коса

Нина Шарыгина
Мне кажется, что я живу уже довольно долго… С мужем прожила двадцать пять лет без полутора месяцев. Не дожил он до серебряной свадьбы, хотя мы очень хотели отпраздновать и даже венчаться.
Ну, так вот, за мою долгую с ним жизнь я ни разу не резала своих волос. Коса была ниже попы! Сказал: не дай Бог, хоть сантиметр отрежешь, на лысо побрею! Сначала напугалась, а потом только смеялась. Мне хорошо было с моими мужиками. Старшие сыновья такой большой любви не проявляли, а вот малой… ему нравилось.
 А как нравились мои волосы мужу!.. И расчёсывать помогал, и укладывать. Мне кажется, что он за мою гриву и любил-то меня.
Сын младший тоже очень их любил. Перед сном обычно отпускал их на «свободу». Ручками своими тихонько вытаскивает шпильки, одну за другой и гладит их, гладит.
Мне очень нравилась такая процедура. Я сказку рассказываю, а он своими пальчиками перебирает волосы.
А потом, когда муж умер, мне уже не так много удовольствия доставляли мои волосы. Любоваться ими не кому стало что ли? Да и полоса пошла чёрная, не до них было.
Видно с этой чёрной полосой и случилось такое с моей головой… Начался псориаз. Пришлось всё-таки обрезать мои косы! А как глянула на себя в зеркало, так и ахнула!
Нет. Помолодела, похорошела. А мудрости не стало.
Всё же правду бабушка говорила – в косе вся красота женщины. Сразу видно – ленива девица или нет.
Конечно, я не стала ленивой, но с каким нетерпеньем я ждала результата лечения моей головушки. Только всё затянулось на годы. А привыкнуть к короткой причёске я так и не смогла. 
Подруги все хвалят: здорово! Лет на десять помолодела. Подруги, как на грех, все стриженые, у всех стрижка короткая, вот и меня тоже под себя строят. А куда мне с этой молодостью? Замуж поздно, а в гроб ложиться и старой ладно.
Конечно, головка аккуратненькая, маленькая и времени много не отнимает – расчесал наспех и готово. Опять же, чёлочка, как у молоденькой, задор. Но ведь проще помыть голову, расчесать волосы, заплести косу и уложить красиво… а тут как овечка стриженая космами трясёшь, да моешь каждый день. Руками-то лапаешь каждую минуту, они и мажутся скорее. Вот ведь беда.
Вот сейчас дождалась, что можно уже заплетать, как то прибрать красиво голову. Но всё ещё коротки. И уже прежних длинных волос не будет. Плохо растут.
Эх, какая была коса! В руку толщиной, длинная… уложишь вокруг головы – красавица!
Где мои 17 лет?
Всегда вставала и сразу голову прибирала. Бабушкина выучка.
А у дочки тоже волосы шикарные! Пшеничные. Девки-то красят в такой цвет, а у неё свои. Пушистые! Ей уж пятый десяток, а волосы распустит – молодая! Царевна.
Да. Жизнь прожить не поле перейти. Вот уж и прабабушка я. А мысли-то какие молодые! Душа. Дай Бог моим детям через всю жизнь пронести любовь и радость, и жизнелюбие.