Волшебное рождение Снегурочки

Екатерина Тюшина
      Новый год в нашей стране уже давно стал самым любимым праздником.
И, конечно, он не мыслим без главных сказочных персонажей Деда Мороза и его внучки Снегурочки! Они вместе появляются на новогодних праздниках и развлекают детвору. И дети их с нетерпением ждут, ведь их приход связан с чудесами и долгожданными подарками.
      Снегурочка является одним из самых красивых и в то же время одним из самых загадочных сказочных персонажей. Каждый ребенок знает, что она  внучка Деда Мороза, а вот откуда она взялась? - на этот вопрос ответит не каждый.
      Так, где же была Снегурочка до того времени, как мы узнали о ней?
А может, ее и не было никогда? Может это Дед Мороз сам для себя придумал помощницу и назвал ее Снегуркой?
      В древних славянских легендах существуют разные версии происхождения Снегурочки. Есть миф, что родителями этой красавицы являются Баба Яга и Леший. Факты такого происхождения можно отыскать в русских народных сказках. Наши предки воспринимали Снегурочку как символ застывших вод. В их понимании это была юная и всегда жизнерадостная Богиня, носящая исключительно белые одеяния. 
      В одной из историй, дошедших до нас, рассказывается о происхождении Снегурочки так: «Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. А у Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. От Весны-Красны Снегурка взяла божественную красоту. А ум, сообразительность и доброта достались ей от Снеговика. Но поскольку Весна-Красна любит тепло, то она редко общается со своими  зимними родственниками Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой.  Встречается с ними лишь  перед самым наступлением весеннего тепла, когда Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето на Дальний Север. А вот смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов».
       Есть и другая версия происхождения Снегурочки: «У Деда Мороза была жена Зима, и было у них три сына: Декабрь, Январь и Февраль. И жила девушка по имени Вьюга. Она встречалась с их сыном Декабрем и у них родилась девочка, которую назвали Снегурочкой. Поэтому Снегурочка и Дед Мороз приезжают именно в декабре».
       Образ ожившей снежно-ледяной девочки довольно часто встречается в северных русских сказках. Всем известна такая сказка: «Жили старик со старухой, и у них не было детей. Когда выпал снег они вылепили себе снежную бабу, которая и превратилась в живую девочку. Они назвали ее Снегурочкой. Очень полюбили старики свою дочурку, не могли нарадоваться на нее. Вот только была одна странность у их новоявленной дочки, боялась она солнечного света и тепла. Зимой предпочитала больше находиться на улице, а когда наступило лето, то  наоборот стала прятаться в доме. Однажды  подружки позвали Снегурку в лес по ягоды, а там разожгли костер и стали прыгать через огонь. Уговорили прыгнуть через огонь и Снегурочку. И осталось от нее лишь легкое облачко, которое вскоре растаяло, как тает под солнцем снег».
      В XIX веке сказки о Снегурочке были собраны известным фольклористом и историком литературы  А. Н. Афанасьевым. Именно его исследования и легли в основу пьесы «Снегурочка», написанной в 1873 году драматургом А. Н. Островским. В ней Снегурочка предстала как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания Бога Солнца Ярилы в День весеннего равноденствия(20 марта). Этот день считался началом астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года. В пьесе Снегурочка представлена как  прекрасная, бледнолицая и светловолосая девушка, одетая в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку Деда Мороза.
      Вначале пьеса не имела успеха у публики. Но, когда в 1882 году композитор Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, то эта красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат С. И. Мамонтов поставил пьесу про Снегурочку на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил художник В. М. Васнецов. Снегурочка на его рисунках была в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове.
      В создании внешнего облика Снегурочки принимали участие и другие художники. Так М. А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А. В. Морозова. У него Снегурочка была в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом. Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил и Н. К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге. У него Снегурочка была в меховой шубке.
      В конце XIX, начале XX века педагоги стали включать образ Снегурочки в сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и во время проведения городских рождественских елок. До революции фигурки Снегурки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, исполнялись фрагменты из сказки Островского или оперы.
      После Октябрьской революции в Советской России также праздновали Новый год и отмечали Рождество. Украшали ёлки, а Рождественский Дед Мороз дарил детям подарки. После 1927 года в стране началась антирелигиозная борьба, и праздновать Рождество запретили. И хоть Новый год по-прежнему отмечали, но елки не наряжали. Исчезли в этот период и Дед Мороз со Снегурочкой. И только через 10 лет, декретом Совета Народных Комиссаров, было разрешено вновь наряжать ёлки, а Новый год - объявили праздником. Первую Новогоднюю ёлку открыли 1 января 1937 года в Московском Доме Союзов. На этой елке Дед Мороз впервые появился со Снегурочкой. На ранних советских открытках Снегурочка чаще изображалась маленькой девочкой. Но впоследствии ее стали представлять как взрослую девушку.
      В военный период о Снегурочке вновь забыли. И в качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х годов, благодаря усилиям детских писателей Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. Так Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.
      Новогодние утренники с участием Деда Мороза и Снегурочки проводились во всех  клубах, Домах и Дворцах культуры. Работники  предприятий и учреждений получали для своих детей билеты на ёлку. Дети смотрели новогоднее представление и получали подарки - конфеты. 
       С тех пор прошло уже много времени, выросло не одно новое поколение людей, но традиции празднования Нового года с участием Деда Мороза и Снегурочки остаются неизменными. Мало того, у Деда Мороза и Снегурочки появились даже свои резиденции. Дед Мороз живет в Великом Устюге, а терем Снегурочки находится в Костроме.
      Почему же именно Кострома стала родиной Снегурки? Да потому, что литературный «отец» Снегурочки А. Н. Островский создал свою пьесу именно в Костромской губернии, в имении Щелыково. Именно сюда ежедневно поступают сотни писем от детворы со всех уголков нашей необъятной страны, в которых они поздравляют любимую Снегурочку с Новым Годом. Рассказывают ей,  как прошел год, что хорошего у них случилось в жизни и  чего ждут от  Нового года, просят передать их поздравления Деду Морозу. И Снегурочка старается все их просьбы исполнить. Ведь детям совсем неважно откуда к нам пришла Снегурочка.
        Главное -  Снегурочка есть! Дед Мороз – есть!
        Значит и Новый Год с подарками - будет!




Картинка из Интернета