Особенный свет над монастырем

Ирина Геналиева
А многие ли бывали в чудеснейшем месте
подле Пскова – в Печорах?
Н.К. Рерих

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь стоит на русской земле уже почти пять с половиной веков – основанный в 1473 году, он ни разу за всё время своего существования не закрывался. Про особенный свет от этого монастыря написал Николай Константинович Рерих в своей статье «Держава Света», где привел небольшой диалог о Псково-Печерском монастыре: «Наш монастырь особенный. Отойдите в темную ночь подальше от монастыря, да оглянитесь вокруг. Кругом мрак беспросветный, зги не видать, а над монастырем светло. – Может быть, это от огней монастырских? – Вот и другие, кто не знает, так говорят. Какие в монастыре огни? Два фонаря керосиновых да две лампады перед иконами. Вот и всё освещение. <...> Нет, это свет особенный». Такой свет Рерих назвал сиянием духа. А обитатели монастыря говорят, что это свет от чудотворной иконы Успения Божией Матери, хранящейся в монастыре. Думаю, верно и то и другое. Но может быть, что и не каждому дано свет этот увидеть…
Увы, нам не довелось посмотреть на монастырь ночью. Мы приехали к нему ярким солнечным днем в начале октября – он светился от золотых лучей солнца и от золота листвы, рассыпанной вокруг, излучал тепло… А в Псков, где остановились в мини-отеле, надо было вернуться до наступления темноты.
В субботний день в Печорах немало туристов, но ни к какой группе мы пристроиться не могли – там не собирают группы для экскурсии. Вы либо уже приезжаете на экскурсионном автобусе, либо пользуетесь услугами экскурсионного бюро, расположенного недалеко от Святых ворот Петровской башни, и оплачиваете персональную экскурсию. У нас был только второй вариант, о чем мы ни на минуту не пожалели. Для знакомства с такой исторической достопримечательностью, как Псково-Печерский монастырь, нет ничего лучше спокойной, неторопливой прогулки с экскурсоводом – сначала вдоль крепостных стен, и только потом внутри монастыря.
Когда-то давным-давно, а точнее – в 1392 году, в глухом лесу, в песчаных пещерах около ручья Каменец, что находится в полусотне километров к западу от Пскова, стали селиться пустынножители. (В истории осталось имя только одного из них – преподобного Марка. Точных сведений о нем не сохранилось, считается, что он был иноком Киево-Печерского монастыря.) А местные охотники стали слышать в этих местах дивное ангельское пение, доносящееся словно из-под земли, а также ощущать благоухание «яко от множества фимиама». Потому-то за этим местом и закрепилось название Святая гора. Древний 500-летний дуб и два камня, где молились первые монахи, и теперь бережно сохраняются в монастыре.
Крестьянин Иван Дементьев, купивший эту землю у ручья Каменец, рубил деревья на склоне Святой горы. Одно дерево упало, повалив за собой еще несколько, и под их корнями открылся крестьянину вход в пещеру и надпись над входом: «Богом зданныя пещеры», т.е. Богом созданные пещеры. (Позже Иван Дементьев передал часть своей земли храму.) О чудесных этих пещерах услышал священник Иоанн, прозванный Шестником, т.е. пришельцем, поскольку был родом из московских земель. Он служил в Георгиевском храме города Юрьева-Ливонского (ныне Тарту). Православные христиане подвергались в Ливонии жестоким гонениям. Отец Иоанн испугался за свою семью и перевез ее в Псков. Там и узнал он о пещерах Святой горы, а узнав, решил обосноваться поближе к святому месту.
Поселив семью в близлежащей деревне, он начал строить пещерную церковь. Во всем Иоанну помогала его жена Мария. Но пришел день, когда она тяжело заболела. Перед смертью приняла Мария монашеский постриг с именем Васса и первой была захоронена в пещерах. Принял постриг и отец Иоанн, получив новое имя – Иона. В 1473 году он освятил построенный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, и эта дата позже стала считаться официальным годом основания монастыря. И Васса, и Иона, и Марк были причислены к лику Псково-Печерских преподобных. Преподобные Иона и Марк также захоронены в пещерах.
Интересно, что отец Корнилий, бывший игуменом монастыря в 16-м веке, усомнился однажды в правильности того, что имя преподобного Марка было записано в монастырский синодик, поскольку не осталось никаких свидетельств о его подвижничестве, и велел вычеркнуть это имя. И тут же ослеп. Поняв свою ошибку, он велел отнести себя к пещерам, к гробу старца, и стал молиться и просить прощения. Вышел оттуда здоровым. Вот такие чудеса… Всегда надо быть осторожными в принятии своих решений.
