Красный лондонский туман

Рой Рябинкин
Поговорим о таланте, как способности иначе смотреть на мир  и замечать в привычных вещах то, что другим не видно.   

Клод Моне. «Вестминстерский дворец». 1904 г. Четыре картины. Репродукции доступны в интеренете.

"Художник изображает одно и тоже но в разном внутренне-эмоциональном состоянии..." пишет в отзывах один из зрителей.

Чепуха! Оскар Клод Моне исследует изменчивый лондонский туман, эффект меняющегося отствета тумана на окружающий ландшафт. Импрессионист пишет несколько раз тот же вид в тумане при разном освещении и в разное время при разной погоде, пораженный его метаморфозами.
 
"я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз", говорил Моне.

Он пишет серию картин о впечатлении, которое производит на него Вестминстерский дворец, здание британского Парламента в тумане во время пребывания в Лондоне с 1900 по 1905 гг. Картины одинаковые по размеру и писались с одной точки зрения — из окна комнаты Моне в больнице Св. Томаса, выходящего на Темзу, но это не одно и тоже.

Как не вспомнить негодование  журналистов лондонских газет, видевших его картины: "Франзузский выпендрёж! Моне пишет красный лондонский туман. Такого у нас не бывает!".

Но когда жители Лондона, заинтригованные этим безобразием в искусстве, подняли глаза от брусчатки, то убедились, что лондонский туман цветной и вправду бывает красным!

 "А что вы желали увидеть?", —  огорошил их  Поль Сезанн. «Моне — это всего лишь глаз, но, Бог мой, зато какой!»