Психологическая смерть в информационном обществе

Василий Лузик
Лузик В.А.

Ключевые слова: информационное общество, психологическая смерть, эффект Лазаря, кибер-терроризм, духовный рост личности, Кюблер-Росс, профессор Альберт Агабекович Налчаджян, танатология.

§ 1. Сущность психологической смерти.

Психологической смертью принято называть состояние человека, в котором он более не может сопротивляться никаким жизненным ситуациям, фрустрациям, стрессам. Личность в данном состоянии легко возбуждаема, находится в подавленном состоянии, начинает сомневаться в ценности своей жизни, перестает идти дальше. В основном причиной появления данного состояния является потеря смысла бытия. Необходимо четко различать такие определения, как «смысл жизни» и «стремление». Смыслом жизни становится некая цель, которая определяет бытие личности, жизненный путь. Все пути и каждый выбор в жизни подчинены этой цели. Стремление же является целью, которая важна для человека, но не столь приоритетна, которой можно пожертвовать для достижения чего-либо, например, смысла жизни. Отличив эти понятия, можно уточнять, что, пожертвовав стремлением или потеряв его, человек ощутит существенный дискомфорт, более того, может наступить состояние фрустрации, однако, это не обязательно должно привести к затяжной депрессии, особенно если человек сам понимает, что пожертвовав стремлением, он получает возможность приблизиться к осуществлению смысла своего бытия.
Уже давным-давно отмечается, что существование и достижение смысла жизни является важным моментом для комфортной жизни человека. Однако не всегда индивид достигает желаемого. Это сильный удар как по психологии человека, так и по физиологии, ведь, не достигнув своей цели, человек начинает сомневаться в предназначении своем, причем не только в духовном плане – появляются мысли, наполненные ненавистью к себе и как к физическому воплощению. Это выражается как в нанесении телу ран, так и в общем физическом недомогании – слабости, затуманенности рассудка, ощущения тяжести и «когтей на душе». Известны случаи, когда человек, потеряв смысл жить дальше, не справлялся с ситуацией и совершал покушение на собственную жизнь, причем далеко не всегда эти попытки заканчивались неудачей. Более того – обычно первая неудачная попытка суицида выглядит как случайность, стечение обстоятельств, Закон Больших Чисел, и т.д. Однако же если человек твердо решил покончить с собой, то он обязательно повторит попытку .
Смысл жизни субъективен. Стоит помнить, что для одного человека достижение какой-либо цели может быть истинным смыслом жизни, для другого же это будет рутиной, а третий решит, что дико мнить эту цель смыслом жизни. Банальный карьерный рост для одного человека может быть смыслом, а для другого будет просто стремлением, которым он сможет пожертвовать ради семьи.
Довольно часто можно встретить случаи, когда человек, лишившись своей работы (в особенности активной, где он всегда в движении, к нему часто обращаются, он управляет людьми), впадает в уныние, его перестает что-либо интересовать. Появляются раздражительность, перманентная усталость, даже отчужденность. Армянский психолог Альберт Агабекович Налчаджян писал про подобные случаи: «В связи с этим предметом особого и пристального внимания должно стать следующее явление: наблюдения показывают, что среди людей, быстро сменивших активную и любимую деятельность на жизнь пенсионера, увеличивается число умирающих. Особенно заметно старение и умирание ускоряются у тех лиц, кто занимал высокое положение в обществе, пользовался широкими правами, а после выхода на пенсию не сумел найти занятие, сообщающее смысл и значение их существованию. Такие люди нуждаются в высокой оценке, в положительных реакциях и подчинении окружающих: когда этого нет, они переживают глубокие фрустрации и быстро теряют жизненные силы» [1].
Психологическая смерть особенно заметна в поведении неизлечимо больных людей, которые знают о своем состоянии. Доподлинно известно, что человек, который не знает о своей неизлечимой болезни куда лучше справляется с повседневными обязанностями, чем тот, который в курсе происходящего с его телом. Это можно объяснить механизмом самовнушения, сообщающим подсознанию человека необходимую модель поведения, которая подходит к определенной ситуации. Неосведомленный о болезни человек будет убежден, что с ним все в порядке, и спишет все неестественные для него состояния (слабость, головная боль, тошнота и т.д.) на какие-либо внешние факторы (усталость, плохая экология и т.п.). Знающий же о болезни будет во всем винить свое внутреннее состояние, постоянно думать о том, «как это случилось, и почему именно с ним», что также повлечет за собой определенный шаблон поведения – зачастую человек начинает реже двигаться, постепенно теряет ко всему интерес, постоянно пребывая в состоянии глубокой фрустрации.
