Железный град Изборск

Ирина Геналиева
Древнейший русский город Изборск находится в 30 километрах от Пскова. Его еще называют Старым Изборском, чтобы отличать от современного поселка Новый Изборск. Стоит он на северо-западных подступах к Пскову, на берегу Городищенского озера. Немало врагов повидал Изборск за многие века своего существования, и главными были рыцари Ливонского ордена, не единожды пытавшегося расширить свои владения за счет русских земель – около трех столетий продолжались войны с этим орденом.
Впервые упоминается Изборск в «Повести временных лет», запись говорит о призвании в 862 году на Русь трех братьев-варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора, внуков легендарного славянского князя Гостомысла, сыновей его дочери Умилы (варягов, а не викингов – и это разные понятия). Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске.
Увы, правил Трувор Изборском всего два года и в 864 году умер. Но и сейчас о Труворе напоминают названия: Труворово городище, могила Трувора, а также двухметровый каменный Труворов крест. Археологами доказано, что захоронение и крест – более поздние по времени, однако названия остались, наверное, потому, что в тайнах древности всегда есть элемент мистики… Между прочим, Екатерина II учредила медаль с изображением кургана с надписью «До днесь памятен» и с подписью внизу: «Трувор скончался в Изборске, 864 г.»
Об основании Изборска ходит несколько легенд. Согласно одной из них город основал сын князя Гостомысла Словен, который назвал город Изборском в честь своего сына Избора. Другие говорят, что Избор был внуком Словена… Как бы там ни было, ясно одно – исторические его корни уходят еще в языческую Русь, а на землях этих селились когда-то племена славян-кривичей.
Древний город Изборск был основан в конце 7-го – начале 8-го века как раз на месте, которое сейчас называется Труворовым городищем. В городе были развиты торговля и ремесла, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Конечно, тогда стены города были деревянными. И только к 13-му веку из-за участившихся нападений рыцарей Ливонского ордена обороноспособность города усилили, сделав стены каменными. Несмотря на это укрепление, в 13-м веке крепость дважды захватывали немецкие рыцари, правда, оба раза благодаря предательству псковского князя Ярослава Владимировича, которого в 1233 году изгнали из Пскова за симпатии к латинской церкви.
К началу 14-го века старая крепость уже совершенно утратила свое оборонное значение, и в «лето 6838», т.е. в 1330 году, на вершине горы Жеравьей (Журавлиной), примерно в полукилометре от старой, псковский посадник Шелога «с псковичи и с изборяны» возвел новую, более мощную и более защищенную каменную крепость. Это принесло свои плоды. Несколько раз немецкие рыцари осаждали Изборскую крепость, стоявшую на пути в Псков. В 1342 году осада длилась 11 дней, однако немцы ушли ни с чем. В 1349 году осада была более продолжительной, но, так и не сумев овладеть крепостью, ливонцы понесли большие потери и оставили у ее стен свою осадную «технику». Тогда в осаде участвовал некто Зухенварт, который был поэтом и назвал Изборск «железным градом». Летом 1367 года «придоша Немцы ко Изборску ратью в силе велице, со многии запасом замышлении своих, с пороки великими и с грады…», т.е. с осадными орудиями. 18 дней стояли они у крепости, «шибаючи» таранами стены, и «много безумнии трудишася», но «не могоша зла ничтоже сотворити». В 1406 году магистр Ливонского ордена, «собрав силы своя множество ратных вои», две недели осаждал Изборск, опустошая и сжигая всё в округе, но снова ливонцы ушли несолоно хлебавши.
Позже, в 16-м веке, войскам польского короля и великого князя литовского Стефана Батория в войне с Иваном Грозным удалось взять Изборск, но иезуиты, с которыми сотрудничал Баторий, вынашивая планы обращения Ивана Грозного в католичество, убедили короля заключить мир с Россией, и по условиям Ям-Запольского мира Псков был возвращен. В Смутное же время крепость устояла перед войсками Александра Юзефа Лисовского – литовско-польского авантюриста, грабившего со своими легкими кавалерийскими отрядами русские земли. В 18-м веке после Северной войны и Петровских побед над западными «соседями» Изборская крепость постепенно утратила свое военное и приграничное значение. К 19-му веку в крепости царили запустение и разруха, а Изборск превратился в тихий провинциальный купеческий городок.
В плане Изборская крепость и сейчас имеет вид неправильного треугольника со скошенной вершиной. Каменные стены имели толщину от 2,5 до 3 м. С самой незащищенной, «напольной», стороны был вырыт ров, наполненный водой. Позже стены были утолщены до 5 м. В 14-м и 15-м веках крепость усовершенствовали. Сначала, сразу после строительства, крепость имела только одну башню – Луковку, или Куковку. Высота ее – 13 м, со смотровой башни хорошо видна долина, а в глубоком подвале устроен арсенал. До сегодняшнего дня остается загадкой, почему древние строители возвели первую башню на неприступной стороне крепости, так как обычно главная башня строилась на опасных участках. Позже построили еще 6 башен, и каждая имеет свои имена и хранит свои тайны.
В крепость ведут два входа: главный называется Никольскими воротами – от названия храма во имя Николая Чудотворца, любимого святого в средневековой Руси, а изборяне почитали его своим небесным покровителем (и на старом Труворовом городище тоже стоит Никольский собор). На воротах над входом – образ Николая Чудотворца. Никольский собор построен прямо около ворот и башни Плоская, обнаруженной археологами совсем недавно – в 2011 году. От башни Темнушка к Никольским воротам ведет 90-метровый Никольский захаб.
