Размышление о Понятии и Образе

Николай Катаржнов
                Понятие и Образ
   При рассмотрении данного Вопроса мне пришлось столкнуться с Проблемой  более обширного  плана, а именно: «О границах и переходах между Понятиями».
И, как в начале казалось мне,  этот  ч а с т н ы й  вопрос вдруг обрел («сам по себе») более важное «понятийное Значение». Так что вначале, для решения этого «частного» вопроса,  требуется осветить принципиально важный взгляд на всю Проблему в целом.
                ЧАСТЬ 1.

  Так в чём же состоит эта Проблема? И в чём её суть?
Придется начать с самого главного, а именно: с Понятия самой Диалектики, как  целостного Мышления, которое находит своё яркое выражение, как «отражение», в науке Диалектике.
Для описания этого сложного Явления придется воспользоваться Логикой чисел, чтобы показать (по аналогии) как из «простого» получается «сложное».
В самом деле: 1 + 2 = 3. Какая ещё в этой записи может быть  логика, кроме самих чисел?
Оказывается, что есть! В этой элементарно-простой записи «действия» с числами, присутствует ТАКЖЕ и более «сложная» Логика…  И эта более сложная логика связана уже не с простыми числами, а с вполне разумными выражениями, используемыми в науке «диалектической Логики», или  по-другому -  в Диалектике.
Так, мы назвали «первое число, оно  есть 1(«единица»).
(В понятийном плане эта «единица Единого». В Понятии числа:  1 = «Диалектика».)
Далее, нам необходимо показать п е р е х о д  - от исходного данного «Единичного» Понятия - к «другому» Понятию. Это «действие» в арифметике обозначено так: к «единице» «прибавляется» число «два».
В нашем понятийном плане (в мышлении)  это «действие» равнозначно п е р е х о д у  от «одного» к «другому» (=«второму» Понятию).
Этим «вторым» (по счету) Понятием является  «внутренняя Суть» всё той же «единицы Единого», т.е. «Диалектика Единого Движения»…
А смысловая Суть Диалектики лежит внутри самого этого Слова. («диа» =2, «лектос»= течение).
 «Диалектика» по своей внутренней сути есть «ДВА Течения» одного и того же «Единого Движения».
Ведь арифметическая логика действия с числами показывает, что к 1 «прибавляется»(!) число 2.
Следовательно, не нарушая прописанную в арифметике логику действий с числами, мы должны осуществить в «Понятии»  п е р е х о д  от числа «1» к числу «2».

   В Логике «Понятий» это обозначает, что «Диалектику» надо  рассматривать  УЖЕ не как некую  отдельную «Единичность», а с точки зрения её  «внутренности», т.е. существующих внутри её - «ДВУХ  течений»!
         
     «ЕДИНИЦА»  п е р е х о д и т  в  «ДВОЙКУ»!

   На языке смысловой и содержательной Логики это означает  ДЕЙСТВИЕ  ПРИБАВЛЕНИЯ: а) -того, что было в «первом» Понятии - «Диалектика»;  И  б) -того, что содержится во «втором» Понятии - «ДВА течения»!
 
И далее:  «ЕДИНИЦА»  и «ДВОЙКА»  в «сумме» дают общий  итог, или «синтез», «слияние» - их ЕДИНСТВО = «ТРОЙКА».
К ОДНОМУ (чисто «внешнему») Понятию «Диалектика» ДОБАВЛЯЕТСЯ   ДРУГОЕ (глубинно «внутреннее») Понятие «ДВА  ТЕЧЕНИЯ» . И это «другое» Понятие не только  д о б а в л я т  (своё «внутреннее» содержание), но и «обосабливает» себя как «отдельное»   ДРУГОЕ… Это и есть арифметическое число «2».
Понятийно:  ОДНО  +  ДРУГОЕ  =  ТРИ («ЕДИНСТВО)».
*
На языке философской Мысли это «ТРИ-ЕДИНСТВО» выражено в следующей известной фразе:
«От живого Созерцания, к абстрактному Мышлению, а от него к ПРАКТИКЕ - таков путь познания Истины».    (См. В.И. Ленин, т.29)
   
                ЧАСТЬ  2.

   Так в чем же  Проблема? Где-то её  саму и не видно…

Проблема  явилась к нам  сама, но в совершенно «другом» одеянии,  и мы её из-за этого  сразу и  не узнали…
Её новая «одежда» - это «ТРИАЛЕКТИКА»! - Чем не «модЭр-новое» слово среди прочих слов?

Появилась даже в Интернете «Академия  ТРИНИТАРИЗМА»! О, как звучно, ново, необычно об этом  ЗА-ЯВЛЕНО!

А между тем, в этом новомодном и наскоро сшитом «карнавальном костюме», к нам явилась всё та же проблемная «вещь», о которой отмечено в части-1, где кое-что по существу сказано.
Недаром всемудрый Конфуций  всех нас правильно учит:
«НАЗЫВАЙТЕ ВСЕ  ВЕЩИ  ПРАВИЛЬНЫМИ  ИМЕНАМИ»!
Для меня слово «тринитаризм» по-своему «внутреннему»  смысловому  содержанию показывает: «три - ни -тар, - изм». В обычной «оболочке», т.е. без «упаковки», голое содержание гласит: «три- «нитарное»-измерение»!
Слово «три» объяснять не надо. 
Слово «нитарное»(«тара»=ящик, емкость, вместилище), обозначает «нечто»  НЕ  ТАРИРУЕМОЕ, т.е. НЕ упакованное в «тару», как и  равное этому: «безтарное», НЕ  ограниченное ФОРМОЙ, БЕЗФОРМЕННОЕ!  Можно сравнить со схожими словами: «унитарное»(государство),  гуманитарное(общество) и др.