Американский исследователь-танатолог Э. Кюблер-Росс изучала проблему психологической смерти у неизлечимо больных людей, беседуя с ними и их родственниками. Она выделила пять стадий «психологических изменений и работы защитных механизмов:
• стадия отрицания реальности и изоляции;
• стадия возмущения (агрессии);
• стадия ведения переговоров и заключения соглашений;
• стадия депрессии;
• стадия принятия смерти (примирения с мыслью о неизбежности смерти)» [2].
Первая стадия названием сообщает о том, что первое время после того, как человек узнал о своём неизбежном конце от дипломированного специалиста – врача, то начинает всеми силами отрицать, что это возможно, и что такое вообще могло с ним произойти. Человек не понимает и не принимает поставленный диагноз, всеми силами старается убедить себя и врача, что произошла ошибка – не те анализы были проверены, неразборчивый почерк врачей мешает их коллегам понять, что произошла ошибка и т.д. Уже на этой стадии пациент начинает думать, что он мало что успел, что-то не закончил, что все перспективы и будущее в целом «покрылись серой тенью». Э. Кюблер-Росс, сталкиваясь с подобными случаями, описывала их реакцию как «Тревожное отрицание», рассказывая о таких случаях, как отрицание одной пациенткой «неподдельности» рентгеновских лучей, с помощью которых у неё обнаружили рак.
Также Э. Кюблер-Росс утверждает, что, хотя в этой стадии превалирует отрицание, в последующих стадиях оно также может проявляться в той или иной степени. Автор данной концепции также считала, что эта стадия полезна тем, что может помочь смягчить получение «смертного приговора» от врача, и от неё постепенно перейти к другим, «менее радикальным» механизмам защиты психического здоровья человека.
По Кюблер-Росс, отрицание плавно переходит в изоляцию. Это означает, что, человек, поняв, что его ожидает, словно пытается отгородиться от страшного диагноза, «изолировать» его за некоей перегородкой, пытаясь жить, как раньше. Отчасти это может считаться одной из малораспространенных форм шизофрении, где одна часть «Я» знает о существовании диагноза, а другая всеми силами отрицает произошедшее. Имеет право на жизнь версия, что изоляция может быть настолько сильна, что задействуется механизм самовнушения, могущий заставить человека забыть о диагнозе посредством полного разделения его личности на части «знающую» и «не знающую».
Из опыта Кюблер-Росс можно извлечь следующий прецедент: пациентка, узнав о своей болезни, пыталась отгородиться от страшного диагноза посредством окружения себя в больнице привычными вещами, однако, изоляция, как и должно, была неполной, и пациентка довольно часто переходила от отрицания и изоляции к осознаванию неизбежности своей кончины, и даже, пусть и косвенно, но старалась ускорить её наступление посредством переедания пищи, запрещенной врачами.
Наступление третьей стадии по Кюблер-Росс знаменуется тем, что человеку не удалось получить иное заключение, он не верит, а точно знает, что болен, и теперь постоянно зол, возмущен и «иррадирует» все происходящее с ним на окружающих, в том числе и персонал больницы. Проявляется агрессивность по отношению к здоровым людям, задаются вопросы вроде «Почему я, а не они?», бессильная злость накапливается, присовокупляется к зависти и в итоге выливается на вышеупомянутых людей. Пациент находится в состоянии, когда сам не понимает, чего желает – одиночества, или же общества. Когда появляется кто-то рядом, он может начать выплескивать злость, и тем самым оттолкнуть посетителя, и в итоге встретить кончину в одиночестве. Медицинский персонал, ухаживающий за терминально больными, должен иметь недюжинное терпение, чтобы постоянно слушать упрёки, претензии. Альберт Агабекович Налчаджян писал, что пациенты «без радости встречают членов семьи, посещающих его, их встречи обычно становятся очень тяжелыми. Поэтому они избегают частых встреч с больным, что еще больше усугубляет его положение» [3]. Также профессор Налчаджян отмечает, что причиной для такого поведения становятся лишение привычного ритма жизни, в том числе труда и отдыха, обыденных занятий, в том числе приятных, потеря всяческих перспектив и надежд на будущее. Пациент делает вывод, что, раз жизнь продолжается, все живут и не замечают, что он уходит, то необходимо начать протестовать, чтобы его, наконец, заметили, чтобы увидели, что он еще живой. Получив то, что ему требуется – внимание, причем от именно тех людей, от которых оно необходимо, - пациент возвращается в более благожелательное состояние духа, и как отметил Альберт Агабекович, «общаться с ним становится более приятно».
