Просвещение, другие дети, доходы семьи

Эдуард Камоцкий
     Просвещение.  Другие  дети.  Доходы  семьи.
Одновременно с репрессиями, шло колоссальное строительство нового могущественного государства. Так что к началу войны мы с капиталистическим миром разговаривали на равных. (На кофейной гуще можно погадать – насколько индустриализация была бы успешней, если бы не было репрессий).

В те времена, когда только что была ликвидирована неграмотность, безработица и беспризорность, когда страна пыталась стать передовой индустриальной державой, громадное внимание уделялось и нравственному воспитанию и образованию детей. Надо было вырастить новую «народную» интеллигенцию.
Сейчас, когда оплёвывается всё прошлое, как-то на телевидении выступал церковный деятель (Кирилл?), который, между прочим, сказал о том, что он в детстве был тимуровцем, и что движение тимуровцев прививало детям доброту и уважительное отношение к старшим. И не только тимуровское движение, пионерские заповеди целиком соотносились с христианскими, если их принять за образец. Тимуровские (пионерские) заповеди отличаются от религиозных только одним единственным пунктом: религиозная заповедь призывает быть верным в служении Богу, а пионерская – быть верным в служении Народу.
 Другим образцом было рыцарство –  мальчишки во все времена дерутся, так у нас было непреложными правилами: лежащего не бьют, драка только до первой крови (нос расквасить), но у нас во дворе чаще и по лицу договаривались не бить, чтобы не привлекать внимания взрослых.
Просвещением занималась не только школа. Были  в Ленинграде дворцы Просвещения.  Большой Дворец Пионеров в Аничковом дворце на углу Фонтанки и Невского я посетил со школьной экскурсией один раз (Лахта считалась пригородом), а вот в Доме науки и техники в каком-то дворце на берегу Невы, куда вход был свободным, я был несколько раз. Он был больше науки, чем техники. Из Дома науки и техники у меня остались в памяти демонстрация экспериментов со светом и диорамы геологической и биологической истории земли. Всё-таки, здорово, что дворцы аристократии превращали во дворцы науки и культуры, в дома отдыха.
В познании техники громадную роль сыграли выставки вооружений на Кировских островах, устраиваемые ко дню военно-морского флота, которые сопровождались простейшей демонстрацией некоторых видов вооружения в действии.
На берегу стояли корабельные пушки почти всех калибров от 45мм. до 300мм. К любой можно было подойти открыть и закрыть затвор и щёлкнуть спусковым механизмом.  Небольшой калибр – до 150мм. можно было, вращая ручки, “понаводить”, можно было зайти в рубку подводной лодки и, управляя перископом, посмотреть куда захочешь. Время от времени запускали двигатель торпеды.
Там же, ко дню военно-воздушного флота, выставлялись натуральные авиационные двигатели в разрезе, и приставленный к двигателю объясняющий любому ребенку давал достаточно подробные, но понятные с учётом возраста, объяснения. И делалось это доброжелательно, с искренним желанием объяснить, растолковать, чтобы мальчишка понял, в меру своих возможностей, как устроен двигатель.
Надо сказать, что с вооружениями я был знаком из учебника военного дела, по которому учились в институте тётя Геня и тётя Яня, так что выставки были как бы иллюстрацией к этому учебнику. Не знаю, читали ли они эти учебники, а я прочитал.
После войны и особенно в шестидесятые годы неоднократно в печати приводились доводы о необходимости восстановления Дома науки и техники для детворы, но дворец уже заняла бюрократия, и любые доводы были бессильны.
Я по рождению «инженер-изобретатель». Именно так я говорил в детстве, когда взрослые спрашивали меня, кем я буду, а взрослые любят задавать такие вопросы.
Кстати, хотя у меня штук двадцать авторских свидетельств и есть значок “Изобретатель СССР”, я так и не сделал изобретения «мирового» значения. Мои “изобретения” меня не кормили.
Сколько я себя помню – я всегда изобретал в основном перед сном, лёжа в постели.
