Мое отношение к друзьям нашим меньшим

Наталья Скорнякова
Я часто гуляю с собакой. Кто кого выгуливает — вопрос. Часто мне кажется, что Рада выгуливает меня. Она срывает с ручки в прихожей поводок, подбегает ко мне и тычет поводком мне в ноги, это призыв к прогулке. У нас несколько излюбленных маршрутов. Проходим мимо скамейки с соседями, Рада со всеми здоровается. Соседи часто кормят голубей и наблюдают за ними, как те воркуют. Воробышки смешно пытаются отобрать у них корм. Голубей много самых различных, порой экзотических окрасок. Здесь царят свои правила поведения, свои законы. Голубь был приручен человеком несколько тысячелетий назад. Но, пожалуй, еще раньше стало известно об удивительной способности голубей хорошо ориентироваться в пространстве и находить свой дом, оказавшись за многие сотни и даже тысячи километров от него. Историки считают, что первая голубиная почта появилась в Древнем Египте более трех тысяч лет назад. От египтян этот способ связи переняли древние греки и римляне. В Древней Греции с помощью голубей посылались сообщения о победах на Олимпийских играх. Оказывается не только у лебедей, но и у голубей отмечается верность. Голубь всегда вернется к своей голубке. Сейчас у загса можно наблюдать, как новобрачным предлагают запустить голубей, как символ любви и верности, но это уже бизнес, использование голубей для получение прибыли.

Раде нравится спугнуть птиц и чувствовать себя героем. Иногда Рада пытается играть с кошками, но я отпугиваю, боюсь, как бы те не выцарапали глаза. Дворовые кошки умеют за себя постоять. Одна из моих соседок кормит дворовых кошек, те отвечают ей своей привязанностью. Люська — дворовая кошка шустрая, любит всякую охоту. Мы часто наблюдаем, как она ловит воробышек и голубей. Это целый спектакль. Люська долго высматривает добычу, лежит, прижатая к земле, вытянутая в нитку и... мгновенный прыжок, точный, цепкий, с добычей она моментально исчезает с глаз долой. Мышей и крыс она вылавливает в техподполье, не ест их, а выносит и складывает для отчета на месте, где ее кормят, ждет похвалы, чтоб ее погладили. Люська умная и мудрая, но Раду не подпускает к себе.

По дороге на работу, я прохожу мимо дома, который готовят к сносу, жильцов выселили. Каждое утро ко мне выбегал котик, красивый рыжего цвета, с белыми лапками и кисточками ушей, сибирской породы, с густой шерстью и огромными жёлтыми глазами. Я назвали кота Рыжик. Подкармливала его и пыталась объяснить, что взять с собой домой не могу, Рада не позволит. А вчера он исчез. Мне хочется верить, что его взяли и попал он в хорошие руки.

Раде пришлось смирится с обществом Нардика (собака), его Тамара - родственница наша, взяла, будучи у нас в гостях в Абрау-Дюрсо.  Тело дворняги, но сердце чистейшей породы. Небольшой кобелек по размерам, черного цвета с умными, выпученными глазами. Похоже, в прошлой жизни он был водоплавающим. Как только Нардик видит море, его невозможно удержать. Он плавает за бутылкой пластиковой, мы сплющиваем ее, чтоб удобней было брать в пасть. Нардик может плавать часами в отличии от Рады. Тамара живет на Севере, но в гости каждый год приезжает с Нардиком. Перед поездкой Тамара прячет Нардика в сумку, надо сказать, что в поезде не разрешают перевозить животных. Нардик, словно понимает, что надо сидеть тихо, вёдет в поезде себя очень хорошо, на редких станциях Тамара выносит его на платформу погулять, он далеко от неё не отходит, боится потеряться. Так он благополучно проводит трое суток в поезде.
 
Зимой в Новороссийск слетаются белые лебеди. Горожане гуляют по косе, любуются лебедями и утками-нырками. Горожане подкармливают пернатых, никто не трогает, не пугает их. Когда лебедь плывет по водной глади, его движения размеренны и неторопливы. Чувствуется величие, грандиозность, чаще лебеди белые, иногда с черной шеей и совсем редко черные. О лебединой верности слагают легенды. Я запомнила легенду, которую глава семейства рассказал во время кормления своей семье, я стала невольным слушателем, легенда мне понравилась и запомнилась. Дело было в одном живописном русском селе. Однажды осенью, направляясь на зимовку, над сельским лугом пролетали лебеди. Летели низко, видимо, искали место для отдыха. Местный дед, державший в руках ружье, возьми и выстрели в небо наобум!
На землю упала раненая лебедица – оказалось, у нее перебито крыло… Подняв лебедушку на руки, дед скорее потащил ее в дом. Выхаживал всю зиму, как мог, а по весне, когда срослось крыло, стал выпускать ее на луг с гусями. Так и ходила лебедушка с местными птицами травку щипать… Стали возвращаться птицы с зимовки, и однажды в небе послышалось курлыканье лебедей. Дедова лебедушка вдруг встрепенулась, и, задрав голову в небо начала гоготать что-то пролетающей стае, пока от косяка не отделился один лебедь и не полетел камнем к земле! Опустившись перед лебедушкой, он стал обнимать ее крыльями, а она в ответ целовала и целовала его… Так и умерли они на месте, сцепившись клювами… Деревенские жители еще долго стояли возле мертвых лебедей, и многие плакали. Как объяснил потом местный ветеринар, причиной смерти птиц был разрыв сердца. У обоих…

Когда мы с мужем бываем в Кисловодске, Ессентуках, я покупаю семечки и в парках люблю кормить белочек. Они такие шустрые с красивыми глазками и пушистыми хвостиками. Некоторые едят с руки. Нас удивляет поведение белочек, они просто набирают семечки и исчезают, похоже, уносят в норки, а потом опять прибегают и так несколько раз.

Внук летом был в гостях в деревне и по приезду пожаловался мне, что за ним бежал гусь и он испугался. Я вспомнила, как в Армавире на берегу реки Урупа, за мной - семилетней девочкой бежал гусь. Вечером я пожаловалась папе и он поведал мне о гусях. Гусь очень умная, но в тоже время агрессивная птица. Нападают они обычно сразу стаей, вытягивают шеи и так страшно шипят... После чего обычно один или два гуся одновременно пытаются ущипнуть противника (знаете как больно…) или избить мощными крыльями. В дикой природе гусь способен нехило навешать такому грозному противнику как рысь. Папа объяснил, что и как нужно делать:- когда гуси уже тянут шеи и шипят, не боятся и не трусить. Просто нужно хватать за шею любого и садиться верхом. Брат мой слушал, так на следующий день и сделал, у него получилось!!!! Потом и другие мальчишки взяли с него пример. С тех пор гуси стали бояться нас и убегать.

Мир живой природы учит нас добру, любви. Все мы на нашей планете связаны друг с другом. Столько мудрого и чистого окружает нас, нужно уметь видеть, ценить и любить.