Следующей идет относительно короткая стадия «торга», которая заключается в том, что человек что-то пытается обещать, ставит перед собою цели, достижение которых, как ему кажется, хотя бы отчасти компенсирует потерю смысла жизни и продлит жизнь. Существует версия, что в этой стадии у человека, потерявшего смысл жизни, находится новый – попытка продлить себе жизнь любым способом. И пока у него есть этот смысл, эта цель, в нем еще жива надежда, что, несомненно, положительным образом сказывается как на психическом, так и на физиологическом здоровье человека. Однако, как отмечает профессор Налчаджян, углубление болезни, а также потеря возможности проявлять активность и усиливающиеся страдания заставляют пациентов перейти в следующую стадию психологической смерти.
Далее следует стадия депрессии, в которой человек уже окончательно примирился с тем, что его ожидает смерть. Более того – человек угнетен, он больше не способен сопротивляться мыслям о том, что болен, теряет все надежды, отказывается встречаться с другими людьми, жаждет одиночества, чтобы переживать свои страдания. В этой стадии приходит понимание, что все мечты и желания останутся нереализованными.
Даже те редкие посетители в этой стадии не приносят особой радости терминально больному. Более того – если они начинают утешать, говорить, что все в порядке, все наладится, еще есть какие-либо способы излечения, то тем самым лишь усугубляют состояние. В такое время более уместны проявления неподдельных чувств. Профессор Налчаджян утверждает, что действия, используемые людьми для придания бодрости и оптимизма, больному уже неприятны. Более того, ему становится еще неприятнее от самой мысли, что даже самые близкие для него люди так и не поняли его и его нужд.
Пятой стадией по Кюблер-Росс является «Стадия принятия смерти и смирения». Наступает она, когда человек довольно долго находился в предыдущей фазе. Считается, что пребывание в этой фазе необходимо, ибо позволяет человеку окончательно смириться со всеми потерями и уйти из жизни достойно, без агрессии.
По наблюдениям Кюблер-Росс, человек в этой фазе довольно часто ненадолго засыпает, словно подготавливаясь к куда более длительному сну. Пациента в этой фазе уже не стоит беспокоить новостями внешнего мира, долго с ним сидеть и разговаривать. Невербальное общение и простое присутствие считается более уместным. В этой стадии начинает проявляться мудрое и бесстрашное отношение к смерти. Многие отмечают, что в такой момент не так страшна сама смерть, как её ожидание.
Однако не стоит забывать, что не только терминально больные люди подвержены психологической смерти. Как уже упоминалось выше, это люди, потерявшие смысл своей жизни. К сожалению, подобные индивиды встречаются не так уж редко, и, проанализировав их бытие, можно сказать, что таковые не «живут», а лишь существуют. Этим людям ничто не интересно, их постоянное состояние – апатия, которая стала устойчивым механизмом защиты от повседневной реальности. Примечательно, что таковые индивиды постоянно пребывают в состоянии фрустрации. Данное состояние может быть как сплошным, так и повторяться вновь и вновь с небольшими перерывами. Профессор Налчаджян заявляет, что такой подход является очередным защитноадаптивным механизмом человеческой психологии, приводя аналогии с узниками концлагерей, когда постоянно переживающие лишения и страдания люди могли лишь абстрагироваться от реальности и стать более безразличными. Необходимо отметить, что постоянно задействованный данный механизм приводит в итоге к физиологическим изменениям, причем далеко не к лучшим. Вследствие безразличного отношения человек перестает следить за собой, за окружающим его миром, безнадежно отстает и перестает быть востребованным. Итог – более глубокие фрустрации и физический летальный исход.
Психологическая смерть – довольно молодое направление в современной психологии, требующее еще более глубокого изучения. И хотя направление молодо, не приходится сомневаться, что само по себе это явление уже существовало давным-давно, но попросту ему не уделяли должного внимания, что, фактически, являлось огромной ошибкой, ибо, если помочь людям в преодолении такого рода проблемы, то, несомненно, это улучшит жизнь страдающего индивида, а впоследствии -  и общества в целом.

