Испания. Дева де Пилар. Часть 6

Борис Готман
 
Окончание

  Предыдущая часть моего репортажа заканчивается строками: "Сегодня важно, что образ святой Девы де Пилар объединяет  испанцев и вдохновляет их на добрые и благородные дела".

  Здесь надо отметить, что большой вклад в единство граждан страны вносят испанские  священнослужители.

  Если в некоторых  странах деятели церкви занимают активные псевдопатриотические националистические позиции самого реакционного толка, то испанские религиозные деятели ищут и находят  именно средства укрепления единства.

  Из  предыдущей  части читатель знает, что в 1913 году известный  латиноамериканский предприниматель Фаустино  Родригес Сан Педро  предложил  назвать день 12 октября Фиеста де ля Раса  - Праздником  Испанской Расы.

  С 1918 года он стал официальным национальным праздником Испании.  Он отмечается не только в ней, но и в Латинской Америке.

  А испанский священник Закариас де Вискарра предложил заменить слово "раса" в названии праздника словом  "Hispanidad" ("испанидад"), чтобы подчеркнуть, что это праздник не расы, а сообщества испаноязычных народов.

  В статье "Испанская католическая церковь и постфранкистская  демократизация" Сантьяго Санчес и Рафаэль Ромео отмечают, что существенным  вкладом церкви  в переходе страны к демократии стало её решение занять нейтральную позицию в политической борьбе между различными партиями.
  Священники призывали католиков, вступавших в политические объединения, не включать в их названия эпитет "христианский". Они не рекомендовали создавать конфессиональные партии,  чтобы не усугублять противоречий между католиками-антифранкистами и "католиками, ностальгировавшими по моралистическому императиву и экономическому прогрессу франкизма" ( Сантьяго Санчес, Рафаэль Ромеро. Испанская католическая церковь и постфранкистская  демократизация. Перевод Анны Школьник, Журнальный зал, http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/ma45.html)

  Эта нейтральная позиция иерархов, отмечается в статье, была в высшей степени мудрой и уважительной по отношению к испанской политической жизни.

  Она помогла избежать опасности появления нового “религиозного вопроса” после смерти Франко. На пути демократизации страну ожидало много трудностей, и многих из них удалось избежать благодаря позиции церкви.

  Со своей стороны, испанские политики восприняли религию как конструктивный и позитивный фактор социальной жизни. С новой Конституцией 1978 года Испания стала аконфессиональным государством, в котором предусмотрено сотрудничество всех церквей и государственных властей, что было еще раз подтверждено в подписанном в 1979 году Соглашении между государством и церковью. Та автономия и гармоничная независимость друг от друга, которой научились и продолжают учиться церковь и гражданская власть, делают невозможной даже саму мысль, что в прошлом все было совсем иначе ( Сантьяго Санчес, Рафаэль Ромеро. Испанская католическая церковь и постфранкистская  демократизация. Перевод Анны Школьник, Журнальный зал, http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/ma45.html).
 
  Такая позиция современной испанской католической церкви делает её одной из главных мишеней сепаратистов и террористов всех мастей, которые   неоднократно предпринимали  попытки терактов в наиболее значимых испанских храмах.
 
  Иногда им это удавалось.

  2 октября 2013 года  в  Эль Пилар была взорвана  самодельная бомба или, как такие вещи называют специалисты,  маломощное взрывное устройство.

  Оно состояло из двух килограмм дымного пороха, небольшого газового баллона и таймера.

  В тот раз организаторы теракта хотели только громко заявить о себе, но не хотели человеческих жертв. Они сообщили о готовящемся взрыве, и полиция успела эвакуировать людей из собора.

  Взрывом опрокинуло и сломало одну из деревянных скамей и повредило две другие  –  впереди и сзади.

  В ноябре того же года полиция арестовала пятерых участников этого преступления: двух чилийцев, аргентинца, испанца и итальянца – целый  "террористический интернационал".

  Арестованные принадлежали к только что сформированной  лево-анархистской террористической организации "Insurrectional Commando Mateo Morral" – "Повстанческая команда Матео Морраль".

  Эта же организация взяла на себя ответственность и за подготовку взрывов в соборах Мадрида и Барселоны.

  Свою организацию террористы назвали в память анархиста из Каталонии, бросившего 31 мая 1906 года бомбу в свадебный кортеж короля Альфонса XIII и принцессы Виктории Евгении Баттенбергской.

  Тогда королевские величества не пострадали, но погибли двадцать восемь человек из толпы зрителей, более сотни было ранено. Случайно сохранилась фотография этого теракта, сделанная очевидцем. Её видно на коллаже.

  Подробно об этом теракте можно прочесть в моей заметке "Мадрид. Кровавые парадоксы истории".

  Теперь же новоиспеченная анархистская организация заявила, что её взрывы являются салютом в честь теракта 31 мая 1906 года!

  Так что, несмотря на все старания молодой испанской демократии, полностью обуздать террор пока не удаётся.

  Тем не менее, общественной поддержки террористические методы политической борьбы не получили, несмотря на сильные сепаратистские тенденции в нескольких автономных областях и провинциях.

  Например, во многих городах открыто вывешены флаги Каталонии, выполненные в подобии кубинскому флагу (его видно на моём снимке). Смысл этого флага с треугольником – мы, каталонцы, получим независимость следующими  после "Острова Свободы"!

  Но все эти проблемы решаются пока только цивилизованными политическими и юридическими методами.      

  В конце хочу обратиться ещё раз к началу истории святой Девы Марии Пилар на берегах Эбро.

  Если помните, я привёл там несколько версий легенды её явления апостолу Иакову.

  Сейчас приведу ещё одну версию, принадлежащую кисти великого Гойи.

  Ему, в конце концов, виднее.

  Как видит читатель на одной из работ живописца, к Иакову прибыла целая команда ангелов, чтобы доставить тяжёлый столб и статуэтку.

  Посмотрите на фотографию – видите, сколько народу уцепилось за колонну!?

  Правда ведь, напоминает более знакомую нам картину Н.Сысоева вождя с бревном?!

  Теперь всё становится на место и ни у кого не возникнет вопрос, каким образом святая Дева донесла всю эту тяжесть...