Прогулки по Феодосии

Анатолий Просняков
На фото: центр Феодосии, улица Галерейная вечером;
 отрывки из произведения А.С.Грина «Корабли в Лиссе».

 Я думал, что заеду в Феодосию на сутки-двое, потом продолжу самостоятельно путешествие по Крыму. «Что здесь? - думал я. – Ну, галерея Айвазовского, еще музей Грина. Все. Пляж? Это есть и в Ялте и в Алуште». Прошло два дня. Двое суток. С каждым часом я узнавал все больше людей - и местных и приезжих. Они мне рассказывали о городе и окрестностях. С каждым часом я узнавал все больше новых достопримечательностей. Феодосия становилась для меня все больше размером, открывая потаенные уголки, которые хотелось узнать и полюбить, как уже полюбил то, что увидел.
 Этот город напоминает мне город из повестей Грина. Дома, словно из сказки, набережная, плитка тротуаров и центральных улиц, лавки, в одну из которых зашел капитан Грэй, чтобы купить алой материи. Этот город в Гринландии, стране, придуманной писателем, называется Лисс: "Интернациональный, разноязычный город определенно напоминает бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости. Дома рассажены как попало среди неясных намеков на улицы, но улиц, в прямом смысле слова, не могло быть в Лиссе уже потому, что город возник на обрывках скал и холмов, соединенных лестницами, мостами и винтообразными узенькими тропинками…". Мне кажется, похоже на Феодосию. Карту Гринландии, рассчитанную по его книгам, можно увидеть в музее А.С.Грина. Я гуляю по городу, никуда не торопясь. Так же гуляют отдыхающие вдоль по набережной и бульварам. Слышу их разговоры. Вот женщина фотографирует молодую подругу возле дома, у которого стена и изгородь покрыты сплошь лианами. Та улыбается в объектив. Старшая подходит к подруге и поправляет, затем растрепывает волосы:
 - Приведи себя в порядок, ведь ты все-таки в Крыме!
 Потом отходит назад, чтобы нажать спуск. Обхожу ее.
 Всюду торговые палатки, где можно приобрести сувениры или взять выпечку, чтобы на ходу перекусить.
 Обгоняю пожилую пару, потому что не люблю идти за кем-то.
 - Зря ты отказался глицин принимать! – размеренно говорит мне в ухо старушка. Понимаю, что говорит она назидание своему спутнику, заодно осматривая пляжные виды. Лекарств я уже лет десять или двадцать не принимаю. Думаю: «Спасибо за предложение!».
 - Да ничего, все нормально, - отвечает глухой мужской голос. Видно, надо было принять. Глицин – препарат для улучшения сна и памяти, имеет кучу противопоказаний.
 Прохожу мимо галереи Айвазовского. У стены играет на гитаре девушка. Музыка льется из-под ее пальцев. Девушку зовут Алина. Ложу мелочь в шляпу. Еще и снимок на память. С девичьей улыбкой. Иду дальше.
 Мимо музеев, мимо развлечений, игровых площадок, бесконечных павильонов, закусочных и баров, центра красоты и здоровья «АсСоль», отеля «Алые паруса», выставки манекенов, веселых каруселей и лабиринтов, мимо курортомобилей, ждущих желающих покататься, мимо вывески «Сибирское здоровье», грузинской кухни «Арагви», мимо старинных фонарей,  выставки авторских кукол и «подкованной блохи», мимо железнодорожного вокзала и фонтана Айвазовского, мимо рекламы свежих устриц в баре «Капитан Грэй», мимо башни святого Константина и памятников героям-лесантникам, мимо деревянных статуй в сквере, зарастающих мхом…. Вот и морской порт, вывеска над воротами, напротив должен быть музей рыб, как объяснила хозяйка музея скульптора Веры Мухиной.  Автобус, в него садятся люди, выходящие из проходной морского порта. Возле автобуса курит молодая женщина.
 - Не подскажете, где здесь музей рыб?
 - Могу только сказать, - слышу от курящей женщины, - что такого музея здесь нет, я работаю давно в морском порту – ошибиться не могу. Это надо идти назад, там и рыбы есть и крокодилы.
 Идти назад – в сторону центра, там виднелась вывеска на тему кормления крокодилов, но это – современные изыски. Мне нужен обычный музей. Видя мою нерешительность, женщина, продолжая попыхивать сигареткой, еще добавила:
 - Это точно, здесь нет.
 Нет так нет. Благодарю женщину, поворачиваю назад и медленно иду, размышляя. Музейный работник не будет зря говорить. Значит, музей есть, но он – новый, не все знают. Сзади слышен шум закрывающихся дверок автобуса. Вновь разворачиваюсь, и одновременно навстречу трогается автобус. Боковым зрением ощущаю за стеклом автобуса лицо той, курящей, смотрящей на меня. Видит, что не послушался ее совета. Курить я бросил 35 лет назад. Курящая женщина, молодая, симпатичная, это все равно, что красивая, изящная пепельница. Продолжил движение. Сквер, кафе с уютным уголком у входа  - зелень, скамеечки, фонтанчик; пониже – магазин. У входа – старушка, заглядывающая вовнутрь. Спрашиваю ее о музее рыб.
