Ваш первый роман и первая ваша книга

Владимир Сандовский
 
Ваш первый роман и первая ваша книга
 
И вот, вы, начинающий писатель, написали свой первый роман.
Именно с него начинаются все явные и тайные проблемы. Молодому автору кажется, что он написал своё уникальное произведение не так, как пишут другие. В этом кажущемся есть что-то от женского убеждения: «У него были женщины, — ну и что? Гуд бай, май лав! — все они в прошлом. Я сделаю его жизнь праздником, со мной у него всё будет по-другому». Увы, дорогие женщины, по-другому не будет. Будет, как всегда. И у вас, дорогие начинающие писатели, с первым произведением-романом будет всё так же, как у других. Поэтому, отталкиваясь от других, попробуем двигаться в их направлении.
 
Обязательное условие для безусловного выполнения: автор два-три раза вычитал своё произведение, удалил, исправил видимые огрехи. Всё хорошо, ошибок нет. Теперь нужно дать на прочтение кому-либо, кто владеет литературными знаниями или опытом редактирования художественной литературы.
 
Эту проблему каждый начинающий писатель решает автономно, по-своему. У кого-то есть дружеские отношения с учителем литературы. Кто-то посещает литературный клуб. Кто-то имеет возможность заплатить за прочтение и редактирование.
 
В любом случае, после редакционного прочтения (и высказанного критического мнения) вы, автор, с удивлением увидите и услышите, что ваше, вроде бы отлично написанное произведение, хромает в стилистике; имеет много грамматических ошибок по части пунктуации; откуда-то взялись досадные промахи в логике сюжетных линий; главный герой не достаточно ярко прописан; местами роман тяжело читается; и т. д., и т. п., и прочее.
 
Конечно же, всё услышанное и увиденное будет вами учтено, текст произведения опять будет исправлен, переписан и... Что делать дальше?
 
Дальше нужно запастись продуктами для ужина, пригласить старых, верных друзей, и предложить им послушать пару-тройку глав из вашего романа, которые вы, как автор, прочтёте им самолично. Вы прочувствуете их реакцию, выслушаете отзывы, мнения. Разумеется, это будет непрофессиональные мнения, и делаться они будут по принципу «нравится — не нравится». И всё же. В сумме это будет мнение рядовых читателей, на слух попробовавших вкус вашего романа. Именно для таких читателей и пишется большинство романов.
 
 И вот, мнения выслушаны, кое-что заставляет кривиться душу, но, в целом, одобрение получено. Следовательно, пора двигать роман дальше. Куда? Конечно же, в издательство.
 
С этого момента начинающий автор имеет право на маленькую удачу. Удача должна придти в форме человека, прошедшего жернова всей этой издательской канители. И от этого человека вы, ещё не искушённый автор, узнаёте, что нужен определённый объём текста в авторских страницах, в количестве знаков и в килобайтах. Что существует формат, которому должно соответствовать ваше произведение. Причём, если раньше вы думали, что издательский формат — это ширина и высота книги, которая примет в себя ваши тексты, то теперь вдруг узнаёте, что это не тот формат. А есть другой: формат издательства, в который вы должны втиснуться. И этот формат определяется конкретным жанром романов, определённой тематикой, определённой конструкцией сюжета и фабулы.
 
С точки зрения издателя, формат — это то, что хорошо продаётся. Не продаётся — не формат. Иногда издателей обвиняют в том, что они насаждают дурные читательские вкусы. В какой-то степени это справедливо, но не во всём. Читатели своим кошельком голосуют за книгу, а издатель внемлет голосу кошелька. Функция у него такая.
 
Рассмотрим случай, когда начинающий писатель не обращается к литературному агенту, которого поблизости нет, и вообще нет. К тому же, начинающий писатель обязан приобрести опыт издания книги.
 
Тонкости издания первой книги очень специфичны. Любой издатель поймёт, что вы — новичок. И не пытайтесь скрывать этого. Да, я первый раз издаю книгу. Мне нравится ваше издательство, оформление ваших книг, я чувствую, мы принесём друг другу удачу. Готов внести в книгу все исправления, чтобы книга стала читабельной и нашла своего читателя.
 
Не обязательно сразу обращаться в крупнейшие издательства России (хотя, гонорары там больше). Вы должны разведать, какие издательства вам наиболее доступны, и какие требования они предъявляют для всех новых авторов. Адреса издательств можно узнать в интернете, — это наиболее простой способ. Можно пойти в книжный магазин и полистать книги, близкие по жанру вашему произведению. Там все данные об издательствах, фамилии редакторов и художников-оформителей, и даже указано количество авторских листов, на которые вам необходимо будет ориентироваться при подготовке книги к изданию.
 
И вот, вы разобрались и поняли, как связаться с издательством: либо воспользоваться электронной почтой, либо созвониться, или самолично придти на приём. Главное, будьте вежливы, тактичны, не задавайте много вопросов и старайтесь слушать. Ничего страшного, если первые попытки выйдут комом и вас развернут лицом к выходу. Зато последующие будут восприниматься вами, как обычная работа, которая начинает приносить положительный результат и бодрое расположение духа. И в издательстве к вам привыкнут.
 