В детстве я мысленно конструировал  самолёт. Я не помню, в чём была изюминка, а скорее и ни в чём – просто я пытался представить, как устроен самолёт, в очень, очень раннем детстве, потому что я помню то забавное затруднение, которое я тогда в своей конструкции преодолевал. Для того чтобы самолёт мог поворачивать, я не додумался до руля. Я крылья с мотором соединил с фюзеляжем через шарнир и поворачивал мотор с крыльями в ту сторону, куда надо было лететь.
Моё затруднение не было  таким уж простым. Человечество несколько тысячелетий управляло парусными кораблями веслами – на больших кораблях несколькими, прежде чем придумало, уже в средние века, руль! Аборигены Америки за многие тысячелетия так и не придумали колеса, хотя были уже и государства, и письменность, и земледелие и войны.
Мне очень хотелось приделать к мотоциклу поплавки, чтобы мотоцикл мог съехать с берега в воду и плыть по воде.
Примерно в то время, когда дядя Вячик ехал на велосипеде в колоне физкультурников, мне в руки попались “ходики” (часы с маятником и гирей) – я был потрясен громадным передаточным отношением в шестеренках – от шестеренки с гирей к стрелкам. Я ощутил, что к большому колесу надо приложить очень большое усилие, но зато маленькое колесо вращается с бешеной скоростью. Я размечтался: «передаточное отношение от педали к колесу сделано на велосипеде такое большое, что мне приходится со всей силы давить на педаль. Но зато я с такой скоростью проношусь мимо трибуны во время демонстрации на площади Урицкого, что на трибуне не успевают на велосипедисте остановить взгляд – только всеобщее удивление, восхищение и, естественно, те блага, которыми осыпались известные люди».
Об этом своём ночном изобретении я вспомнил  в шестом классе на уроке физики замечательного школьного учителя. Иллюстрируя  закон: выиграешь в скорости – потеряешь в силе, он рассказывал о бывшем с ним в жизни случае. Учитель во время разрухи был сельским почтальоном и ездил на велосипеде. Догнал он как-то другого почтальона, который позавидовал большой скорости, которую развивал учитель на своем велосипеде, и предложил ради смеха поменяться машинами:
         - У тебя видать велосипед получше, давай поменяемся, – а учитель, к удивлению предложившего обмен, согласился.
-  Ездить надо уметь, –  слукавил учитель.
Тот, кто предложил обмен, на первом же подъёме  горько сожалел о своём решении. Велосипед ему пришлось вести руками, а учитель, вначале отставший, догнал его и, перегнав, не спеша поехал дальше (переключателя скоростей на велосипеде тогда еще не было). Рассказывая об упругости, учитель сказал, что ему, в годы лихолетья, пришлось чистить высокую кирпичную заводскую трубу, и он был поражен, как сильно во время ветра колышется ее верхний конец. 

Не все дети посещали Дом науки и техники, выставки, ТЮЗ, Народный дом рядом с Петропавловской крепостью.   
Мы с Витькой Майоровым и с Валиком везде шастали, с Витькой иногда вместе, но чаще по отдельности, а некоторые дети из нашего двора безвыходно у дома пребывали. Разные семьи жили на нашем дворе.
Например, семья, живущая в бывшей ванной. Мать и двое детей. Мать работает уборщицей, т.е. получает около сотни  и это на троих! Эти дети часто, если не всегда, были в буквальном смысле голодными. Детвора иногда бывает жестока в своём непонимании. Так, однажды, мы как бы поделились с этими детьми баранкой, дав им высохшую на солнце детскую какашку, которая была похожа на баранку. Эта семья вымерла в первые же дни блокады.
А семья Майоровых – один сын, родители имели какую-то специальность и связь с деревней. Доход на душу более чем в 10 раз выше, чем в семье той уборщицы, но в целом, как коллектив, детвора на нашем дворе (включая и рядом стоящие двух этажные дома) была дружная. Я не помню ни одной злой драки, если кому-то доставалась конфетка, он выбегал во двор похвалиться, и первый, кто замечал эту конфетку, кричал «сорок». Владелец конфетки откусывал от нее половину, а вторую отдавал, но уже кто-то в свою очередь кричал «сорок», и половинка делилась на две четвертинки, и так почти до крошки. (Президент Путин вспоминает, что у них во дворе, если кто-то просил поделиться конфеткой, то владеющий ею отвечал: «А ты мне что?», но это было уже послевоенное детство, которое очень отличалось от довоенного – у нас меняться было нечем).