Со временем были построены на Святой горе деревянные кельи и наземный храм, но неоднократно нападали на маленький приграничный монастырь ливонцы, сжигая и разоряя его. В 1510 году Псков вошел в состав Московского княжества, и в 1519 году московский князь Василий III, понимая важное стратегическое расположение монастыря на северо-западной границе, «под немецким рубежом», прислал туда своего «полномочного представителя» – псковского думного дьяка Мисюря Мунехина. Мунехин стал руководить работами по укреплению монастыря, поскольку «немецкий рубеж» – ливонская крепость Нейгаузен – находился на расстоянии всего 20 км. В те годы монастырь окружили деревянными стенами, поставили в долине ручья Каменец новые кельи и служебные здания, построили ризницу, возвели новый Успенский храм с приделом во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, подчеркнув духовную связь с Киево-Печерской лаврой. В монастыре был введен общежительный устав, подобный уставу лавры. Около трех сотен стрельцов, присланных московским князем вместе с их семьями, основали вокруг обители Печерский посад. За огромные заслуги по укреплению монастыря и благотворительность Мисюрь Мунехин первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В 1521 году два псковских купца – Василий и Феодор подарили монастырю икону Успения Пресвятой Божией Матери в житии (т.е. с изображениями главных событий Ее жизни). Икону по их заказу написал иконописец Алексий Малой. «И восхотел Бог даровать милость Свою страждущим людям и Земле Псковской, да не будет и она лишена Его Божественной благодати, как и многие грады Русской Земли… – говорит летопись. – Земля же Псковская славна и украшена этим святым местом, как светило сияя во все концы, благодаря неизреченным чудесам Пречистой…». Многими чудесами прославилась эта икона после обретения ее монастырем, а Феодор позже принял постриг с именем Феофил и скончался в обители.
Наивысшего своего расцвета Псково-Печерский монастырь достиг при игумене Корнилии, который стал наместником в 1529 году, в возрасте 28 лет. Несмотря на возраст, это был «муж строгой, святой жизни, неусыпной ревности к благу обители, неутомимый в трудах, твердый в искушениях, непреклонно терпеливый в страданиях даже по смерти».
При нем вокруг монастыря возвели мощные каменные стены с 9 сторожевыми башнями и 3 воротами, углубили пещеры, построили еще два храма – Благовещения Божией Матери и Николая Чудотворца, возвели Большую монастырскую звонницу. Нововведением Корнилия было и создание собственной иконописной мастерской (до того монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре), а также гончарной, столярной, кузнецкой и других мастерских, необходимых для монастыря. За время его наместничества количество монахов возросло с 15 до 200 человек, такого в истории монастыря ни до, ни после Корнилия не было… Сам Корнилий, обладая литературным даром, писал произведения духовного содержания. Известны его труды – «Повесть о начале Псково-Печерского монастыря», «Описание чудес Печерской иконы Богоматери», «III Псковская летопись»…
Игумен Корнилий создал при монастыре книжно-литературную школу, задачами которой были розыск богослужебных книг, уставов, сбор рукописей не только богослужебных, но и светских, житейских, а также сбор старинных актов, касающихся Пскова и монастыря, составление из них особых сборников, ведение летописи, в которой отражались не только внутренние, но и общерусские события.
Как у всякой выдающейся личности, у игумена Корнилия были и завистники, и недоброжелатели, которые в конце концов оклеветали его перед Иваном Грозным, царствовавшим в то время. И царь, известный необузданностью своего нрава и способностью трезво оценивать свои поступки уже после их свершения, взял да и отрубил Корнилию голову, когда тот вышел встречать государя, приехавшего в монастырь. Ужаснувшись содеянному, царь сам понес тело игумена от Святых ворот до Успенского собора, и путь его был отмечен падающими каплями крови – потому и дорогу эту теперь называют Кровавый путь. Случилось это в феврале 1570 года. После Иоанн Васильевич делал дорогие и многочисленные пожертвования монастырю, и земли жаловал, и книги, и личные вещи: «…а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника (178,92 г), нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников (780,12 г)». Есть и другие версии гибели игумена Корнилия, но эта кажется мне самой правдоподобной.
