Мама, бабушка, прабабушка

Галина Дейнега
(Фрагменты из повести «Свекровь», сборник "Жизнь поворачивалась так")
http://proza.ru/2012/11/28/990  )

— Вот и познакомилась. Вот и познакомилась, — повторяю я, удаляясь быстрыми шагами от дома, где только что познакомилась с будущей свекровью.
Весенний ветер подгоняет, приводит в трепет и платье, и чувства. Куда спешу? Домой? Нет! В таком исступлённом состоянии домой возвращаться нельзя. Начнутся расспросы. Родителям я гордо заявила: иду смотреть свою будущую квартиру. Остановка. Вскакиваю в салон троллейбуса. Куда еду? Пожалуй, к институтской подруге. Надо же душу излить.

Я у цели. Подруга открывает мне дверь.

— Привет!— говорю быстро, взволнованно, напряжённо.

— Привет! — спокойно отвечает она. — Входи. Что-то случилось?

— Случилось. — Я глубоко вздыхаю — Познакомилась с будущей свекровью.

— Это же необходимо.

— Но не так же!

— Ты меня заинтриговала. Пошли на кухню. Чай организуем. Успокоишься и всё расскажешь.

Чай готов. Наполнив чашки, подруга торопит меня:

— Ну, рассказывай!

Горячий напиток расслабляет меня, успокаивает, и я начинаю отводить душу:

— Все мои условия жених выполнил и пригласил, как будущую хозяйку, принимать квартиру. Пришла. Звоню. Открывает дверь незнакомая женщина. И с таким украинским придыханием на «г» произносит: «Если ты Гала, то входи. Сынулю я в магазин отправила». Гала... Так грубо меня никто ещё не называл. Я поздоровалась, переступила порог и оказалась в просторной прихожей. Женщина не ответила на моё приветствие, не представилась, не пригласила пройти в комнату, а сразу же у порога начала гоголевскую сцену из «Тараса Бульбы».

— Поворотись, сынок? Экой ты смешной?

— Вот-вот. Вроде этого: «Ну-ка, покажись, какая ты? Кого сынуля выбрал в невесты?» Мы так и находились в прихожей. Гоголевские сцены продолжались. Она бесцеремонно разглядывает меня, охает и заявляет: «Сынуля у меня такой красивый, умный, образованный. Ну и невесту себе выбрал. Боже мой! И что ж он в тебе нашёл? Худющая. Да ты ж совсем ещё пацанка! Какая из тебя хозяйка? Поди, и борщи варить ещё не научилась.

— Может, это в шутку было сказано?

— Может, в шутку, но мне стало очень обидно. До слёз. Я извинилась. Сказала, что  опаздываю на мероприятие. Попрощалась и выскочила на улицу, как ошпаренная. Вот такое знакомство. Не понравилась я будущей свекрови прямо с порога.

— А, может, ты зря ушла? — засомневалась подруга.

— Ещё чуть-чуть, и я бы разрыдалась.

— Да, получилось совсем не так, как в песне о хорошей свекрови. Плакать при знакомстве должна была не ты, а она.

И не сговариваясь, как-то одновременно мы тихонько затянули в два голоса популярную песню-разговор сына с матерью, ставшей свекровью, под исполнение которой танцевали в начале шестидесятых на институтских вечерах. Помолчали. Подруга, словно опомнившись, воскликнула: «Мы же психологию изучаем. Ищи мотивацию!

Свадьбы, как таковой, у нас и не было. Расписались. Праздничный обед состоялся в доме моих родителей. Родственники жениха не приехали, ссылаясь на то, что по обычаю свадьба должна быть в их доме. Причина же была совсем в другом.

Прошёл месяц. Муж ушёл на работу, я собралась на рынок. Неожиданный звонок. Открываю дверь. На площадке две женщины. Одна молодая, другая в солидном возрасте.

— Здравствуйте, — приветствуют меня, и я здороваюсь в ответ.

