Казачья наука

Валерий Ефимов
Читателям 60-х годов хорошо известна трилогия Беляева "Старая крепость". Детство и юность моего деда, Владимира Северьяновича, протекали в Каменец-Подольске, где и проходили основные события произведения.
Он рос на народных преданиях, тоже искал клады в старой крепости.
В двенадцать лет, гимназистом, Володя участвовал в революционных событиях. Друг, Грицько, уговорил его бежать на русско-японскую войну: залезли в товарняк, идущий на восток. На следующей станции "зайцев" сняли с поезда и на телеге привезли домой, где подросток получил первую трепку "за войну".
Через месяц неутомимый Грицько подбил участвовать в демонстрации революционеров на центральной площади города. Вручили Володе красный флаг и велели размахивать им.
Махал до тех пор, пока из переулка не вылетела полусотня уральских казаков, с нагайками: лупцевать начали со знаменоносцев.
Первый удар нагайкой располосовал гимназическую фуражку, другой - по спине. Навсегда они отучили от революционной деятельности.
Позже, на фронте Первой мировой, дед, познакомившись с оренбургскими казаками из станицы Магнитной, с уважением смотрел на "крестных", говорил, что еще не видел в боях храбрее и бесшабашнее вояк.