Дело в том, что Корнилий был знаком и даже переписывался с князем Андреем Курбским, которого Иван Грозный в своих письмах иначе как «собака» не называл (помню это еще со студенческих времен из курса древнерусской литературы, когда мы изучали переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским). С детства Курбский был близким другом и соратником царя, пользовался его особым доверием, доблестно сражался во славу русского оружия, а потом взял да и перешел на службу к польскому королю Сигизмунду Августу, да еще стал воевать с Россией, зная многие секреты обороны русских. Представляете, каким страшным ударом было для Ивана Грозного это предательство! Понятно, что когда шепнули в нужное время царю имя Корнилия вкупе с именем Курбского, ярость Ивана Грозного взяла верх над разумом… Игумен Корнилий был похоронен в монастырских пещерах. Через 120 лет нетленные мощи преподобномученика Корнилия перенесли из пещеры и поместили у южной стены Успенского собора.
11 лет спустя после смерти игумена Корнилия возведенные им крепостные стены прошли нелегкое испытание. При царе Федоре Иоанновиче, летом 1581 года, король польский и великий князь литовский Стефан Баторий шел со стотысячным войском на Псков. Но разведчики из Псково-Печерского монастыря перехватывали отряды неприятеля и их обозы с оружием и провиантом. Разгневанный Баторий начал осаду монастыря. Обстреляв крепостные стены из пушек, захватчики пошли на штурм. Бой длился до глубокой ночи, но закончился неудачей, несмотря на пробитую около Благовещенского храма стену – монахи вынесли к пролому чудотворную икону Божией Матери «Успение» и горячо молились Богородице… Королевский секретарь ксёндз Ян Пиотровский написал тогда в своем походном дневнике: «Король гневается! Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех: одни говорят, что место заколдовано, другие – что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления!» Два месяца длилась осада монастыря и закончилась она отступлением королевских войск. Павшие защитники были похоронены на пещерном кладбище.
Почти полгода – пять месяцев войска Стефана Батория осаждали затем Псков. Но из Печор защитникам города послали иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». 30 раз начинали захватчики штурм Псковского кремля, но так и не смогли его взять. В память об этих победах был учрежден крестный ход из монастыря в Псков. В 1998 году эту традицию возобновили, только сейчас крестный ход осуществляется внутри обители – из Успенского собора в Михайловский и обратно.
Молва о чудесах исцеления, также происходящих от иконы Пречистой Богородицы, привлекала в монастырь множество народа, в казну поступали богатые вклады. Но не все доходы шли на устройство обители: монастырь оказывал материальную помощь пострадавшим от многочисленных войн, восстанавливал разрушенные жилища в окрестных селениях, выкупал у неприятеля военнопленных – эти сведения сохранили монастырские расходные книги.
В 1592 году на монастырь напали шведы, в Смутное время его осаждали то шведы, то поляки, то литовцы… Но все попытки были безрезультатны. Сменялись в России властители, а монастырь жил своей жизнью. Вступивший на престол Петр I несколько раз посещал монастырь. «Прорубая окно в Европу», он тоже прекрасно понимал важное стратегическое положение Псково-Печерского монастыря. А посему велел еще более укрепить крепость, соорудив 5 земляных бастионов, причем один из них заложил лично. Помимо этого проложили валы и глубокие рвы, наполненные водой, а у ворот поставили батарею из пушек. В 1703 году, в ходе Северной войны, монастырь снова осадили шведы, но взять обитель им было не под силу – как и их предшественники, они ушли ни с чем. После победы России в Северной войне, заключения Ништадтского мира в 1721 году и углубления российских границ на запад Псково-Печерский монастырь, как и Изборская крепость, утратил свое оборонное значение.
Однако спустя почти век, в июне 1812 года, на русские земли снова пришли завоеватели – войска Наполеона. Легко покорив Европу, французский император был уверен в скором завоевании России. Быстро продвигаясь, французы заняли Полоцк, нависла угроза и над Псковом. И снова из монастыря в Псков принесли чудотворные иконы «Успения» и «Умиления» Пресвятой Богородицы, а также хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. И снова спасла Заступница: 7 октября совершили крестный ход с печерскими святынями – в тот же день ночью русские войска под командованием графа Петра Христиановича Витгенштейна отбили у французов Полоцк. Опасность взятия Пскова миновала. В память об избавлении России от наполеоновских войск в обители между Тюремной и Тайловской башнями был сооружен Михайловский собор – в честь Святого Архистратига Божия Михаила, предводителя Небесного Воинства и покровителя православных воинов. Первоначально планировалось продать некоторые ценности из монастыря, но это не понадобилось – и купечество, и дворяне, и простые люди, и воины собрали достаточно средств для сооружения храма во славу русских побед.
