить, но… Оно никуда не денется. Если вы попытаетесь от него убежать, не получится. Вы думаете, уже всё забыли. Помните только какие-то фрагменты, но это не так. Стоит произойти каким-то ключевым событиям, услышать или прочитать слово, как прошлое обрушится на вас. Это не ностальгия. Человеку свойственно вспоминать. И память избирательна. Она забывает всё плохое, произошедшее с вами в жизни, но услужливо преподносит, казалось бы, давно забытые фрагменты из жизни.
 
Есть на прозе такой Автор, Владимир Теняев. Я не представляю какой нужно обладать памятью, авторский талант оставим в стороне, что бы с такой точностью и ясностью воспроизвести много лет назад произошедшие события. Читая его, погружаешься в прошлое собственной жизни, которое перекликается с прочитанным. И хотя у нас разные жизни, профессии, регионы проживания и много всего другого, но мироощущение, видение правды — неправды и своего места в этом сложном мире, вызывают чувство сопричастности.

Я погружаюсь в свою память, как в какую-то субстанцию. Рассеивается морок и я оказываюсь на пыльном чердаке, где нахожу давно утерянные, но тем ни менее милые сердцу мелочи. Они напоминают мне о многом, но никому другому ни о чём не говорят. Это всё уже давно нужно было бы выбросить на свалку, но...

  - Ты почему меня заложил*? - удар.

Кровь из носа. Асфальт встаёт дыбом. Я пытаюсь его удержать, подставив руки. Над мной стоит старшеклассник Боря. На правой руке у него перчатка, в которую вложен кусок свинца. Это тогда называлось свинчаткой, чтобы  удар был тяжелей. Куда уж тяжелей. Боря раза в два весит больше и на голову выше.

  - Что я тебе заложил? - не понимаю я.

         * (блатной жаргон - Выдать кого л., выдать тайну, подставить кого л. под удар, предать.)

Меня поднимают его шавки и ставят на ноги. Снова удар и асфальт.

- Он не понимает! - лыбится Боря.

…Сижу на кухне. Меня пытают всей семьёй, кто? Кто сломал тебе нос? Говорить нельзя. Не принято жаловаться. Такие вопросы надо решать самому. Не маленький уже. Седьмой класс.

…Мы сидим на диване у меня в комнате. Во рту сухо. Сердце колотится где-то в висках.  Что со мной? Она улыбается и прячет сигареты себе за пазуху. У неё грудь уже взрослой женщины. Я трясущимися руками достаю их одну за другой, стараясь не задеть эти волнующие части женского тела. Она закрывает глаза.
…Мама находит у меня её фотографию, где на обратной стороне написано: «Наташа, самая лучшая девочка не свете». Мне жарко. Стыдно. Не знаю куда девать глаза.
…Я вижу КАК она смотрит на десятиклассника Мишу. Всё! Жизнь кончена! Лежу отвернувшись к стене. Интересно, если я умру, она будет плакать?
…Нас: меня, Коку и Дёму, трёх неразлучных друзей, вызывают на педсовет. С родителями. За окно, которое мы не разбивали. Нас никто не слышит. Всем всё ясно.

…Выезд на природу с ночёвкой. Костёр. Вермишель с тушёнкой. Вкусно до умопомрачения. Гитара. Ночь. Горячее тело в палатке прижимается ко мне. Кто это? Глажу волосы, грудь, спину. Не уснуть. Открываю глаза. День. Никого.
Через друзей передают, со мной хочет познакомится девочка. Наташа. Опять Наташа. Парадное. Лестничная площадка. Откуда кровь?

- Ты, что девочка!? - я в ужасе.
- Была — отвечает она спокойно.

Продолжаем встречаться. Вечный поиск. Где?