— Вот приехали, — начинает разговор женщина, которая постарше, — чтобы посмотреть, кого же предпочли нашей дочери. — И, немного помолчав, продолжает: — Мы по соседству живём с родителями вашего мужа. Дети вместе росли, вместе учились. Думали, что они поженятся. А вот не получилось.

Я немного растерялась. Бывают же в жизни ситуации, когда и не знаешь, как лучше поступить. Пригласить в дом? Зачем? Заводить знакомство ни к чему. Не поженились, значит, не судьба. Моей вины здесь нет! Может, и в самом деле браки заключаются на небесах? Мельком бросаю взгляд на девушку. Внешне проигрываю. Вполне созревшая девушка, с пышной грудью и я — «худющая пацанка». Что я могу ей противопоставить? Разве только улыбку! Не зря же мне присвоен титул: самая улыбающаяся девушка физмата. Я мило улыбаюсь и довольно вежливо говорю:

— Извините, опаздываю. Муж на работе, что ему передать?

— Ничего. Мы только посмотреть хотели на вас и всё.

— Ничего не говорите ему. До свидания, — смущённо добавляет девушка и тянет мать за руку. — Пошли.

Мужу я ничего не сказала о визите. Это прошлое, а прошлое должно оставаться в прошлом. Теперь-то прояснилась мотивация. Будущая свекровь рассматривала меня в сравнении с этой девушкой, на её взгляд более подходящей невестой для сына. Я обидела её уже тем, что нарушила её планы. Почему сын выбрал меня? Вспомнились слова парня с нашего факультета: «Не обижайся, что мы с тобой не гуляем. С такими как ты не гуляют. На них женятся». Мужской взгляд!

Каждый приезд свекрови меня настораживал. У неё была какая-то потребность ссоры. Ей хотелось почувствовать себя обиженной. Как-то я попыталась завести разговор о ней с мужем. Тот сразу же прервал меня: «Так. Это моя мать, и я всегда буду на её стороне. Если ты умная, а я в этом не сомневаюсь, то решишь вопрос без меня. Сама. Всё! Тема исчерпана».

Как хорошо он сказал: если ты умная. Что тут возразишь?

Я старалась находить у свекрови положительные стороны. Но всё хорошее перечёркивалось её упрямством, неистребимым желанием, чтобы было так, как она хочет. Я сдерживала себя, чтобы не подбрасывать дров в её пылающее негодование. Выдержка, выдержка, и ещё раз выдержка. Язык должен отсчитать положенные семь раз прежде, чем с губ сорвутся слова. Когда она приезжала, я заявляла ей прямо с порога: «Делайте что хотите, как хотите. Я спорить и возражать не буду». Это её обезоруживало.

«Странная ты, Гала, — удивлялась она, а однажды призналась: — Я, даже если и знаю, что не права, всё равно добьюсь, чтобы было по-моему». Её слова просто поразили меня. Знает, что не права, и спорит, добивается своей точки зрения. Зачем? Чтобы проявлять такое упрямство, надо быть на что-то уж очень сильно обиженной. На что же обижена она? Может, на судьбу?

Работа, учёба, дети, заботы. Нет времени интересоваться судьбой прошлых поколений. Такова жизнь. Она идёт только в одну сторону. В будущее.

Годы летели быстро. В обращении к свекрови с мамы перешли на бабушку. А вот уже и наша дочь готовится стать мамой.

Предновогодний вечер. К нам приехала свекровь. Как всегда привезла вкуснятины. Вечером у дочери начались схватки. Отвезли её в роддом. Готовимся встречать Новый год. Накрываем праздничный стол. За окном настоящая зима, что не к лицу нашим южным широтам. Снег метёт, кружит у фонаря. Холодно и тревожно. Волнуемся. Как там, в роддоме?

Приближается полночь. Садимся за стол. Веселиться или грустить? Не знаем. Полночь. Торжественный час. Бьют куранты. Наступает Новый год. Поднимаем бокалы, загадываем желания. Звонок из роддома:

— Радуйтесь! Празднуйте! У вас внучка родилась! Всё хорошо!