§ 2. Информационное общество и его психологические особенности

Человеческое общество в каждый этап своего развития занималось определенными занятиями, вело себя соответствующе и носило подходящее, по мнению историков, название. Так были выделены три вида общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (информационное, для начала XXI века - современное). Информационное общество характерно тем, что основная его деятельность связана с информацией. Это сбор, хранение, обработка, использование в различных целях и т.д.
Благодаря подсчетам французского экономиста Андериа Жоржа можно узнать, что в первые полторы тысячи лет (0-1500 по Григорианскому календарю) объем информации увеличился вдвое. Новое удвоение информации произошло еще за 250 лет, следующее удвоение произошло к началу 20-го века (1900-1920 гг.), т.е., через 150-170 лет. Последующее удвоение информации наблюдалось в отрезок 1967-1973 года. К началу 2000 года Жак Балле (французский доктор-уфолог) подсчитал, что количество информации снова увеличивается в два раза каждые 18 месяцев. Эти подсчеты свидетельствуют о том, что накопление информации имеет такое свойство как «кумулятивность». Можно сделать вывод, что эволюция вела человека к тому, чтобы он жил в том обществе, которое сейчас существует. Однако позаботилась ли эволюция о силе для человека, который будет жить в этом обществе? Вряд ли. Достигнув нынешней вершины технического прогресса, морально человек остался марионеткой своих анималистических инстинктов, которые получилось лишь приглушить, но не изменить, что, несомненно, приводит индивида к различного рода патологиям и неврозам.
Давно известно, что проще выучить все с нуля, чем переучиваться. Маленьким детям куда проще выучить язык народа, с которым он живет, чем после взросления учить еще один. Подобная же участь постигла людей, которые родились и выросли в обществе, не имевшем доступа к современным технологиям – персональным компьютерам, ноутбукам, планшетам, мобильным телефонам и т.д. Требования работодателей становятся все выше, каждый уже требует хотя бы базового знания ПК, а большая часть – еще и владения специализированными программи. Вследствие этого довольно много людей остаются без работы, не способные овладеть необходимыми в современном обществе навыками. И если молодые люди, не освоившие IT-технологии, еще как-то могут себя реализовать, то люди в возрасте на это уже, в массе своей, не способны. Наивно полагать, что такое положение позитивно сказывается на психологическом здоровье общества. Лишившиеся работы люди, а особенно карьеристы, впадают в затяжную депрессию, которая лишь усиливается с каждой новой неудачной попыткой найти работу или овладеть современными технологиями. Необходимо отметить, что раздражительность также с каждым разом лишь растет. Если же человеку в таком состоянии еще и начать говорить, что, жизнь на этом не заканчивается, есть еще что-то, в чем он может себя проявить, или же, что на пенсии не так уж и плохо, то это лишь вызовет новый всплеск негативных эмоций, не в последнюю очередь из-за того, что даже близкие люди не могут постичь его состояние. В свою очередь, это влечет множество болезней психосоматических, даже приводящих к соматическим. Индивидуумы в таком положении довольно часто страдают от  уже вышеупомянутых фрустраций и устойчивых депрессивных состояний, но необходимо упомянуть также и апатию, которая приходит после множества неудачных попыток вновь наладить свою жизнь . 
Отдельным вопросом стоит появление в жизни общества сети Интернет. Не секрет, что эта сеть активно используется для общения, хранения, обработки и передачи информации. Существует довольно много прецедентов, когда данная разработка спасала людей – своевременная подача информации, в том числе и медицинской, самоучители, вебинары, различная литература и многое другое помогло улучшить жизнь общества. И это только та часть, о которой мы знаем. Неизвестно, сколько раз при помощи данной сети спецслужбы останавливали мировые конфликты, в том числе и взламывая сервера друг друга. Однако было бы неконструктивно и нелогично обойти и негативные стороны этой сети.
Достаточно большое количество людей активно используют социальные сети, в том числе для хранения и публикации фотографий.  Работодатели же и иные лица могут получить доступ к данному контенту и использовать его для своих целей. Например, в последнее время стало «трендом» в среде работодателей перед одобрением заявления о приеме на работу изучить список виртуальных «друзей» соискателя, и пообщаться с ними на предмет того, каким человеком является соискатель, и ведь не факт, что виртуальные «друзья» не имеют каких-либо старых обид, или не окажутся хохмачами, шутки которых могут «выйти боком» соискателю. Данный аспект, очевидно, не является одной из лучших сторон сети Интернет. Индивид, который из-за подобных манипуляций остается без работы, весьма вероятно будет недоволен теми людьми, которые высказались против него, пожалеет, что вообще оставил их в «френд-листе», что выложил не самые правильные фотографии, цитаты и прочий контент. Тот факт, что невозможно предусмотреть все и исправить прошлое, может заставить человека почувствовать себя беспомощным, вогнать в апатию или депрессию.
