Дезертир рассказал о пытках в ИГИЛ

Мир Александрин
Абу Халид когда-то был членом ИГ, а теперь считает организацию своим врагом. Он рассказал, кого и за что убивают террористы, а кого просто сажают в клетку на несколько дней.

Бывший террорист «Исламского государства»*, дезертировавший из рядов боевиков и скрывающийся под псевдонимом Абу Халид (Abu Khaled), рассказал о том, как устроена организация, в серии интервью для интернет-издания The Daily Beast. Очередная, третья по счету, беседа посвящена системе наказаний в ИГ.

Абу Халид служил в аппарате госбезопасности ИГ в городе Эль-Баб, восьмом по численности населения в довоенной Сирии. По его словам, на центральной площади города была установлена клетка. В нее сажали нарушителей тех или иных правил ИГ.

«Однажды человека посадили в эту клетку на три дня за лжесвидетельство. Еще один мужчина провел в ней три дня за то, что общался с женщинами, которые не являлись его родственницами. Некоторых сажали туда за курение на один, два или три дня. По-разному», — говорит Абу Халид.

Лидеры ИГ одержимы мыслью о возможном проникновении шпионов на подконтрольную им территорию. Поэтому людей арестовывают при малейшем подозрении в работе на разведку противника, затем пытают и казнят с особой жестокостью в назидание остальным.

Абу Халид вспоминает, как террористы схватили и казнили выходца из Кувейта, посчитав, что он работает на МИ-6. Его обезглавили и выставили на всеобщее обозрение, написав на его теле «Британский шпион».

По мнению Абу Халида, эта паранойя вполне обоснованна: он убежден, что в ИГ полно шпионов и информаторов всех мастей. Он вспоминает, как казнили одного русского разведчика и палестинца, который работал на израильский Моссад.

«Неважно, на кого ты работаешь: на Свободную армию Сирии (САС), на Асада, ЦРУ или других иностранцев — смертная казнь», — говорит Халед.

Человека, который оставлял маячки для беспилотников антитеррористической коалиции вокруг командного пункта ИГ, обезглавили и оставили голову и тело гнить на площади.

Существует в ИГ и «полиция нравов» — хисба, которая следит за исполнением норм шариата. Люди, повторно уличенные в употреблении алкоголя, получают 80 плетей на той самой площади. Хисба патрулирует город, наблюдая за тем, чем занимаются люди. Может, например, закрыть точку питания за несоблюдение санитарных норм.

По словам Абу Халида, в Эль-Бабе в полиции нравов служит не более 20 человек, но при этом «они повсюду». На автомобилях хисбы установлены громкоговорители, в которые полиция отдает приказы: «Время молитвы! Все в мечеть! Торопитесь! Ты, женщина, прикрой лицо!» Женщины вообще под властью ИГ живут в постоянном страхе.

Поскольку ИГ не может удерживать власть только на страхе, важной составляющей его существования является обучение. Новичков вербуют в рядах САС, из других группировок, таких, как связанная с «Аль-Каидой» «Джебхат ан-Нусра». Завербованные проводят по три месяца в специальных лагерях для «раскаяния». При этом существуют строгие ограничения, касающиеся того, куда можно ходить и что можно делать.

«Предположим, я родом из Эль-Баба, служил в САС, но решил примкнуть к ИГ. Хорошо, я должен провести три месяца в лагере, после чего меня отправят в какой-нибудь другой город на год без права возвращения в Эль-Баб», — объясняет Абу Халид.

Поскольку «халифат» стремится подготовить новое поколение палачей, он очень трепетно относится к их обучению.

Как и другие члены ИГ, Абу Халид получал 100 американских долларов в месяц. Ему оплачивали жилье с «коммуналкой» стоимостью 50 долларов, еще 50 долларов ему доплачивали, потому что он был женат. За каждого ребенка платят еще по 35 долларов. Если живешь с родителями, за каждого получаешь еще по полсотни.

Абу Халид рассказывает про бывшего каменщика, ставшего боевиком ИГ, который получает 600;700 долларов в месяц, хотя раньше жил на 1 тысячу лир в день (135 долларов в месяц). Он говорит, что ИГ старается создать в Сирии для людей максимально комфортные условия. Чтобы врачи не убегали, им платят по 4;5 тысяч долларов. Созданы возможности для «достойной жизни». Сравнивая Сирию и Ирак, Абу Халид говорит, что это «пятизвездочный джихад».

Тем не менее Абу Халид решил сбежать. У него был знакомый фермер, который пожаловался, что постоянно находит на своих землях останки людей, в том числе расчлененных. Абу Халид по его просьбе обратился к эмиру и попытался узнать, что происходит. Тот ответил, что ИГ не имеет отношения к трупам, чему Халид, естественно, не поверил. Но эмира нельзя называть лжецом.

Через несколько дней этот фермер пришел к Халиду и сказал, что хочет ему кое-что показать. На этот раз тела убитых оставили непогребенными — они были просто разбросаны по земле среди оливковых деревьев. Тогда Халид привез эмира на ферму и показал ему трупы. Но тот опять ответил, что ИГ не несет за эти убийства ответственности.

Однако среди убитых Халид узнал казненного на площади человека — того самого, который оставлял маячки для беспилотников коалиции. Он указал на это эмиру. Через 24 часа тот предложил фермеру выкупить у него землю.

Именно тогда Абу Халид принял решение бежать, чтобы было сделать крайне трудно. Сейчас он возглавляет батальон из 78 человек и сражается против своих бывших соратников по ИГ. Издание не уточняет, на чьей стороне.
(@)