В начале 20-го века Псково-Печерский монастырь пережил Гражданскую войну, а после Тартуского мирного договора, в 1920 году, городок Печоры и весь Печорский край отошли к Эстонии. По счастью, эстонские власти, несмотря на давление и попытки «латинизировать» богослужения, тем не менее, открыли при монастыре культурно-исторический центр. Только в 1940 году территорию эту вернули в СССР вместе со всей Эстонией, причем Печорский край стал относиться к РСФСР.
Большим испытанием, которое монастырь выдержал с честью, стала Великая Отечественная война. В период оккупации Псковщины фашистскими войсками монастырь, пользуясь лояльностью оккупационных властей к обители, помогал лагерю больных и раненых советских военнопленных, дому престарелых в Пскове – посылал им продукты. Поскольку в это время школы в Печорах немцы превратили в военные госпитали, наместник отец Павел (Горшков) предоставил для школы настоятельский дом. В пещерах монастыря несколько дней скрывалась группа советских разведчиков, причем после войны один из них приехал в монастырь и рассказал о том, что один из монахов носил им еду. На фотографиях военного времени он узнал старца Симеона, уже причисленного к тому времени к лику святых. Другой монах скрывал партизана…
В начале 1944 года штаб рейхсляйтера Альфреда Розенберга, занимавшийся конфискацией и вывозом культурных ценностей с оккупированных восточных территорий и базировавшийся в Риге, в связи с приближением советских войск поставил задачу вывезти и сокровища Псково-Печерского монастыря якобы для сохранности их от «варваров-большевиков» в канцелярии экзархата в Риге. В феврале поступило распоряжение об упаковке наиболее ценных предметов ризницы «для последующей эвакуации». Сокровища хранились в ризнице почти 500 лет и никогда не покидали стен монастыря, потому монахи не торопились выполнить это распоряжение. Но когда на территории монастыря разорвалась бомба, по счастливой случайности не разрушив ризницу, последовавшее после бомбежки распоряжение Прибалтийского экзарха Сергия об эвакуации сокровищ пришлось выполнить. Разумеется, из Риги сокровища «ушли» в Германию…
После окончания Великой Отечественной войны монастырь оказался сильно разрушен фашистскими бомбардировками. Требовалась огромная восстановительная и реставрационная работа. Самые масштабные работы по возрождению былой красоты монастыря были проведены игуменом Алипием, который стал наместником монастыря с 1959 по 1975 год. В миру – Иван Михайлович Воронов, художник и фронтовик – он прошел войну от Москвы до Берлина. Его судьба поначалу была типичной для советской молодежи – родился в деревне, среднюю школу окончил в Москве, строил метрополитен и учился на художественных курсах… Подробно об отце Алипии написал в своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон Шевкунов (глава «Великий наместник» – практически все описанные эпизоды его жизни «разошлись на цитаты» в Интернете).
Испытав на себе весь ад войны, Воронов решил посвятить жизнь служению Богу и стал послушником в Сергиево-Посадской лавре. Там же принял постриг с именем Алипий (что значит «неунывающий»). Алипием звали также первого русского иконописца из Киево-Печерской лавры, упомянутого в летописях. Позже был назначен игуменом Псково-Печерского монастыря. Годы его наместничества оказались очень непростыми для всей Православной церкви – пришедший к власти Никита Сергеевич Хрущев буквально объявил войну религии и обещал показать народу «последнего попа». Посему массово закрывались монастыри, закрывались, переоборудовались или уничтожались вовсе храмы… Не единожды пытались закрыть и Псково-Печерский монастырь. Всегда отец Алипий находил то дипломатические, то неординарные выходы из трудных ситуаций. Однажды ему уже принесли правительственное постановление о закрытии монастыря, подписанное Хрущевым – Алипий, прочитав, бросил его в огонь камина со словами: «Лучше я приму мученическую смерть!..» В конце концов отец Алипий победил – монастырь так и не был закрыт.