Следующий негативный аспект, вероятно, лучше всего выразится во фразе «У вас есть возможность быть как никогда близкими друг к другу.… Однако вы одиноки как никогда». Сеть Интернет позволяет пользователям взаимодействовать друг с другом, находясь в различных точках земного шара во множестве режимов, но этот самый фактор позволяет людям лишний раз не встречаться, «отделываясь» звонком, СМС, либо «Скайпом». Как ни крути, а ощущение того, что рядом сидит живой человек, такими способами общения не заменить. Это вполне объяснимо физиологическими причинами, подсознательно воспринимаемыми нашим организмом – феромонами, эмпатией и прочими. Из-за подобного отношения случается множество неприятных инцидентов, включающих в себя недопонимание, неудачные (как правило) отношения на расстоянии, разрыв отношений. Если отношения были человеку важны, то очевидно, что их потеря негативно отразится на его состоянии, особенно если они были смыслом его жизни.
В людском обществе всегда были, есть и, вероятно, будут личности, ставшие заложниками «темной стороны» своей натуры, не умеющие, а порой и не желающие, сдерживать себя и свои желания. С распространением и увеличивающейся доступностью сети Интернет такие индивиды получили возможность находить себе жертвы онлайн. Это маньяки, убийцы (в том числе и серийные), растлители и просто социопаты-манипуляторы. Одним лишь воображением ограничивается список того, что таковые личности могут сотворить с невинным человеком путем обмана и насилия. К психологической смерти данный аспект относится самым прямым образом – оставшись в живых, жертвы зачастую кончают с собой, не в силах примириться со случившимся. Их смысл жизни уходит от них, все планы, мечты и надежды рушатся. Они не знают, зачем жить дальше и ради чего. Многие из них боятся повторения того, что с ними случилось, особенно те, чьи мучители не получили должного наказания. Криминалистам давно известно, что маньяк, наметивший жертву, будет долго преследовать её, пока не потешит своё извращенное сознание, либо же не убедится в невозможности свершения желаемого. Это является еще одной причиной, по которой пострадавшие больше не видят ни проблеска надежды в своей жизни, и оттого страдают еще сильнее. Ранее, конечно, преступники также могли совершать подобные преступления, и совершали, однако, достижения информационного общества дали им еще более благодатную почву для достижения желаемого.
Не стоит забывать и о терроризме, который также пользуется достижениями информационного общества. Чего только стоит крушение одного самолета из-за террористической атаки. А ведь на деле таких покушений в разы больше. Каждый раз умирает неисчислимое количество людей. У каждого есть родственник или близкий человек, который будет из-за трагедии страдать, потеряет смысл дальше жить, будет пребывать в состоянии фрустрации, и, возможно, даже умрет. И это только люди, которые просто эмоционально зависят от других людей. Стоит только представить, сколько из-за подобных террористических актов срывается сделок, сколько органов не доходят до реципиентов, не передается важной правительственной информации, вследствие чего гибнет еще больше людей, и можно будет хотя бы приблизительно представить, сколь огромный урон наносят достижения информационного общества, использованные неправильно, и как сильно это отражается на близких пострадавших, а также на обществе в целом.
Информационное общество взаимодействует с информацией различными способами. Не исключается в данном случае и такой способ как «искажение». Современные технологии позволяют, при наличии соответствующих навыков, сфабриковать улики или же подделать уже имеющиеся. Чего только стоит, изменение в графическом редакторе фотографии-улики или создание профиля голоса из звуковой записи, воспроизведение которого опровергнет или подтвердит тот или иной факт. Конечно, существует специальные проверки и эксперты, призванные доказать подлинность улики, однако, люди со слабой психикой уже от той мысли, что против них применяется вещественное доказательство, приходят в ужас и готовы даже покончить с собой. И хорошо, если экспертиза опровергнет натуральность такого рода улик. Но бывает так, что опровержение есть, но обвиняемого в живых уже нет. Таким образом иногда происходит устранение конкурента в современном бизнесе. Последствия ужасны. Невинный человек погиб, его родственники в депрессии. Возможно, его дети (если таковые имеются) будут ходить с этой раной всю свою жизнь. Люди в данном случае проходят через психологическую смерть.
