13. 11. 2015

Феликс Рахлин
"К мемуарной повести  Александра Коржова (proza.ru) «Жил-был Я»
http://www.proza.ru/2010/01/08/1001   и   http://www.proza.ru/2010/01/08/1008

"Мне не было и десяти лет, когда я, шибко вумный, попытался вести антирелигиозную пропаганду. Среди деда и бабки, разумеется. Успел уже, помимо прочей дури, начитаться поповича Ем. Ярославского. Отрекшегося, если не знаете, как и вы, деточки, от своего родителя".

Емельян Ярославский, хотя его и называли в шутку "советским попом", никак не мог быть поповичем, - скорей, его можно было бы назвать «раввинычем», поскольку настоящее его имя – Миней Израилевич Губельман, то есть он был еврей. Но к тому же из семьи революционных ссыльнопоселенцев, так что вряд ли и крещёных…  Что правда, так это его знаменитое богоборчество: он был «главным атеистом» в стране Советов, воинствующим безбожником, - это так. А что до отказа от родного отца, то об этом я ничего не слыхал и не знаю, был бы признателен за рассказ.

"... я постоянно ощущал безмерную дедову любовь. Нечего и говорить, что взаимность была абсолютной. Я в ту пору был очень похож на него внешне, так что мое происхождение (этим в деревне интересуются в первую очередь) всем было ясно: это же маленький Жербачок. Обижаться не полагалось: деревенская кличка Жербак (Нищий) прилипла к деду еще в молодые годы".

Интересно: жебрак  (именно так: в середине слова не –рб-, а –бр-) – в переводе на украинский именно нищий.  Как получилось, что по соседству с Украиной, на Дону, произошёл в слове такой перескок согласных?..