Многое сделал отец Алипий для монастыря, всего не перечислить. Бывший фронтовик, он и в служении Богу всегда был «на передовой»: сам принимал участие в ремонте монастырских стен, башен и храмов. Спроектировал мостик через ручей Каменец. Очень много сделал для возвращения сокровищ ризницы, вывезенных нацистами в 1944 году: восстановил вместе с казначеем монастыря отцом Нафанаилом точную хронологию событий весны 1944 года, составил список этих сокровищ, собирал информацию о вывезенных ценностях, обращался к общественности, организовывал публикации в прессе.
Используя свой талант художника, отец Алипий реставрировал и сам писал иконы… Шесть икон Пресвятой Богородицы в Никольской часовне, мимо которой проходят все посетители монастыря, написаны при участии отца Алипия, а написанная им келейная икона Казанской Божией Матери в Богородичные праздники (8 июля и 22 октября) ставится на аналой. Даже умирая, он воскликнул: «Матерь Божия пришла… Какая Она красивая! Дайте краски…»
При отце Алипии в монастыре возродилось старческое служение – здесь нашли пристанище старцы Валаамова монастыря, во время войны вывезенные с Валаама в Финляндию, прошедший послевоенные лагеря старец отец Иоанн (Крестьянкин)… Многие фронтовики и репрессированные, придя к Богу, обосновались в Псково-Печерском монастыре. Старцы – это народные духовники и провидцы, которые и в жизни своей, и после смерти помогают страждущим людям, к ним обращающимся. И вот, рассказывая вам о монастыре, я поняла почему мы так и не попали в пещеры… Думаю, мы были еще не готовы к этому. Идти в некрополь просто на экскурсию – праздное занятие. Идти надо по необходимости – за помощью и советом к святым мощам старцев. А для этого надо сначала собраться с мыслями, понять, насколько тебе необходима их помощь…
С течением времени монастырь превратился в уникальный историко-архитектурный и художественный ансамбль 16–19-го веков. Уникальность его состоит в том, что это единственная крепость, построенная в низине, а не на возвышенности, но при этом имеющая высокую обороноспособность. Художественная же ценность в том, что постройки его были сделаны в разные эпохи и представляют собой разные стили.
Территория монастыря огорожена каменными крепостными стенами толщиной 2 м и протяженностью 810 м со сторожевыми башнями. Башен всего 9, у каждой есть свое название. Стены с восточной и западной сторон спускаются по склонам навстречу друг другу в долину ручья Каменец и соединяются башнями Верхних и Нижних решеток (решетки потому, что под сводами башен протекает ручей, а своды эти загорожены решетками от проникновения на территорию). С южной и северной сторон стены проходят по самой высокой точке склона оврага и укреплены башнями. С внутренней стороны стены по всему периметру имеют «гульбища», с которых можно было вести обстрел врага. Строения и храмы располагаются по обеим сторонам от ручья, спрятанного в тоннель. На вершине склона оврага величаво стоит белый Михайловский собор, сияя золотым куполом.
Войти в монастырь можно через Святые ворота Петровской башни. Слева от входа стоит Никольский храм со звонницей и первые Святые ворота с часовней. Колокола, что на звоннице, в 16-м веке были отбиты у воинов Стефана Батория, которые сняли их с Напольного погоста у Никольского храма под Архангельском…
С верхней точки Кровавого пути открывается сказочный вид на ансамбль Псково-Печерского монастыря. Первыми бросаются в глаза сапфирово-синие купола Успенского собора с золотыми звездами. Слева от собора располагаются вход в пещеры, звонница и Ризница. Собрание колоколов на звоннице – одно из самых значительных в Северо-Западной Руси, а способ, которым звонят в колокола, раскачивая их с помощью специальных шестов – древнерусский способ звона 16–17-го веков – сохранился только в Псково-Печерском монастыре.
В ризнице – ярком и праздничном здании с красными стенами, белыми резными окнами, зеленой кровлей и синим в золотых звездах куполом – хранятся монастырские сокровища, среди которых есть дары и Ивана Грозного, и царицы Анастасии Романовны, и Бориса Годунова, и Петра I. А еще в ризнице располагается уникальная библиотека монастыря, в которой находится ценное собрание древних рукописей и старинных книг. Логично, что именно в библиотеке Псково-Печерского монастыря хранится переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Здесь же был обнаружен замечательный памятник древнерусской письменности 13-го века «Слово о погибели Русской земли» («О светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси…»)
Ризницу и такой же по стилю Благовещенский храм соединяет белая Сретенская церковь. Слева от Кровавого пути в тени деревьев спряталась церковь Лазаря Четверодневного, где монахи круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь – поминают живых и умерших православных христиан, записанных в монастырский синодик.