Важен также аспект конфиденциальности в киберпространстве. Не секрет, что в сети Интернет многие личности позволяют себе творить невообразимые, безрассудные, а подчас и жестокие вещи. Нередким стало такое явление как «кибер-террор», означающее постоянные издевательства над личностью, с целью занижения самооценки, морального уничтожения. В основном такому явлению подвержены подростки-школьники, но наблюдения позволяют предположить, что и после выпуска из школы некоторые субъекты продолжают заниматься кибер-терроризмом с целью потешить свое эго за счет унижения других. Несложно представить, насколько тяжело человеку, когда над ним издевается различными способами целая группа людей. Попытки дать отпор лишь усугубляют ситуацию, издевательства продолжаются, духовно человек оказывается уничтожен, что, по сути, также является проявлением психологической смерти.
Суммируя все вышесказанное, можно предположить, что психологический портрет современного общества еще очень далек от идеала. Мы развили технологии, но так и не развились сами. Реалии информационного общества таковы, что позволяют людям с легкостью ранить других людей, вогнать в депрессию, «довести до края». Но необходимо помнить, что все достижения информационного общества – лишь инструменты, которые нейтральны, обезличены без использующего их человека.

§3. Эффект Лазаря в феномене преодоления психологической смерти

Каждый день люди сталкиваются с трудностями. Некоторые из них преодолеваются легко, на иные же уходят годы. Проходя через различные испытания человек становится сильнее, причем не только в плане физиологии. С таким феноменом как психологическая смерть сталкивалось множество людей, и если бы этот диагноз был фатален, то, очевидно, человечество лишилось бы внушительного своего числа. Значит, способы преодоления данного состояния существуют, более того – они делают индивида сильнее в духовном плане.
Так как психологическая смерть – явление, связанное с потерей смысла жизни, то вполне очевидно, что один из наилучших защитных механизмов – «мультисмысл», т.е., наличие нескольких настолько важных целей в жизни, что они могут считаться не стремлениями, а именно смыслом. В таком случае, даже если одна из таких целей потеряна, это приведет к фрустрации, но человек будет помнить, что на этом его жизнь не закончилась, есть и другие цели, которых он должен достичь. Если же цели  не так важны, чтобы быть смыслом (стремления), то их важность попросту нивелируется при потере смысла жизни. Посему очень важно иметь «запасной вариант», причем работоспособный на деле, а не просто представляющийся таковым. Понять, что чем является на деле, довольно просто. Стоит лишь представить жизнь без определенной цели, человека или чего-то еще, что индивид мнит смыслом/целью и экстраполировать полученные данные (эмоции, желания и потенциальные решения, последующие после возможной потери) до очевидного ответа – может ли индивид прожить без потерянного того или иного аспекта своей жизни полноценно, приложив соответствующие усилия, и хочет ли он этого (проживать и прикладывать).
Иной путь выхода из подобного состояния – выбрать новую цель, которая станет смыслом жизни. Однако довольно легко сказать «выбрать новую цель». На деле же человеку в состоянии психологической смерти мало что интересно, потому необходимо, прежде чем сообщать его сознанию, что предложенное и есть новая для него цель, вывести его из состоянии апатии. Сделать это можно различными способами, в зависимости от характера, склонностей и интересов пациента. Так для одного подойдут прогулки по осеннему парку, а другому – общество человека-эмпата и кружка горячего чая. Но и эти способы необходимо использовать крайне тактично, не навязывать, а предлагать (например, вместо фразы «Тебе нужно выходить на улицу, пойдем немедленно» можно воспользоваться её альтернативой: «Я хотел бы прогуляться. Составь мне, пожалуйста, компанию»).
В моменты улучшения состояния (когда апатия если не ушла полностью, а хотя бы ослабла) страдающего индивида проще убедить в том, что новая цель для него жизненно необходима, но делать это также надо тактично, что он не воспринял совет как вмешательство в его личную жизнь, и не отверг его.