Можно сказать, что у нас было счастливое детство, чего не скажешь о детях уборщицы и о нашем товарище Гоге, которого часто била мать – на общей фотографии он внизу крайний слева. Остальные дети мало чем отличались друг от друга. Нам некому было завидовать, а это главное в определении счастья. Зависть делает людей несчастливыми. Не несчастными, а просто не счастливыми, потому что, например, хронически больной человек несчастен, не зависимо от чувства зависти, а еще у взрослых бывает несчастная любовь. Вот это чувство еще не омрачало наше счастливое детство.
Все различия семейного быта жителей нашего двора укладывались в разные возможности приобретения еды, одежды и билетов в кино.
Однажды в разговоре взрослых прозвучали рассуждения о том, что дочь Сухоруковых лучше, моднее одевается, чем  Яня, но зато они очень экономят на питании. Что-то заставило меня это услышать и запомнить.
Как-то я зашёл к  Сухоруковым во время еды – вся семья сидит за столом, а в центре стола стоит миска с картошкой. Все берут картошку и едят её с хлебом. Сухоруковы, видно, из деревни, но опоры у них там не было – или сами деревенские голодали, или там у них никого не осталось. Отец рабочий, мать домохозяйка, старшая дочь возраста, как тётя Яня, где-то работала, младший сын из нашей компании (на фотографии этот крепыш рядом с Гогой). В блокаду они все вымерли, кроме, кажется, дочери, которую, вроде бы, сразу мобилизовали.
Мы картошку не только отваривали, но и жарили, а вареную ели с чем-либо, например с селедкой. Ели кашу, заправленную поджаренным луком или шкварками, бывали яички, ну и, конечно, щи и супы. Бывали на столе чайная колбаса, маргарин, масло.
Работал дедушка, моя мама и дядя Вячик, Яня и Геня получали стипендии, после моей поездки в Архангельск и демонстрации папе отличной учебы, он каждый месяц присылал по 100 рублей, но до очередной зарплаты всегда не хватало и все в доме постоянно бегали друг, к другу занимая  “трёшницу” «до получки».
Я помню, каким событием был пошив Янине нового осеннего пальто, которое должно было служить ей много лет.
Дедушка сначала работал слесарем на кондитерской фабрике, был изобретателем. Изобрёл, в частности удобную подставку для фантиков на рабочем месте обёрточниц конфет. Я видел эту подставку: это положенный на грань трехгранный параллелепипед, на одну грань которого клалась стопка вощёных бумажек, а на другую стопка фантиков, так что одним движением бралась вощёная бумажка и фантик, и они складывались вместе в готовый вид для обёртывания конфеты.
Дедушка приносил украдкой с фабрики то помадки, то конфеток, то кусочек шоколада-сырца ещё не разлитого по форме.
После достижения пенсионного возраста, дедушка работал одно время в какой-то мастерской на Лахте, а потом дома всем всё чинил, – в основном запаивал дырки в посуде и чинил обувь, не только нам, но и соседям или знакомым. Был у дедушки замысел вырастить поросенка, и он построил сарай с двойной стенкой на метровую высоту у стены, где он собирался поместить этого поросёнка. Но эта затея не осуществилась.
За домом прислуги  был большой пустырь, который жители поделили между собой на огороды. Росли у нас там картошка, огурцы, лук, салат. Это тоже был хоть какой никакой приварок. Как только начинает картошка цвести, начинали мы её «подкапывать» т.е. рыться руками под растущим кустом,  отыскивая более или менее крупные клубни. Когда отрастала ботва на свёкле, часть ботвы обрывали и варили «ботвинник».
Раскопал дедушка и часть двора, отгородив этот огородик со стороны, где играли в рюхи, небольшим заборчиком.
