Чай грузинский 36

Зоя Агаева Десницкая
               
 
        В торговом центре, в субботу,  было просторно: ни очередей на кассах, ни толкотни в торговых рядах, ни суеты в зале.  На входе ,    в витрине,   что то меня    насторожило.  Обычно,  я никогда не разглядываю витринные полки,  но вот сейчас что то меня останавливает.  И это "что- то"  оказывается в смутно знакомой коробке красного цвета. Подхожу ближе и читаю:  «ЧАЙ №36 грузинский черный байховый».
  Чай из детства! Сколько же мы не виделись с ним! А  ведь  запах и вкус никогда  мною не был забыт!  Да, были после него лучшие сорта краснодарского, индийского чая, а затем – дорогие изысканные сорта цейлонского   в высоких жестяных коробках с   тщательно запакованными,  как и положено,  в фольгу,  но нигде больше я не встречала этот родной грузинский  чай №36.
     Я внимательно присматриваюсь к витринной полке и вижу знакомую с детства зеленую упаковку чая №36. Зеленый, бодрящий,  тонизирующий  в сорокоградусную жару, а  черный  чай –успокаивающий  и согревающий зимой! Беру,беру!
     Сын подозрительно рассматривает незнакомые упаковки чая,  и отложив их обратно в корзину, без слов, убегает в торговый зал.
    Настроение поднимается  и  ноги несут  меня к кондитерскому отделу.  А вот уже  навстречу несется сын со  знакомыми пачками чая.
  - Мамочка, я тебе выбрал "Гринфельд":  черный и зеленый!  На всякий случай. Что- то ты переходишь на незнакомый чай и он намного дешевле, а значит, не такой  качественный и вкусный.
   Наши дети сейчас умнее, чем мы,   в детстве. Я с интересом  наблюдаю, как сын  внимательно рассматривает этикетку на йогурте, отыскивая дату и время изготовления, как тщательно рассматривает сыр и принюхивается к колбасе во время дегустации , словно  хорошо знает , как именно она  должна пахнуть.  Запах, вид, ингридиенты  - все это мгновенно  девятилетним сыном  оценивается. Откуда у него это? Наверное , от засилья рекламы на детском канале.
   Я  пытаюсь рассказать сыну  о своей драгоценной находке, но все же торговый центр не дает мне этого  сделать. Дома расскажу. За чаем!
     Вспомню дом, детство, семью и  Среднюю Азию.  И  расскажу о чае, без которого не начиналось утро и не заканчивался ни один вечер.
     Начну с того, что в  нашем маленьком военном городке жили люди разных национальностей со своими традициями и обычаями, а чаепитие в каждой семье было одинаково приятным  времяпрепровождением. Не было такого случая, чтобы в гостях вам не предложили попить горячего свежезаваренного  чая.
    В частных домах  во дворах  под тенистыми вьющимися лозами винограда стоял деревянный  топчан с мягкими  атласными одеялами и подушками. Там накрывался дастархан ( скатерть) и к горячему  чаю прилагались восточные угощения: изюм, курага, высушенная дыня и инжир,  ваза с конфетами чак- чак, щербетом и халвой.
      В  уютном прохладном  зеленом  дворике  подруги Тани Крутовой,  на  всегда чистом   прохладном бетонном полу,  стоял длинный деревянный стол с устойчивыми деревянными стульями. Над головой свисали крупные  гроздья   винограда "Дамский пальчик», а  плоды яблок и граната нахально ударяли все время  по голове. На столе всегда были  необычно  вкусные  ароматные  бараньи котлеты и разные сорта  конфет из шоколада и карамели.  Тут же на углях дымил круглый пузатый самовар. Обычно в жару есть ничего не хотелось.И только ароматный, янтарно- желтого цвета   зеленый чай  утолял  жажду и придавал силы в самые жаркие дни лета.
       Не забыть  чаепития  во дворе дома у Надьки Скачковой. Моей одноклассницы. Она давно уже жила  на Украине, в Мариуполе, растила  пятилетнего сына Ваню и ни разу за пять лет не могла приехать домой. Приезжала домой  из Киева я. И приходила к ее  родителям в гости. Они всегда меня ждали. Дворик совсем   не пропускал  солнечных лучей   через густые ветки виноградника и так было здорово сидеть под  крупными гроздьями белого и черного винограда и рассказывать им о внуке Ваньке , которого  я видела , а они пока - нет. И  старики  благодарно  меня слушали  ,  смахивая  украдкой  не прошенные слезы умиления, когда речь шла о шалостях Ванюшки, такого долгожданного  и любимого внучка, и все подливали и подливали  мне в пиалу горячий зеленый чай. И  вкус фруктово ягодной карамели  или  сахарного печенья  всегда напоминает мне  и теперь Надькин дом.  И та радость, которую я доставляла  своим приходом, они компенсировали заботой и желанием угостить чем то вкусным, кроме чая. И тушеный кролик с картошкой и изумительный плов на огне, и сорванные и тщательно промытые   крупные  гроздья винограда и сладкий медовый инжир со своего сада -  все это всегда было на столе во время моего прихода. Но чашка  грузинского чая, пожалуй,  была самым желанным  угощением.