В своей книге «Загадка смерти» профессор Налчаджян утверждает, что «другой возможный путь выхода из экзистенциального кризиса (а именно таковым является кризис потери смысла жизни) – ослабление неудовлетворяемой потребности или его полное затухание, если возможно – устранение» [4]. Однако сам автор данной концепции признает, что если пойти именно этим путем, то под угрозой сама сущность человека, ибо «отрезать» его былой смысл жизни все равно что отрицать все достижения на пути к данной цели, все равно что сказать «до этого момента ты жил зря, начинай заново». Таким образом можно не только не вывести человека из состояния кризиса, но и, в конце концов, его усугубить. Посему данным методом необходимо пользоваться с осторожностью, и быть готовым к переходу на иные, новые для человека цели.
Существуют концепции, которые предлагают не только терминально больным использование различных защитно-адаптивных механизмов, таких как изоляция и отрицание. Следует помнить, что отделяя себя от проблемы, человек не решает её, а попросту «отодвигает», что, конечно, может смягчить в какой-то мере урон, но потом индивиду придется столкнуться с этой же проблемой, и не факт, что к тому времени он будет более подготовлен к ней, а сама проблема не станет обширнее и деструктивнее. Также «отодвигание» проблем может вылиться в инсонмию, потерю аппетита, утрату сил, и концентрации, что также не ведет к положительным результатам.
Однако есть механизмы, крайне позитивно влияющие на индивида в состоянии экзистенциального кризиса. Например, механизм сублимации, открытый Зигмундом Фрейдом, предполагающий перенаправление энергии для достижения социально приемлемых целей. Например, садистские наклонности Фрейд предлагал реализовывать в виде работы хирургом, таксидермистом, охотником на бешеных животных. Суть механизма в том, чтобы не «убрать» из личности какие-либо социально неприемлемые качества, проблемы или конфликты, а направить их в «правильное», социально приемлемое русло.
Давно известно, что некоторые психологически ущербные  индивиды используют как защитно-адаптивный механизм совокупность некоторых ритуалов, которые позволяют им чувствовать себя в безопасности, уверенными в данный момент и в завтрашнем дне. Такими ритуалами могут быть ежедневный/еженедельный распорядок дня, самообразование и т.п. То, что данный механизм приносит положительные результаты, априори делает возможным его использование и полноценными членами общества. Однако необходимо помнить, что после выхода из состояния «психологической смерти», если нет желания далее придерживаться выбранных ранее ритуалов, то отходить от них необходимо постепенно, иначе это может вызвать появление нового экзистенциального кризиса, новые фрустрации, а также соматические заболевания.
Но сколь бы ни были изощренными способы устранения последствий, в современном обществе стали возникать такие причины появления экзистенциальных кризисов, что их проще предотвратить, нежели устранить.
Достаточно часто стали возникать в сети Интернет различного рода изображения и видеозаписи, часто становящиеся причиной ссоры, споров, разлада в отношениях и прочих неприятных для большинства людей событий. В результате рушатся семьи, люди теряют работу, место учебы, имущество, а порой и жизнь. Очевидно, что подобного легче не допустить посредством фильтрации выгружаемого в сеть Интернет контента.
Но как бы часто не «разбрасывалась соломка» , предотвратить всё не представляется возможным – люди попадают в случайный кадр, который потом загружает кто-то другой, в том числе в объективы камер в зданиях и на улицах, а после могут оказаться жертвами шантажа. В подобных случаях лучше не идти на поводу у преступника, а направиться в полицию, дабы не усугубить ситуацию. Даже если злоумышленник угрожает распространить какую-либо информацию, то жертве шантажа следует помнить, что в современных силовых структурах все чаще встречаются профессионалы, работающие с информацией, могущие предотвратить распространение нежелательной информации, если та не идет против буквы закона.
Однако на этих мрачных примерах все не заканчивается. Жертвы уже упомянутого выше «кибер-терроризма» ежедневно получают «пожелания» покончить с собой, неприглядные изображения, ухудшающие самооценку и доводящие до крайности. Страдающие от подобного обращения индивиды стараются найти утешение и помощь у близких людей, но, как правило, помощи не следует. Сбор и обработка информации от контрольной группы из пяти человек показали, что если даже близкий человек попробует решить проблемы жертвы, то тем самым лишь усугубит ситуацию – последуют новые насмешки, издевки и т.д. Возможен переход на физическое насилие. Если же от близкого последует совет в роде «Не обращай внимания, увидят, что не реагируешь – отступят», то, жертва теряет к советчику уважение, и даже может последовать неприязнь, ибо данный совет, как правило, не помогает – видя, что виртуальные и «офлайн» издевки и насмешки не работают, в ход идет телесный вред, порча имущества, преследования и т.д. Подобного рода советы идут чаще от людей, которые не знают, что еще можно сказать или сделать в подобной ситуации, от бессилия. Еще один тип близких советовал жертвам улучшать себя в физическом плане, дабы иметь возможность постоять за себя. Однако, как правило, и этот совет не срабатывает – если жертва сумела постоять за себя, то в следующий раз число нападающих возрастет, или же у них появятся средства более эффективного нанесения травм. Если же близкий человек, к которому жертва обратилась за помощью, проигнорирует запрос, то велик риск усугубления состояния фрустрации, апатии, а в итоге вероятен и летальный исход.