 На Лахте дедушка пытался вырастить клубнику, посадив в ящик три – четыре корешка, но не помню я, было ли что-либо в результате. Клубники я поел вволю, когда однажды дядя Марк привел нас с Валиком на грядки клубники в совхозном саду.
Дворовые дети для себя искали по канавам грибы, таскали с совхозного поля редиску и чуть забурелые помидоры, которые у нас дозревали в валенках. Помидоры под Ленинградом не вызревали – они зелеными шли на засолку. Позже я был крайне удивлён, узнав, что на юге идут на засолку красные помидоры. Зачем? Их же можно так съесть!
Были у меня и лакомства. Мы, детвора, деньги, которые нам давали родители на завтрак, притормаживали и, когда набирался рубль – покупали пирожное. Летом по дороге в школу мы иногда покупали ломоть арбуза –  в Ленинграде торговали, не только целыми арбузами, но и ломтями. Когда мне случалось перекусить в городе, я покупал или пирожки с капустой или большой, как французская булочка пирожок с мясом и стакан газированной воды с сиропом.
Раза два приглашал к себе в гости сослуживцев (помнится троих) дядя Вячик. Возможно, это был день его рождения. Бабушка гостям готовила молодую отварную картошку, политую сверху салом со шкварками и сметаной, и подавала её с холодничком. Водки на столе было, наверное, не больше бутылки, точно я не знаю, но пьяных не было никогда. За столом были только гости и дядя Вячик. Помнится, как-то и дедушка с ними немножко посидел.
Да и вообще,  на нашем дворе, как я  помню, только один из жильцов бывал, и не редко, пьяным. В доме управляющего он на первом этаже занимал квартиру с верандой, из окна которой часто выставлялся настоящий приемник.
Кто он был по происхождению, я не знаю, но это для поведения имело большое значение. Ведь после коллективизации, в одночасье изменившей судьбу миллионов, прошло меньше 10-ти лет. Работал он в рыболовецкой артели и, как и все, по возможности старался что-либо ценное стащить. Я помню, как он из рукава ватника доставал угря. Угорь, похожий на полуметровую змею, был живой – они долго без воды выживают. Так что деньги у этого рыбака водились. Конечно, эта дорогая  рыба было не для жителей нашего двора. Этот рыбак, когда напьется допьяна, бродит по двору и ораторствует, что когда начнется война, он сядет на хвост бомбовоза и будет на большевиков бомбы бросать. Играющие в домино или карты мужчины с ним в дискуссию не вступали. Потом он куда-то исчез. Вроде бы умер, а, может, это его чахоточная жена, которую он часто бил, умерла. Кто-то в этой квартире продолжал жить, и из их приемника мы услышали речь Молотова о начале войны. Больше ничего не помню. Наверное, взрослые об этом говорили, но я не слышал и не слушал. Были для меня более впечатляющие события.
С гостями дяди Вячика у меня связана память о том  впечатлении, которое на меня произвела смерть одного из его гостей, память о том, что именно после этой смерти, я внутренне осознал реальность неотвратимости.
Одному из гостей дяди Вячика удалили зуб, а  через 6 дней он скончался из-за потери крови. Вот это меня потрясло.  Только что он был у нас в гостях – живой здоровый человек, без всякого намёка на возможность смерти, и вдруг он уже мёртв. Не убили его, не болел он и не под поезд он попал, а удалили у него  зуб, и он неотвратимо шесть дней шел к смерти.
Ни каких других дней рождения я не помню, а уж о нас детворе и говорить нечего, однако, один раз был я у кого-то на дне рождения в одноквартирном  доме на Лахтинском проспекте.  Помню, что мы там во что-то играли, как играли и во что играли –  не помню, т.е. это были обычные детские игры. Но что мне запомнилось, так это то, что нас угостили лимонадом. О… это совсем не одно и то же, что газированная вода. Лимонад показался мне божественным напитком и долго в своей жизни я удивлялся тому, что на праздники  «дураки» взрослые пьют водку и вино в то время, как самое большое удовольствие можно получить, если  будешь угощаться лимонадом.