 - Да, есть такой, - отвечает милая старушка (явно не курящая). – В бывшем рыбном магазине (поморщилась), тухлятина была там, все пропахло. Теперь там музей, но я в нем еще не была.
 "Население Лисса состоит из авантюристов, контрабандистов и моряков; женщины делятся на ангелов и мегер, ангелы, разумеется, молоды, опаляюще красивы и нежны, а мегеры - стары; но и мегеры, не надо забывать этого, полезны бывают жизни". Не правда ли, похоже? Только ангел явился мне в образе старушки.
 - Так давайте вместе зайдем, - предложил я.
 Мы прошли назад. Дверь была в торце здания, что напротив морского порта. Металлическая, с гравировкой изображений рыб и дельфинов. Красиво. Написано, что работает с 16 до 19-ти часов. По времени должны работать. Указан телефон. Звоню. Старушка ждет. Мужской голос отвечает, что музей работает, видимо, временно вышли. Просто стоять и ждать – не в моих правилах. Поблагодарив старушку и попрощавшись с ней, направился к старой крепости. В соседнем доме захожу в парикмахерскую, где меня остригает наголо разговорчивая девушка Наташа, оставив своеобразную память об этом городе.
 Продолжаю движение по улице, поднимающейся вверх. Догоняю мужчину в шляпе, делавшего снимок указателя туристических объектов. Я тоже так поступаю, потому что здесь указаны наименования объектов и расстояние до них. До крепости осталось 300 метров, но стрелка указывает прямо, а дорога раздваивается. Мужчина пошел  налево, я – прямо, заметив, что он задает вопрос прохожему. Что-то мне крикнул. Но я прошел прямо вниз, где оказался тупик в частные дома. Вернувшись, догоняю мужчину возле крепости, когда он фотографировал стену. Крепость стоит на холме, называемом Карантинным. Раньше здесь держали в карантине невольниц и невольников перед отправкой за море в рабство. В 19-м веке здесь проходил карантин для всех судов, приходящих в Черное море из неблагополучных стран. Обменялись фотоаппаратами, чтобы запечатлеться на фоне достопримечательностей. Внизу виднеется действующая церковь Иверской иконы Божьей матери (бывшая ранее Иоанна Предтечи), которой 600 лет, правее – море. Здесь мы и познакомились. Валера приехал из Тулы, ему 68 лет. Пройдя по крепости, представляющей из себя остатки некогда могучего сооружения, мы стали возвращаться. Здесь была цитадель Кафинской крепости, сооруженной в 1352 году, ровно за 600 лет до моего рождения. Крепость можно реставрировать, потому что основа сохранилась. В целом по городу длина крепостных стен достигала 5 километров. Украине было не до того, но сейчас Россия старается восстанавливать крымское наследие. Возможно, и до этой крепости, созданной генуэзцами, дойдут руки. О музее рыб Валера не знал. Пока шли, мне стало известно, что сын, заядлый рыболов, купил Валере машину и собирается купить лодку, чтобы тот мог с ним ездить на рыбалку. Сам он не работает, живет на пенсии. А у меня в голове создавались строчки:
 Всегда я пробую на крепость
 Вино, содружество  и лёд.
 А генуэзцы свили крепость,
 Что нас с тобой переживет!
  В музее рыб уже было открыто, нас ждали. Основатель музея был начальником рыбоохраны вначале Камчатки, затем всего Советского Союза. Человек, увлеченный до такой степени, что создал музей. Фотографировать можно, что мне сразу понравилось. Для нас двоих провели основательный экскурс по экспонатам, вначале работник, затем завершил беседу хозяин музея (оба, как я понял, друзья-товарищи). В музее можно приобрести картину, сделанную из костей рыб местной мастерицей. Я приобрел одну для подарка - оригинальная вещь, совершенно недорогая. В следующий раз возьму и себе.
 День клонился к вечеру. Валера собрался ужинать, и я решил показать ему столовую «По-домашнему». Вход в столовую - напротив музея писателя Грина. Когда мы заходили, Настя, сидящая на своем рабочем месте, заметила меня. Настя – представитель экскурсионной фирмы, ее столик - возле входа в музей Грина. От нее можно узнать ответ на любые вопросы, она ответит бесхитростно и искренне. Такой же искренней девушкой показана Ассоль в повести Грина и в советском фильме «Алые паруса». Поэтому возле нее обычно крутятся любопытные туристы. Столовая «По-домашнему» показывает на рекламных щитах перечень салатов со смешными ценами – от 9 рублей. Удивить Валеру дешевыми ценами не удалось, потому что другие блюда оказались с нормальной калькуляцией. Порция мидий с печеными помидорами, стакан сметаны и два куска диетического хлеба, пышного, отдельно испеченного; к этому добавим кофе капуччино. За все это я отдал 263 рубля. В Москве только за кофе возьмут столько же. Качество блюд и в этой столовой в центре города, и в других пунктах питания всегда было безукоризненным. Валера, не обращая внимания на цены, рассказывал мне о рыбацких планах и о сыне. Интересно, как встречаются и расходятся однодневные товарищи по туризму. Походили по интересным местам, пообщались и простились, может быть, навсегда.