На территории монастыря расположены два святых источника – Живоносный, в честь иконы Божией Матери Живоносный источник, над которым в 1911 году воздвигли шестигранную часовню с изображениями русских святых, и Корнильевский – самый древний источник монастыря, укрытый круглой беседкой с зеленой кровлей. В часовне ежедневно с ранней весны до поздней осени совершаются панихиды, а из Корнильевского источника берут воду для водосвятных молебнов.
Удивительной особенностью монастыря являются пещеры, в которых устроен некрополь. Там похоронены не только духовные лица и иноки обители, но и благочестивые миряне, паломники, а также воины, павшие при защите монастыря в многочисленных войнах. На 200 м вглубь уходят тоннели некрополя – «улицы». Всего их семь. В пещерах нет привычных захоронений в земле – гробы с усопшими покоятся в погребальных нишах, вырытых в стенах пещер, на протяжении сотен лет, но запаха тления там нет. Сейчас в пещерах более 10 тысяч захороненных.
Говорят, что когда выходишь из монастырских пещер на поверхность, лучше и острее ощущаешь окружающий мир живых… Вообще территория монастыря – это то место, где становишься ближе к Богу. Здесь нельзя спешить, здесь необходимо задуматься…
***
Позволю себе сделать небольшое отступление от рассказа о Псково-Печерской обители, хотя в конце концов мы все равно к ней вернемся. Меня всегда интересовала история поисков Янтарной комнаты – может быть, потому что когда-то я работала с человеком, который позже стал членом госкомиссии по реституции культурных ценностей, написал и подарил нам с мужем несколько книг, где, конечно, были и истории, связанные с поисками Янтарной комнаты. А может быть, потому, что однажды в какой-то газете я прочитала, что чьи-то очередные поиски привели к советско-немецкому объединению «Висмут», существовавшему в Германской Демократической Республике – там работал шофером один из эсэсовцев, предположительно вывозивших куда-то ящики с Янтарной комнатой. А именно в «Висмуте» работал мой отец в 1958–1961 годах, и мы тогда всей семьей жили в немецком городе Цвиккау. Называлась в газете и фамилия этого шофера (скорее всего, вымышленная, поскольку настоящую он наверняка сменил после войны). Сейчас уже не назову ее – но папа тогда даже вспомнил, что знал шофера с такой фамилией, и что как раз он и вел служебную «висмутовскую» машину и стал виновником автокатастрофы в 1960 году, в которую попали они с мамой… Конечно, слишком уж фантастическое совпадение – но в любом случае загадок здесь больше, чем отгадок.
И вот в мае этого года по российскому телевидению показали фильм-расследование Сергея Медведева о поисках Янтарной комнаты. Естественно, я смотрела его. И в этом фильме впервые услышала, что, занимаясь поисками комнаты, немец родом из Кёнигсберга Георг Штайн обнаружил, что в баварском Музее старинных икон города Реклингхаузен хранятся ящики с сокровищами Псково-Печерского монастыря. Приложив максимум усилий, разорившись, он все-таки добился возвращения ценностей в монастырь.
Для этого он, немецкий католик, даже поехал в Грецию, на Афон, в русский православный монастырь Св. Пантелеймона и получил право быть его полномочным представителем для решения в ФРГ вопросов по возвращению ценностей Русской Православной церкви, а не Советскому государству. После долгих проволочек, в мае 1973 года генеральным консулом ФРГ сокровища наконец были переданы главе Русской Православной церкви – патриарху Пимену. Он наградил Штайна орденом Владимира II степени, но никак не компенсировал его огромные материальные затраты. Штайну показали города нашего Золотого Кольца, но даже не разрешили посетить его родной город Кёнигсберг, ставший Калининградом. Вернувшись в Германию, он все-таки продолжил поиски Янтарной комнаты, но был зверски убит, когда, вероятно, слишком близко подошел к разгадке…
К моему удивлению, изучая информацию о Псково-Печерском монастыре, я нигде не встретила достойного упоминания о роли Георга Штайна в возвращении сокровищ – а ведь он всю свою жизнь и все свое состояние положил на Алтарь Справедливости, для восстановления которой искал Янтарную комнату и для восстановления которой столько сил и средств отдал на возвращение ценностей Псково-Печерского монастыря.
И захотелось мне хоть как-то восстановить эту самую справедливость и рассказать о роли Георга Штайна в возвращении сокровищ…