Захабы – это фортификационные сооружения северо-западной средневековой Руси. С таким названием я столкнулась, когда перед поездкой стала изучать информацию о достопримечательностях Псковской земли. Захабы представляют собой длинный глухой, ведущий от ворот уже внутри крепости коридор, ограниченный с одной стороны стеной самой крепости, а с другой – высокой каменной стеной. Ворота – обычно самое слабое место обороны крепости, поэтому, когда враг, прорвавшийся в ворота, оказывается в захабе, он попросту попадает в ловушку, где его уничтожают защитники.
Рядом с Никольскими воротами стоит Колокольная башня – на ней находилась звонница-всполох, возвещавшая тревогу по всей округе – плыл по всей долине всполошный колокольный звон: «Враг идет!»… Между Колокольной башней и Луковкой был тайный лаз и находился узкий ступенчатый подземный коридор длиной около 40 м, проложенный на глубине 16 м. Свод его был укреплен плитами и сверху укрыт дерном так, что снаружи ничего не было видно. Коридор вел к колодцу-роднику, из которого во время осады брали воду.
Сейчас в этой башне можно подняться на крепостную стену и прогуляться до Луковки, на которой имеется смотровая площадка с прозрачным полом. Даже со стены, а уж тем более с высоты башни, открываются такие виды на Изборско-Мальскую долину, что просто дух захватывает!
Псковский искусствовед, архитектор и реставратор Елена Николаевна Морозкина в своей книге «Псковская земля» пишет, что, когда она увидела Изборск: «…было ощущение, что время остановилось. Никогда я еще не встречала ничего более русского! <…> А когда из крепости впервые в полуразрушенной арке далеко внизу я увидела узкую серебряную ленту змеящейся речки Смолки, пробирающейся сквозь зелень зарослей к Городищенскому озеру, и вихрастые ветлы у деревянного мосточка, и вползающую в гору, извивающуюся, словно река, Старую Псковскую дорогу, и холмы, и поля, и пестреющие стада с крошечными коровками и овечками – захотелось полететь». Вот и у нас было то же ощущение, что время остановилось, и нам тоже захотелось полететь над всем этим простором!
На стене у Луковки на какое-то время потерялся Алик – я спустилась со стены, но внизу его не нашла, потому что он, оказывается, зашел внутрь Луковки и поднялся на смотровую площадку на башне… В конце концов мы благополучно нашлись, а потом он еще и спустился в помещение арсенала. Ну а я в это время спокойно сидела на скамеечке и любовалась теплым солнечным осенним днем.
От Луковки по крутому неприступному берегу вдоль долины идет сплошная стена с проломным ходом – это такой запасной ход с более тонкой кладкой, видимой с внутренней стороны, который легко «проломать» и выйти из крепости при необходимости. Главное – чтобы враг не догадался, в каком именно месте этот проломный ход устроен! Стена заканчивается квадратной Талавской башней с воротами и Талавским захабом.
Возле Талавской башни с наружной стороны крепости стоит крошечная часовня Корсунской Божией Матери, построенная на месте древнего могильника, где 4 апреля 1657 года было отмечено явление Изборской чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Построена часовня архитектором Александром Владовским в 1929 году, когда Изборск относился к Эстонии. Икона Корсунской Божией Матери в киоте над входом написана практически в то же время (1931 год) иконописцем Пименом Сафроновым.
От Талавской идет, пожалуй, самая интересная часть стены: северо-западная сторона крепости, то есть сторона, с которой чаще всего шел на Изборск враг. Она к тому же самая уязвимая, «напольная» (на поле), поскольку не защищена природным рельефом. С этой, закругленной наружу, стороны крепости воздвигнуты 4 (из 7 имеющихся!) башни, сильно выдвинутые из стены вперед – для лучшего обстрела территории. Следующая башня называется Вышка, самая высокая башня – 19 м. Бойницы расположены веером, что дает возможность защитникам максимально держать под контролем территорию возле башни. У основания Вышки есть «вылаз» – обращенный к башне Рябиновка тайный выход для разведчиков крепости. Раньше он не был виден со стороны поля, так как был защищен валом и стеной, которая не сохранилась.
Бойницы у башен Рябиновка и Темнушка расположены в шахматном порядке и, узкие снаружи, расширяются внутрь башни так, что там можно установить даже пушки. Самая большая загадка на этой части крепостной стены – три креста в виде человечков, выложенные из камня прямо в стене и направленные в сторону Ливонии – своеобразные обереги…
Сейчас около северо-западной стены крепости течет мирная жизнь – «жилой сектор» подошел практически вплотную к ней. Однако история, видно, оказывает свое влияние и на быт современных жителей Изборска – гуляя, заметили, что даже поленница в одном дворе, и та выложена в виде сторожевой башни…
Не только на нас с Аликом произвела впечатление Изборская крепость – в свое время Николай Рерих, побывавший здесь, написал целый цикл картин об Изборске: «Изборск. Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Тайник», «Изборск. Башни»… «Желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки…» – писал Николай Константинович, вот и мы с Аликом прикоснулись к истокам, побывав в Изборске, где героику ушедших веков передает нам сама изборская земля…