…Фабрика технических бумаг. На конвейере, впереди меня Рыжий, сзади Олежка, бывшие одноклассники. Мы работаем. Выпускаем чемоданы. Ниже по операциям стоит девчонка очень похожая на кошечку. Только усы подрисовать и грим не надо, за что получает прозвище Киса. Она отличный товарищ. Я могу ей рассказать всё. Абсолютно всё. Включая проблемы с Наташей и поисков, где. Она мне тоже рассказывает всё. Абсолютно. Разве так бывает между мужчиной и женщиной?
…Мы все участвуем в художественной самодеятельности. Собираемся вечерами и ставим интермедии. Гвоздь программы «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» в исполнении трёх граций: меня, Рыжего и Олежки. Успех бешеный. Во дворе фабрики с нами здороваются не знакомые люди. Улыбаются. Жмут руки.

…Ухожу работать на радиозавод. Разрываюсь между Кисой и Наташей.

…Служба в Армии почётный долг каждого советского гражданина. Я - советский гражданин.

…Харьков.

Разговор по телефону:

- Ты найдёшь квартиру или комнату?
- Наташ, конечно найду. Ты только приезжай….

- Что это за звук?
- Хлопнула входная дверь.
- Подожди, я на себя что-нибудь накину.
- Зачем? Так тебе гораздо лучше.
- А вдруг кто-нибудь войдёт?
- Нет. Это хозяева сбежали от наших воплей….

Снова телефон:

- Киса. Зачем тебе приезжать? Забудь меня и найди себе хорошего парня.
- Но я хочу тебя видеть — умоляющий голос.
- Хорошо. Я найду, где тебе остановится.

- Я супчик сварила. Будешь?
- Конечно! Ну, ты даёшь! Домашний супчик, это класс!
Ночью в постели, обнимая так, что трещат кости
- Я хочу от тебя ребёнка и после, ты обо мне никогда не услышишь! - Как дубиной по голове. Желание мгновенно испаряется.
- А я!? А обо мне ты подумала!? Как мне жить, зная, что где-то растёт мой ребёнок?
Оттолкнул грубо. Заплакала. Погладил по голове и нежность поднялась откуда-то из груди к этой девочке, которая меня так любит, а сейчас лежит рядом и плачет. Какая я сволочь….

- Привет! Сто лет тебя не видел! Ты когда дембельнулся? Только что? - Витька из соседнего подъезда, встретил меня первым на трамвайной остановке — А ты знаешь, твоя Наташка….
- Не хочу слушать!
- Да тут слушай — не слушай. Весь район об этом знает. Барышня знаменитая. Тебе любой скажет. Я сейчас и не могу вспомнить кто её не имел. По-моему все.
- И ты?
- Ай, перестань! Ты же знаешь, я по части бухнуть, а не по этой.

- Нам нельзя.
- Почему?
- Я могу быть больна.
- Чем? - она отводит глаза.

- Ну, иди! Она опять из тебя сделает идиота!!! - мать в ярости. Я её такой никогда не видел - За тобой бегает такая светлая девочка, а ты!!… С этой сукой!!.. Да её же весь район... Тебя только и знают, как рогоносца этой… не хочу даже имени её произносить! - у матери больше междометий, чем слов. Как раз они производят на меня большее впечатление.

- Примерь. Они должны тебе подойти - она вынимает из сумки джинсы.
- Ничего себе! Настоящие «Леви'с». - у меня глаза лезут на лоб - Ты где такие взяла? Киса, они же стоят сумасшедшие деньги, а я только дембельнулся и у меня ничего нет, что бы тебе отдать. Когда ещё я пойду работать?
- Да не волнуйся ты так. У нас на работе продавали по дешевке. - врёт она. Нет таких работ, где продают по дешевке «Леви'с».

- Я достала два билета в «Украину» на танцевальный ансамбль Антонио Гадеса.
- А это кто?
- Испанские танцы. Пойдём?…

…Боже мой! Как давно это было. И было ли? Мой пыльный чердак. Зачем я сюда зашёл? Зачем я это всё храню в памяти? Прошло столько лет. Целая жизнь…

…День. Обеденное время. Напротив меня стоит бабушка двух взрослых внучек с лицом и фигурой девочки Кисы, которые видны только мне.

- Супчик будешь?




Отдельная благодарность Владимиру Теняеву за появление этого рассказа.