— Спасибо!

Ура-а-а! Огромная радость! Муж взволнованно произносит:

— Так! Теперь я — дедушка, ты, — указывает на меня, — бабушка. Ну а ты, мама, — прабабушка. Так получается?

Лучше бы ему промолчать. Но с губ уже сорвалось: прабабушка. И вот тут-то свекровь не выдерживает. У неё нервный срыв. Она обиженно кричит:

— Вот! Теперь я уже прабабушка! Вы довольны? — плачет и уходит в отведённую ей комнату.

Мы тоже готовы разрыдаться. От радости. Роды прошли успешно! Новая жизнь! Новое потомство! Это замечательно! Но... Само по себе слово «потомство» означает, что мы все уже в прошлом.

Поздно. Пора ложиться спать. Утро мудренее вечера. Каким оно будет первое утро года? Я всегда жду его с волнением. Мне кажется, от этого утра зависит, каким будет и весь наступающий год.

Проснулась. Спешу к окну. Отодвигаю шторы. Картина прекрасная! Утро выдалось ярким, солнечным. Это придало особую праздничность первому дню Нового года. Свежий снег, выпавший за ночь, укрыл землю плотным покрывалом, одел в белые шубы деревья и сверкает под лучами солнца. Невольно цитирую пушкинские строки: «Мороз и солнце, день чудесный.» Хорошо!

Но никогда не бывает так, чтобы всем было хорошо. Кому-то лучше, кому-то хуже, а кому-то совсем плохо. Плохо свекрови. Она выходит из комнаты. Выглядит мрачной, обиженной и сразу же заявляет:

— Я сегодня уеду.

— Как, уедешь? Почему? А на правнучку посмотреть? — удивляется муж.

Опять правнучка, значит опять и прабабушка. Его слова действуют как порыв ветра на тлеющие угли. Свекровь не сдерживает слёз.

— Прабабушка. Придумали. Живите сами. Уезжаю.

Я едва сдерживаю улыбку, недовольная тем, что довольна её отъездом. По-хорошему следовало бы обиняками уговорить её остаться. Но и меня можно понять. Столько надо успеть сделать до прихода в дом нового, только что появившегося на свет человека. Внучки! Ведь заранее готовить ничего нельзя — плохая примета. С другой стороны, меня тревожит поведение свекрови. Почему у неё такая странная реакция на прабабушку.

Всё стало ясно, когда мы с мужем занялись составлением родословной нашей внучки. Собрали фотографии, опросили родственников, углубились в изучение истории прошлых лет. Проследив жизненный путь свекрови, я поняла мотив её поведения: У НЕЁ НЕЛЬЗЯ ОТНИМАТЬ! В детстве она получила очень тяжёлую психическую травму, наложившую отпечаток на всю её дальнейшую жизнь. Связано это со сложным историческим этапом — коллективизацией.

По решению местной власти семью в составе трёх человек (отец, мать и несовершеннолетняя дочь), проживающую в большом доме с хорошим хозяйством, посчитали кулаками и арестовали. Конфисковали всё: землю, дом, имущество, хозяйство. Эшелоном отправили на поселение в Сибирь. В пути глава семьи заболел и внезапно умер. Жене и дочери предоставили свободу. Возвращаться-то некуда. Так и пошло по жизни. Отнимали, отнимали, отнимали. Едва отошла от потрясения раскулачивания, нажитое отняла война. Город отнял сына сначала для учёбы, затем для работы. Невестка отняла и сына, и слово «мама», затем и слово «бабушка».

Все мы родом из детства. Хотите понять человека? Загляните в его детство. Какое оно? Мир несовершенен. В нём преобладают: кровь, пот, слёзы. Правда жизни часто травмирует детскую психику. Тяжёлая психическая травма в детстве и на всю жизнь обиды, упрямство, слёзы, истерики.