Как правило, жертвы кибер-терроризма часто пребывают в вышеописанных состояниях, потому для них были найдены соответствующие методики выхода из них, этакий «эффект Лазаря для страдающих психологической смертью». Каждый из нижеописанных методов эффективен, но куда лучше работает их совокупность. Необходимо помнить, что ничто не приносит результатов в одно мгновение.
Эффективным показал себя метод перенастройки локуса контроля  с внешнего на внутренний. Как правило, жертвы кибер-терроризма ненавидят своих мучителей, однако, благодаря им, не меньше ненавидят себя, пусть и подсознательно. В таком случае перенастройка локуса контроля более чем эффективна. Жертва начинает ценить себя, развиваться в каком-либо направлении, и интеллектуально (или физически, если индивид решил развиваться в этом направлении) поставить на место своих обидчиков.
Также показал себя действенным метод знакомства с людьми-отщепенцами общества, которые имеют иной взгляд на окружающую реальность, по сути, являясь при этом нон-конформистами. Поняв взгляды таких людей , индивид может осознать, что его мучители слабы духовно, и оттого стараются показать самим себе, мучая его, что они сильны. Более того – заведя знакомство с вышеописанными нон-конформистами, жертва может перестать быть таковой, иногда становясь уважаемым членом ранее принижавшей его социальной группы. Впрочем, иногда жертвы становятся «охотниками», и не от бессилия, а именно от нового для них чувства уверенности и силы наказывая своих мучителей. Дабы такого не допустить, необходимо тщательно контролировать процесс духовного роста бывшей жертвы, и в нужный момент направить «процесс возрождения» в правильное русло. Синергический же эффект двух вышеописанных методик позволяет не только добиться описанных результатов, но также воспитывает в индивиде здоровое эго , позволяет строить далеко идущие планы, идти вперед, несмотря на происходящее и уже произошедшее. Именно такой подход, а не просто брошенные «для галочки» слова «не обращай внимания» позволяют индивиду сформировать такое отношение к реалиям современного мира, что становится возможным невосприятие и даже поворот в благоприятное для себя русло происходящего.
Информационное общество сделало людей сильными как никогда. Однако оно же и ослабило. Вскрываются самые неприглядные стороны человечества, ведущие индивида к фрустрациям, неврозам, апатии, психологической смерти, и каждый день целью поиска исследователей являются способы не прикрыть эти стороны, а взаимодействовать с ними с целью изменения или устранения для правильной социализации их источников. Психологическая смерть до сих не пор исследовалось целенаправленно, и потому множество её областей все еще ждет своих первопроходцев для дальнейшего изучения как самого этого феномена, так и более действенных способов его устранения.

Abstract: this article looks at the psychological phenomenon of death as one of the conditions of modern society, and the ways out of it.
Keywords: information society, psychological death, the Lazarus effect, cyber-bully, spiritual growth of the individual, Kubler-Ross, Professor Albert Agabekovich Nalchajyan, thanatology.

Список литературы
1. Налчаджян, А.А. Загадка смерти : очерки психологической танатологии [Текст]/ А.А. Налчаджян. – Санкт-Петербург.: Изд-во «Питер», 2004. – 23с.
2. Налчаджян, А.А. Загадка смерти : очерки психологической танатологии [Текст]/ А.А. Налчаджян. – Санкт-Петербург.: Изд-во «Питер», 2004. – 16с.
3. Налчаджян, А.А. Загадка смерти : очерки психологической танатологии [Текст]/ А.А. Налчаджян. – Санкт-Петербург.: Изд-во «Питер», 2004. – 18с.
4. Налчаджян, А.А. Загадка смерти : очерки психологической танатологии [Текст]/ А.А. Налчаджян. – Санкт-Петербург.: Изд-во «Питер», 2004. – 15с.