Сказка, как наставление 2

Сергей Черныш 2
Так  бывает -  выпьешь  чашку  хорошего  чая  и  « зависнешь»  от  наслаждения  послевкусием. Бывает. Вот  замер,  потерялся  на  какое  то  время  и  всё тут! Нет,  не  здесь.  Вообще – нет.  Оболочка  без  содержания.  А  если  ещё  лёгкий  ветерок   приятно   способствует  получению  полного  наслаждения – то  это  высший  пилотаж. Цимес!  Так  было  и  тогда.  Я  сидел  в  кресле  на  улице  под  открытым  окном   нашей  кухни,  здороваясь  с  соседями,  читая  газеты  и  играя  в  шахматы. Должна  же  быть  у  человека  личная  жизнь!  Я  всегда  выхожу  к  пяти  часам  на  улицу,  когда  жара  немного  ослабевает. Жена  готовит  на  кухне  и  параллельно  разговаривает  или  по  телефону  или  со  мной  через  окно. Разговаривает  в  том  смысле,  что  бесконечно  говорит  под  кастрюльно -  посудный  аккомпанемент.   Так  было  и  тогда.
- Сирёжа,  ты  все  равно   ничего  не  делаешь,  помоги  Сашеньке  решить  задачку, - это  она  мне  такое  -  «издрасьте  через  окно»
Только  большое  чувство  внутреннего  благородства  не  позволило  мне  адекватно  ответить  на  этот  вызов  « Ты  всё  равно  ничего  не  делаешь»!!!!   !  Как  вам  это  нравится?  Эта  наглая  ложь? А  что,  думать, это  уже  значит  «ничего  не  делать» ? Если  она  как  скаженная  носится  перед  глазами  туды  сюды ,- то  это  она  что  то  делает ? Нет,  я  вас  спрашиваю?! Это  мельтешение  перед  глазами  благородного   супруга – это  что - работа?  Я  только -  только  отошел  от  того  скандала,  когда  прочёл  внучке  и  внуку  поучительные  сказки,  еле  восстановился  и  что ?  «  Помоги  Сашеньке  решить  задачку» ,-  что  это  значит ?  Решить  за  него ? Он  уже  здоровый  - пусть  решает.
-   Мой  зайчёнок,  дай  мне  очки,  калькулятор,  пишущую  ручку  и  блокнот.
- Сейчас  передам. Только  Серёжа,  не  как  прошлый  раз…  Просто  реши  задачку  без  всех  этих  твоих  примеров. Давай,  вставай  из  кресла,  пока  я  найду  и  поднесу  к  окну.
Вот  это  «счас»  так  неуместно, подобно  как  замечания  за  прошлый  раз  и  за  кресло. Я  уже  встал  и  стою,  как  жеребец  на  ипподроме  в  ожидании  гонга.
- На.
Наученный  не  утешительным   прошлым  опытом,  я  проверил  ручку.  Она,  как  и  следовало  ожидать,  не  писала. Не  писала  и  не  расписывалась.
- Любимая,  я  просил  пишущую  ручку.
- Ты  не  можешь  без  фокусов.  Так  распиши  эту!
- В  ней  нет  чернил  и  если  я  даже  сотру  её  расписывая  и уничтожу   свои  пальцы  то  же – она  писать  не  будет. Только  царапать, размазывая  кровь  с  моих  пальцев.
- Что  за  характер  такой  вредный!  Ну,  ничего  спокойно  сделать  не  может. Открой  дверь  Сашеньке  и  помоги  ему  вынести  стул.
Мы  уселись  и  я  прочёл  задачку:

Загадка     профессора   про  время
   В 1971 году один профессор-математик сказал: "Мне было n лет, когда шел n2 год". В каком году родился профессор?
-  Деда,  это  факультативная  задачка.  Я  очень  люблю,   когда  ты  рассказываешь  рассуждая.  Расскажи.
- Ты  любишь  рассказы,  потому  что  у  тебя  в  крови  есть  мои  благородные   гены. Но,  увы,  не  только  мои. Вот  это вульгарное «деда»  вместо  тёплого  и  домашнего  «дедушка» ,  у  тебя  есть  дед  и  дедушка,-  тебе  так  легче  будет  запомнить.
- Дедушка , расскажи.
-Давай  рассуждать. Судя  по  задачке,  этот  профессор  был  ещё  в  здравом  уме,  без  старческого  маразма,  а  значит  не  очень  старый  в  1971  году. Это  понятно.  С  другой  стороны -  профессор. Только  благодаря  достижениям  социалистического  строя   в  нашей  стране  ,  единственной  в  мире,  есть  должность  профессор  и  звание  профессор. Он из  каких ?  Должность  и  кандидат  наук  может  занимать,  если  договорится. Но  похоже  на  то,  что  звание. Не  доктор  наук  ,  а  именно  профессор. Опять  же  из  каких  будет ?  В  1917   году  все  звания  были  упразднены  и  восстановлению  не  подлежали.  Значит  уже  при  эсесэре  он  по  науке  пошел. Тогда точно   пролетарий  или  крестьянский  сын.  Родился  он  или  до  1900  года  или  в  этот  год,  но  во  время  Великой  нашей  революции  был  уже  зрелый  и  как - то  проявлял  себя. А  в  гражданскую  на  фронтах  с  белой  сволочью,  поди , во  всю  воевал. Если  бы  не  так,  то  его  характеристику  забраковали  и  анкета  бы  не  прошла. Вообще  в  вузе  не  дали  бы  места. А  так   преподавал  и  наукой  занимался,  степени  получая. Опять  же  , с  пятой  графой ,  видать  всё  нормально.  Вообщем  отличная  анкета,  раз  через  все  чистки  прошел  и  его  не  репрессировали. Одним  словом -  не  враг  народа,  а  тот ,  кто   врагов   высматривал  и  свои  наблюдения  отсылал   по  известному  адресу,  из  за  скромности  анонимно. Опять  же  наукой  занимался,  а  научные  степени  опять  разрешили  только  в  1934  году. Опять  стало  можно.