Что интересно в этих словах, так это их содержимое.

Унитарное государство - это значит унифицированное и ТАРНОЕ, т.е. оформленное в «жесткую» «упаковку».
А «гуманитарное» обозначает «гуман(изм)+тарное»… Если это относится к обществу в целом, то здесь проглядывает «человечность» (или человек) упакованный в «тару». Налицо чистой воды «тотали-таризм» («тотал»=всеобщность) - всеобщий(тотальный) «таризм» - затаривание в жесткую оболочку! Не очень-то лестное определение для государства, общества и человека! Не зря же нас так «тарят»(=травят) своей «демократией» = «гумани-тарной» сущностью США и Европа? По сути -  весь Западный мир «блещет» своей духовной и смысловой «красотой» - бездуховностью! И мы же им ещё и потворствуем.

О «новоиспеченном» слове «Триалектика»  мне также предстоит  сказать несколько слов.
Во-первых, необходимо выявить Суть этого термина. И суть  эта проста.
«Триа» это «три». «Лектика» это тот же «лектос», что означает  Течение. В целом - «триалектика» = Три Течения!
Странная получается Картина! - Есть «Два Течения» и появилось «три течения».
Так  в Чем же разница, и где Суть?
Для этого надо вернуться «на круги своя» и Понять Логику образования Смысла Слов!

Я же со своей стороны УТВЕРЖДАЮ, что ДИАЛЕКТИКА УЖЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ВСЕ  ТРИ  ИЗМЕРЕНИЯ и не нуждается в каком-то «новом» толковании её  ч а с т н о с т е й  и частей!
   
                ЧАСТЬ  3.

Теперь пришла пора сказать  «О Понятии и Образе».
Для чего и зачем?

   Исходя из диалектической логики,  изменяющегося Смысла простых слов и возникающих на их основе сложных Понятий, необходимо (строго и обязательно) усвоить к а ж д о м у из нас  Принцип Иерархии, который существует(царит) во всех упорядоченных «Множествах» (Вселенных), если они (эти множества) таковыми являются «по-Существу»!

В области человеческого Познания также царит и неуклонно соблюдается этот Принцип - строгого упорядочения Системы. Наши, так называемые, отдельные «Понятия»  являют собою такое же упорядоченное разумное Множество, неуклонно соблюдающее в себе  предустановленную Логику в построении Мыслей. Вне разумной Логики невозможно постичь истинного Знания.
*
   Исходя из «первого Течения» хода Мыслей  - от  «Единичного» к «Общему» («от живого Созерцания к абстрактному Мышлению»), обозначим  в Начале, в «нижнем ряду» процесса Познания - наши ЧУВСТВА.  Ведь, на основе Чувств формируются (складываются Впечатления) наши первые «Представления», т.е. суммируются  чувственные восприятия «внешних» вещей. Эти первые «Впечатления» нашего Сознания «впечатывают» их в Память и создают (строят)  «чувственно осязаемый» «Образ» в Мозгу.

Уже здесь, на этом ПЕРВОМ этапе, безусловно, участвуют в этом процессе: и Сознание, и Ум, и Память… («Целое» же детерминирует свои  «ч а с т и».)

Итак, отобразили  важную Мысль о том, что начато «восхождение» от «единичного» к «общему», и оно идет по линии:  «Чувства» -  «чувственные Представления» - «Образ».

Далее, Направление «Течения» меняется…
 
Идет процесс «нисхождения» Мышления: «от абстрактного Мышления к ПРАКТИКЕ…»
На этом Пути наше Мышление идет от «общего» к «частному», «единичному»…
ЕСЛИ наши чувственные Впечатления и Образы, полученные на «первом» этапе, были хорошо «обработаны» нами в нашем Мышлении, и давали четкую устойчивую Картину в целом, то «снисхождение» Мысли, переложение на Практику дел обнаружит нижеследующее: а) - истинны ли были наши Представления; б) - согласуется ли Практика дел с нашими  внутренними Образами?

Таким образом, налицо выявляется следующий путь:
      «Понятие» - «Образ» - Дела…

  «Образ» занимает промежуточное положение  в этих ДВУХ Течениях.

Он («Образ») является «Особым» связующим звеном  в этой диалектике Движения.

С одной стороны, Образ  - это «сумма чувств».

С другой стороны, Образ - это «мысленное Понятие».

Логика  «Единичного», «Особого», «Всеобщего»  представляется в виде:

             ЧУВСТВА   --  ОБРАЗ   -- ПОНЯТИЕ.
 
В области  «чистого»  Мышления это выглядит так:
 
              ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  -- ОБРАЗ  --  ПОНЯТИЕ.

Можно дать  следующие Определения.

Определение №1. Представление это простое (образное)  Понятие.

Определение №2. Чувственное Представление  рисует субъективный Образ целого, т.е. Понятия.
 
Определение №3. Понятие это абстрактное Представление. (Сигнал сигналов - по Павлову).

                РЕЗЮМЕ.

   Таков мой диалектический Взгляд в Логике «трех-ликого»  Единого Движения, как неразрывного, двуедино-сложенного Мышления, имя которому ДИАЛЕКТИКА.
Сама Диалектика, в живом течении человеческой Мысли, не терпит разрывов и грубого деления на части, которые выставляются на показ как независимые и обособленные друг от друга "отдельные понятия".
Живая Мысль Едина как и само Единое Сознание, внутри которого эта живая Мысль проистекает...