 На этот раз я расспросил у Насти, как дела. Настя выросла в Коктебеле, это ее родина. Часто бывала на биостанции, вначале с мамой, потом самостоятельно. Ей нравилось заниматься с дельфинами. Подошли люди с расспросами. Я отошел в сторону, делая вечерние фото, уже смеркалось. Когда вернулся, Настя была одна. Рассказал о своей младшей дочери, которой 21 год. Предположил, что Настя на год младше дочери. Настя улыбнулась (на самом деле, постарше). Мою дочь зовут так же, но она сейчас отдыхает с другом на берегу Байкала.
 Подошли две женщины с вопросами. Спрашивали у Насти, как попасть в Коктебель, что там интересного. Настя отвечала, но ее отвлек подошедший мужчина. Он спрашивал о конкретной экскурсии. Женщины обратились ко мне. Мы разговорились, потому что я уже побывал в Коктебеле. Женщин зовут Татьяна (старшая) и Ольга (постройнее), вернее, мне представились: Таня и Оля. Подруги, из Питера. Тут же я им сказал, что у меня есть стих о Невском проспекте.
 - Вот скажите, почему он называется Невским? – был мой вопрос. – Я его прошел от начала, от памятника Александру Невскому, до конца, возле Эрмитажа.
 Татьяна: - Першпектива по-старинному, отсюда и проспект.
 - Да, но почему Невский?
 Ольга: - Он находится рядом с Невой. И, кстати, начинается он от Эрмитажа, потому что нумерация отсюда.
 - Видите, я ошибся. А Невским он называется потому,  что начинается от Невы и заканчивается на Неве, Нева делает поворот. У меня есть строчки: «Еще для пущего эффекта  поглядывать на местных дам». На вас я там и поглядывал.
 …Идти по Невскому проспекту,
 Где хочется моложе стать,
 Где бродят мимоходом некто
 Со мной историю листать…
 Когда Настя освободилась и обратилась к женщинам, то очень удивилась. Мы ответили, что завтра вместе едем в Коктебель.
 - Как у вас быстро все получается!
 Настя уточнила для меня, что местная автостанция находится рядом с рынком, показала рукой для убедительности, так как я знал другую автостанцию – междугороднюю, находящуюся в противоположной стороне города.
 Мы посмеялись и пошли гулять на набережную. Там я надеялся увидеть женщину, которая приглашала на водные экскурсии. Они могли делать экскурсии до Коктебеля - по воде ближе, чем на автобусе. Но женщины на привычном месте не оказалось. Если будете в Феодосии, то надо спуститься по Галерейной улице, перейти через железнодорожные пути по простому переходу. Это совсем не опасно потому, что поезд ходит один раз в сутки. Сразу за переходом начинается набережная, именно здесь и сидела женщина за столиком в день моего приезда. Тогда она приглашала на рыбалку. Видимо, ее рабочее время – только день, а уже темнело. По календарю сегодня наступила осень. Мы, не торопясь, пошли в сторону сверкающих огней и грохота.  Татьяна показывала мне в мобильник изображения Анапы, где я был неделю назад, Ольга шла молча рядом.
 - Горгиппия, раньше так называлась Анапа. Раскопки невдалеке от морского порта, - объясняла Татьяна.
 - Я там был, раскопки огорожены, но прошел мимо.
 - Там есть музей, в нем есть бронзовые и мраморные скульптуры, терракотовые статуэтки, расписная чернолаковая и краснолаковая посуда, стеклянные сосуды и украшения, оружие и монеты. А вот еще, как интересно…
 Татьяна показывала картинки Анапы, а я вспоминал рассказ Горького, как к писателю обратилась женщина с ребенком на руках и спрашивала, что такое чудо. Слова автора: «Она держала на руках великое чудо – новорожденное дитя и спрашивала, что есть чудо». Татьяна шла по Феодосии, а думала и вспоминала Анапу. Нет, в тот момент, в вечерний час я был влюблен только в Феодосию и счастлив, что могу ходить и смотреть. Видимо, таковы ощущения каждого туриста.
 Море блистало бликами огней слева,  справа сопровождал нас ряд ярких сувенирных ларьков, впереди манил ослепительными огнями и шумом развлекательный парк...
 "... все в общем произвело на нас в городе этом именно то впечатление независимости и поэтической плавности, какое пытались выяснить мы в примере человека с цельными и ясными требованиями" (А.С.Грин).