Настойчивость, вера в победу должны питать ваши мысли и чувства. Вообще, дорогие писатели, если уж вы сели за книгу (взялись за гуж), то не говорите себе и другим, что не потянете, не допишите, не достучитесь, не дозвонитесь, не до... И так далее. Все проходили вашим путём. И многие дошли, подписали контракт и благополучно издались. Глаза боятся, руки делают, ноги носят. Часто в этом деле нужен не талант писать вообще, а талант писать так, как надо. Не важно, что со всех сторон говорят: в творчестве писателей нет никаких правил. Полная ерунда. В любом творчестве есть чёткие и жёсткие правила. Вы же не станете, будучи штатным программистом Майкрософта, писать программу для новой версии Ворд, которая через стереодинамики будет дико хохотать при нажатии клавиши «Энтер», и выпускать на экран бегающих собачек, закидывающих заднюю лапку на каждую написанную писателем букву. Хотя, кто знает, может быть и станете.
 
Поэтому, ещё раз настоятельно рекомендую. Придерживайтесь правил, которые предлагают вам издательства. Они диктуют вам свои условия в обмен на писательскую славу и какое-то количество денег.
 
Потом, когда-нибудь, вы откроете собственное мини-издательство, и будете издавать всё, что вашей душе будет угодно. В бумажном и цифровом варианте. И начнёте мыслить, как издатель. Но это потом.
 
В принципе, ничего страшного издатели писателям не предлагают. Писатель должен подогнать своё уже написанное произведение под тот сюжетно-художественный формат, который востребован на сегодняшний день. А начальный оригинал произведения можно оставить себе. После смерти автора он будет издан, как оригинальное произведение и разойдётся большим тиражом в пользу наследников. А литературоведы получат дополнительный материал для своих научных диссертаций. Как видите, ничто не пропадёт и бесследно не исчезнет. Действует обычный закон сохранения писательских творений.
 
А чтобы ваши творения вышли на книжный рынок и оставили свой след в литературе, запаситесь знаниями: как писать аннотацию, синопсис, заявку на издание книги. Поднаторейте в том, как понятно, простыми словами описать жанр, в котором вы проявили своё писательское творчество. Очень важно, если вы сможете письменно доказать, что особенности текста вашего романа позволят привлечь читателей из разных возрастных групп. Кстати, это очень актуально. Сейчас невозможно детям и внукам на ночь почитать современные фэнтези и сказки. Сплошной ужас! Я попробовал вслух читать сам себе, потом всю ночь не спал. Переписывал заново, чтобы на другой день почитать внукам.
 
Предлагаемое эссе было названо «Ваш первый роман и первая ваша книга» потому, что между написанным романом и изданным может быть большая разница. Помните об этом. И чем меньше различий между этими двумя романами, тем удачнее будет судьба второго романа, написанного вами. Как утверждает многовековой опыт издателей: писатель начинается со второй книги. Первую книгу, худо-бедно, может написать любой, кто прилично усвоил родной язык и хорошо помнит собственную жизнь. Написать о ком-то — это сложнее. Но почётнее.
 
С какого же романа начать свою писательскую деятельность?
Детективы и любовные романы идут хорошо. Боевое фэнтези и ужасы тоже. Эзотерические романы с примесью мистической любви и приключений уверенно набирают рейтинг. Уже говорят о мужском, жёстком романе. Вроде бы мужчины на них западают.
 
А если писатель задумал написать роман о человеке не брутальном, не способным ограбить банк, убить или совершить жёсткий поступок? — о человеке с мягкой, ранимой душой, который ищет своё место в нашем недобром мире? Нужен ли такой роман, такая книга читателю? — только не одному, а многим? Однозначного ответа нет.  Мир читателей тоже имеет свои странности и часто бывает непредсказуем. Советы здесь не уместны и на этот проблемный вопрос начинающий писатель должен ответить себе сам. Не взирая на свой возраст.
 
Есть ещё одна писательская проблема, чисто женская.
Сейчас в писательскую среду внедряется большой поток женщин-писательниц. Произведения женщин, естественно, отличаются от произведений, написанных мужчинами. Главное отличие — женский стиль написания текста, который многим читателям мужчинам не нравится. Для художественной ценности литературного произведения женский стиль никакого значения не имеет. Стихи Анны Ахматовой ничуть не хуже стихов Евгения Евтушенко или Андрея Вознесенского. Детективы, написанные женщинами, довольно популярны. Женщины, кроме любовных романов, пишут сказки, фэнтези, есть и представительницы жанра научной фантастики.
 
Женщины разных стран в разные годы получали Нобелевскую премию по литературе. Российских писательниц в этом списке нет, но представительница Белоруссии, — Светлана Алексиевич, — есть. Литература массового спроса отличается от литературы, награждаемой Нобелевским комитетом. И начинающие писатель и писательница должны знать, если с первых своих творений начнёте работать на массового читателя — Нобелевской премии не видать.
 
Не так уж часто, периодически, в художественную литературу внедряются древние социальные вопросы, касаемо мужчин и женщин. Один из них звучит так: может ли женщина быть абсолютно независимой от мужчин? Моё предложение. Пусть женщины сами, в своих произведениях (романах, повестях, рассказах) ответят на него. Думаю, читатели мужчины будут читать такие произведения, не смотря на женский стиль. Им ведь тоже интересно, как женщины обойдутся без них.
 
В завершении, пожелаем друг другу удачи в творчестве и скорейшего издания в крупнейших издательствах России и за рубежом.
 
17 - 18 ноября 2015 г.
В. Сандовский
-----------------------------