Банда

Алекс Суханов
Рассказ


Небольшой город Краснотурьинск на северном Урале делила на две части река Турья, а единственный деревянный мост соединял их вместе.
Старая часть города лежала в пойме этой неширокой реки и состояла из старых одноэтажных  домов, многих ещё дореволюционной постройки.
В одном из таких домов, недавно реставрированном, якобы жил и работал изобретатель радио А.С. Попов и это было визитной карточкой и достопримечательностью всего города.
Другая часть города, расположенная на высоком берегу реки, называлась шахтёрским посёлком, так как большинство его жителей работали на шахте, добывая медную руду.
Исторически жители этих двух частей города постоянно соперничали друг с другом во всём и даже иногда сходились на мосту в рукопашной драке или забрасывали друг друга камнями через реку, решая таким образом различные споры и проблемы.
Нынешние молодые ребята, которые назывались «стариками» и «шахтёрами» по принадлежности к частям города, продолжали эти давние традиции и объединялись в группы, которые назывались «бандам».
Банды были и в старом городе и в шахтёрском посёлке и между ними были постоянные стычки, драки и борьба за сферу влияния на своей территории.
К счастью, убийства были очень редки, поэтому милиция старалась не вмешиваться, давая возможность соперникам  разбивать носы, разукрашивать лицами или пускать кровь лёгкими ножевыми ранениями. Как правило, ненависть на этом и заканчивалась без полного уничтожения «врага».

Мальчику по имени Вовочка недавно исполнилось 12 лет и он был из хорошей семьи директора шахты. Его воспитывала в строгости мама и хотела сделать из него настоящего человека, умного и образованного. Она была в шоке, когда узнала, что её домашний Вовочка оказался в банде рыжего шестнадцатилетнего Сашки Слободчикова и она стала предпринимать любые меры, чтобы вытащить Вовочку из этой банды.
А Вовочке нравилось быть в банде. Во-первых, потому, что Сашка стал его опекуном и защитником, быстро разобравшись со старшеклассниками, часто пристававшими и оскорблявшими Вовочку и не дававшими ему прохода. После предупреждения от рыжего Сашки они оставили Вовочку, наконец-то,  в покое и он стал с удовольствием ходить в школу и хорошо учиться. До этого ни мама с папой, ни учителя не могли остановить этих его обидчиков.
Теперь она стала спасать Вовочку от банды и буквально следовала по его пятам.
Стоило Вовочке придти в гости домой к главарю Сашке, как она кричала с улицы:
- Вовочка срочно иди домой, а то я всё расскажу отцу!
Отца Вовочка боялся. Он был нервный человек и если что-то было не так, то сразу хватался за ремень и больно хлестал им сына  пока не уставал и не начинал задыхаться. Вовочка пытался бегать от него по комнатам, залезал под стол, но побои настигали его везде. Даже мама, которая только что жаловалась на него отцу, пыталась встать на защиту, но не могла это остановить, а потом утешала сына, что надо вести себя хорошо и слушаться маму с папой.
Даже Сашка не мог защитить его от гнева отца и говорил Вовочке:
- Иди домой, увидимся завтра вечером на спектакле в ДК.

Сашка жил в большом рубленном доме с отцом и двумя старшими братьями, которые днём работали на шахте. Его мать недавно умерла от болезни и Сашка был предоставлен сам себе целый день. Он не ходил в школу, так как его отчислили за плохую дисциплину, а родные считали, что шахтёру не нужно образование.
Сашка очень любил театр и посещал театральную студию при ДК (Доме Культуры) шахтёров. Говорили, что у него был талант актёра и вожака-организатора.
Вечером на спектакль пришли все 6 членов его банды и сели поближе к сцене. Сосед Вовочки нескладный и задиристый парень по кличке «Карапет» нервно ёрзал на стуле во время спектакля и всё время переспрашивал:
- А чё он сказал? А-а-а?