- А  что,  до  34  года  научных  званий  не  было ?
- В  перерыве  между  17  и  34 ?
-Да.
-  Почему,  были. Тогда  особо  не  разделяли  людей  по  национальностям  и  не  было « особено  русских»  из  Перми. Не  было.  Тогда  три  цвета было  в  цене – красный,  белый  и  анархически  чёрный. Белый  с  чёрным  перепачкались  и  их  извели,  а  красный  остался.  Вот  они  и  присматривались  к  учёным  званиям  как  невеста  с  женихающемуся. Так -  то   оно  так,  но  больно  резвая  мамаша,  то  есть  свекровь  вероятная. В  1921  году   был  учреждён  Институт  Красной  Профессуры. Где  учились  изначально  аж  два  года. Наука  двигалась  и  учёба  далее  растянулась  аж  на  три  года.  Десять  филиалов  этой  кузницы  Красной  профессуры   было  1928  году.  Но  он,  этот  наш  профессор  никак  не  оттуда.  Ну  никак. Свыше, тайным  указом  было  строжайше  запрещено  давать  звание  профессора   ранее   сорока  лет,  а  за  должность  я  вообще  умолчу. Это  для  стариков,  как  правило,  или  тех  кому  за  пятьдесят  и  он  умеет  договариваться.  Его  научный  руководитель   то  да,  тот  мог  быть  оттуда. И  скорее  всего  и  был.
Мы  подходим  к  войне.  Если  он  был  призван , то  до  войны  он  никак  профессором  или  кандидатом  быть  не  мог. Даже  научным  сотрудникам  бронь  давали.  А  если  он  воевал, а  наукой  занялся  потом,  то  кто   бы  мучился  с этим  старым  идиотом,  претендующим  на  гениальность ? И  1971  год  не  зря  указан.  В  этот  год  впервые  была  налажена  телефонная  связь  между  западным  и  восточным  Берлином. Это  чтоб  можно  было  сказать   ЗДРАСЬТЕ  через  стену.  Где - то  в  это  же  время  были  разработаны  правила  лишения  профессорского  звания в СССР. Скажем,   может  ли профессор   быть  верующим  или,  упаси  Господь  диссидентом?  Глупость  спрашиваете,  конечно  нет . На  вопрос  может  ли  профессор  быть  не  членом  партии  ответить  довольно  легко – нет,  не  может  не  быть. Сначала  член -  а  потом , уж,  профессор.
И  к  чему  мы   пришли ?  Профессор  получил  профессора  до  войны  и  было  ему  за  сорок. А  дальше  совсем  просто.  Эту  загадку  он  выдумал  в  71  году  ,  не  очень  старый. Где  то  семьдесят   или  с  хвостиком, при  этом  не  важно,  как  он  выглядит. Значит,  до   войны  ему  было  более  сорока  лет,продолжим  рассуждать -  родился  до  нашей  революции   и  даже  в  прошлом  веке   при  царском  режиме.
-  Дедушка,  выходит  он  стал  профессором ,   когда  ему  было  больше  сорока  и  меньше  пятидесяти  и  это  с  1930 до  1940  года?  Я  сейчас  на  калькуляторе  подберу….
- Дедуля, ура!  Ему  было  44  года  в  1936  году.  Родился  в  1892  году. Так ?
- Да,  до  чистки.  В  32  начали  особо  уважаемым  людям  выдавать  паспорта. А  в  1936  году  умер  великий  учёный  Павлов. Он  умер  ,  а  мы  новую  Конституцию  приняли,  кажись. Конституцию  приняли,  а  Максим  Горький  то  же  умер. Может  совпало,  а  может  и  нет,  откуда  мне  знать… А  когда  энтот  профессор  родился  -  изобрели  термос.
- А  как  мне  это  всё  учительнице  рассказать?
- Да.  ааа… Судя  по  тому,  что  он  математик ,  наверно  всё  таки   учили  его  не  яркие  представители  красной  профессуры,  а  лишенные  звания  в  революцию,  отсталые  математики  царского   режима . Так  и  не  расскажешь… Я  знаю!  Я  тебя  научу   пользоваться  таблицей.  Знаешь  наших  друзей  Брандисов?
- Да,  я  с Юрой  дружу.
- Так  вот  был  такой  Брандис,  который  не  совсем  Брандис.  Брандис  без  буквы Н. Брадис.  Он  изобрёл  таблицы  разные,  в  том  числе  таблицы  квадратов.  Я  покажу  как  пользоваться  и  ты  училке  расскажешь. А  потом  покажу  на  счётах.  Можно  ещё  логарифмической  линейкой,  за  калькулятор  умышленно  промолчу.
-  Дедушка , ты  самый  лучший!
- Вот!  Гены,  я  ж  говорю. А  ты « деда». Иди,  к  бабушке  и  стул  забери,  а  ещё  немного  посижу.
Я    остался  сидеть  в  кресле  перебирая  события  1936  года,  которые  буквально  захлестнули  меня,  человека  в  настоящем  ,но  из  прошлого.