      Во времена  моего детства , помню, все полки магазинов были заставлены красными и зелеными коробочками грузинского  чая №36. И это был самый ходовой товар , как и рис, мука и свежее мясо. Чай продавался и на базаре,  на развес.  И было принято в каждом доме покупать чай много, про запас, как соль и муку. Удивительно, что тогда перебоев поставок чая не было, но люди  запасались им  надолго.
     В детстве  совсем не пилось  жирное   домашнее молоко или катык(простокваша), купленные у соседей. Ни компот , сваренный из фруктов, собранных со своего сада , ни вода,  а только чай - часто и много. 
    В родительском доме мужа, в Киеве,  до меня чай никогда не пили.  Поразило такое многообразие чайных сервизов в доме и ни одного заварника на кухне. Все домашние любили холодную   воду из холодильника,  каждое утро варили какао или кофе, а компоты и кисели  были ежедневно  обязательны к обеду или ужину. 
  О, то утро я хорошо помню! Страшно болела голова, хотелось  чая , а его  в доме не было!  Мы с мужем тогда  с утра изрядно побегали по  Киеву  в поисках грузинского чая  № 36,  но его   не было не только в продаже, а   и в кафетериях о нем ничего не слышали. Зато    в продаже  был  индийский чай, цейлонский и  краснодарский . Мы тогда накупили много разных сортов чая и дома открыли сезон чаепития.  Друзья, соседи, домашние -  всем нравилось потом собираться за столом и долго с удовольствием чаевничать.  Свекровь приносила со своей кондитерской фабрики самые вкусные шоколадные конфеты" Ассорти" с белой  ореховой и  черной шоколадной начинкой , а еще много разных сортов карамели со  свежим Киевским тортом и тогда можно было долго- долго не выходить из за  стола и говорить обо всем на свете и не было ничего такого важного , что заставило бы нас быстро разойтись .
    С моим  отъездом из родного    дома  грузинский чай надолго, до сегодняшнего времени,  исчез из моей жизни.
    В  те трудные 90 годы,когда   чай  пропал  из  магазинов, как и многие продукты, нас спасал круг друзей, которые могли  где то по своим каналам  его найти. И тогда индийский, в желтой маленькой упаковке или краснодарский -в красной или цейлонский - в зеленой- были самым дорогим и радостным  приобретением. Свежезаваренная дымящаяся чашечка чая с густым  необыкновенно приятным ароматом давала столько силы и настроения на день, умела  радовать и собирать   близких людей за одним столом, сближала всех крепче  и  роднила.
      Как то  я  прилетела  в отпуск   к мужу за границу. В Южную Корею.  В свободное от работы время муж возил меня по разным интересным местам и помню, как то оказавшись у самой высокой смотровой башни  города Пусана,  где было невыносимо жарко, захотелось выпить чашечку чая. Везде продавали ледяную воду в пластиковых  бутылках и  очень популярный  тонизирующий  и модный тогда у корейцев  напиток-сок Алоэ. Народ охотно покупал его в стеклянных бутылочках и тут же, не отходя от магазина,  выпивал до дна.  Никто не покупал фанту, пепси, колу. Норвежские  пенсионеры -туристы с огромными рюкзами за спиной , носились  постоянно  за водой и покупали большие  бутылки  минеральной воды с  ледяных источников. Они уже тогда знали, что лучше воды только вода. Но  мне хотелось чая. Зеленого или черного. Но его нигде не было.  Вот тогда  меня  все время  назойливо преследовал  забытый аромат и вкус  грузинского чая из детства. Много позже, бывая в Южной Корее,  можно было легко заказать себе чай и в гостинице, и в кафе, и в ресторане. Огромный приток туристов быстро поставил на поток  интерес к чаепитию. 
     И вот сегодня в магазине я увидела  то, что даже не мечтала  увидеть. Здравствуй, чай  моего детства! Здравствуйте, мои воспоминания! Здравствуйте, мои  новые рассказы сыну! И – спасибо, жизнь, за чудеса в моей жизни!