Недавно в драке ему кастетом разбили бровь и повредили ухо и, видимо, он оглох. Спектакль был поставлен по повести В.А.Каверина «Два капитана» и Сашка играл главную роль Сани Григорьева. Зрителей увлекла постановка и они открыто переживали за героев, особенно, за Саню-Сашку.
Сашкины «бандиты» часто хлопали в ладоши, когда он боролся за правду, а Карапет даже пытался свистеть, но получил замечание. Все они гордились своим Саней-Сашкой.
Помимо посещения спектаклей у банды было несколько любимых занятий, но наиболее активна она была, когда таял снег и становилось тепло. Большую часть времени бандиты проводили в лесу, где у них была база – замаскированная пещера. Они любили гонять футбол на поляне, курили сигареты «Звёздочка», воровали турнепс – кормовую репу с охраняемого наездником поля совхоза, а по вечерам следили за парочками, направляющими в лес на свидание, и это было для них одновременно и развлечением и приключением.
Бывало так, что приходилось удирать врассыпную от наездника с поля или из лесу от разъярённого мужика-любовника, который повалив бабу на траву вдруг обнаруживал, что за ними наблюдают из кустов да и ещё хихикают дети. Спасаясь бегством через кусты, Карапет попадался чаще других и начинал вопить:
- Дяденька не надо! Я больше не буду!
Но наездник на коне крутился вокруг и хлестал его хлыстом. Бандитам приходилось возвращаться и спасать Карапета, забрасывая наездника и лошадь камнями из кустов.
Но самым любимых занятием бандитов была стрельба из старых ружей и самодельных пистолетов, которые назывались «поджигами». Они делались из толстых медных трубок, сплющенных на одном конце и укреплённых на деревянном ложе в виде пистолета с помощью проволоки. Поджиги набивались селитрой или порохом, которые поджигались (отсюда и название – поджиг) через боковую прорезь на трубке. Часто в поджиг закладывали дробь или картечь и стреляли по воронам или в мишени. Надо сказать, что поджиги никогда не применялись против людей и соперников – это был своеобразный кодекс чести. Ножи и кастеты – это совсем другое, это холодное оружие.
Зимой у банды было другое развлечение, характерное для многих русских северных городов. После сильных морозов и снегопадов жители расчищали подходы к воротам своих домов, разбрасывая снег по сторонам. Появлялись везде большие горы снега, в которых делались пещеры или катушки, поливая горки водой. Дети с удовольствие катались на катушках, кто на чём – на санях, коньках, фанере, тазах и просто на заднице.
Очень популярны были у взрослых и детей зимние проказы, такие как завалы.
Обычно ночью ворота выбранной жертвы подпирали поленьями и заваливали до верху слежалыми снежными блоками.
На утро жертва (обычно шахтёр) не могла выйти из ворот и была вынуждена пробираться огородами по глубокому снегу и в результате опаздывала на работу.
А школьники не ходили в школу вообще. Потом они говорили учителям, что их завалили и это считалось уважительной причиной наравне с морозом в –35 градусов, когда занятия в школе отменялись. Но никто не отменял катание на катушках целый день.
Вовочка тоже любил кататься, но в завалах не участвовал, так как его не выпускали из дома после 6 часов вечера. После ужина он запирался у себя в комнате, чтобы избегать нравоучительных бесед с родителями.
Он садился спиной к тёплой кирпичной печке и читал книги про войну и разбойников.Отец и мать по очереди стучались в дверь и спрашивали одно и тоже: - Ты уроки сделал?
Позднее мать часто говорила сыну, что вытащила его из банды рыжего Сашки и спасла его от тюрьмы, не понимая однако, что просто ограничивала его свободу, сделала из него маминькиного, забитого сынка. Это его тяготило и угнетало.
После окончания школы он сразу уехал в Москву – подальше от родительской жесткой опеки. Ведя самостоятельную жизнь, он понял, что навыки общения в банде Сашки ему пригодились значительно больше, чем неусыпное родительское воспитание.
Послесловие.
Много лет спустя он случайно прочитал в газете «Правда», что майор Александр Слободчиков (рыжий Сашка) погиб смертью героя, уводя свой горящий самолёт от жилых районов крупного города.

(Из сборника «Рассказы Эмигранта», который можно купить и скачать по ссылке:

Рассказы Эмигранта


Пожайлуста, оцените не только обложку, но и саму книгу!
Приятного чтения!)