Осень в городе Н

Мария Коледина
Урок рисования начался вовремя. Дети ждали его с нетерпением – все давно знали о том, что сегодняшние рисунки станут экспонатами ежегодной выставки «Осень в городе Н.», которая в следующие выходные должна была состояться в центральном парке. Каждому хотелось сделать что-нибудь необычайное, чтобы превзойти одноклассников, приятно удивить родителей и произвести достойное впечатление на других зрителей, ведь именно они будут судьями, которые выберут наилучшую работу. Какой приз получит победитель в нынешнем году? Сладости? Большую мягкую игрушку? А может абонемент в творческую студию?.. Не важно. Главное, что работу, занявшую первое место, не уберут, как прочие, после того, как выставка закончится. Она останется в парке, и будет радовать глаз прохожих до тех пор, пока не наступит зима и не выпадет первый снег. Тогда настанет время для нового конкурса и нового победителя…

Учительница возникла в дверях, и детский галдеж стих. Детишки придвинули стулья поближе к партам, напыжились и сосредоточились. Учительница прошла по рядам и с осторожностью разместила на парте перед каждым учеником по громоздкому круглому планшету, который с виду напоминал усеченную пирамиду. На ее плоской верхушке располагалось матовое окошко, испещренное мелкими квадратиками. Черный корпус ощетинился бессчетным множеством кнопок, рычажков и винтиков. Основание с помощью липучек крепилось к столешнице, и непоседы могли не волноваться, что их неосторожное движение смахнет устройство на пол.

- Не забудьте в конце нажать кнопочку с красным квадратиком, чтобы сохранить свою работу, - напомнила учительница после того, как каждый из ее творчески одаренных воспитанников получил по заветному прибору. Затем она села за стол и погрузилась в изучение собственного планшета, прямоугольного и плоского, не такого, каким пользовались ученики. На ее равнодушном лице всеми цветами радуги играл отблеск светящегося экрана.

Мальчики и девочки приступили к рисованию. Когда их бабушки и дедушки были маленькими, им приходилось управляться с бумагой и карандашами. В лучшем случае с красками. Современные дети создавали на планшетах-генераторах виртуальные рисунки, красочные и объемные. В их распоряжении были миллионы цветов. Кнопки, располагавшиеся на корпусе интерактивного альбома, управляли трафаретами и готовыми объектами, которые оставалось только втиснуть в рисунок и залить нужным цветом. А всевозможные винтики регулировали толщину линий и помогали сплести из них, как из нитей, трехмерный узор. Вскоре все окошки-дисплеи заполнились неясными для детского разума символами, а в воздухе над планшетами, подобно фигуристам на льду, вращались объемные изображения. Вот к ним-то и были прикованы глаза юных художников. Ученики рассматривали свои творения под разными углами. Слепо ощупывая пальцами клавиши, они вплетали в рисунки все новые линии, увеличивали, уменьшали, растягивали, сужали, меняли расцветку…

Дни пролетели незаметно и вот, в центральном парке торжественно открылась долгожданная осенняя выставка. На обочинах аллей громоздились черные репродукторы. Они напоминали направленные в небо прожекторы, которые вместо снопа света выводили трехмерные изображения, созданные учениками городских школ на последнем уроке рисования. Только представлены они были в натуральную величину – вот такое неотъемлемое условие конкурса. Каждый репродуктор представлял одну работу.

Центральный парк встретил гостей пленительным разноцветьем. Деревья в багрянце и в золоте тянули раскидистые ветви к солнечным лучам. Одни сгибались под натиском несуществующего ветра, который воровато срывал листья с ветвей и уносил их в необозримую даль. Другие стояли неподвижно, уходя корнями в механические глубины черных репродукторов. Мощные стволы, покрытые крепкой темно-коричневой корой, оплетал золотистый барвинок. В дупле одного из деревьев сидела белка – время от времени она показывалась из своего убежища и бросала в зрителей орешки. Дошколята веселились, показывая на нее пальцем. Пытались ловить орешки, но ничего у них не выходило, потому что и зверек, и его угощения были плодом чьего-то воображения. Ветвь другого дерева оттягивал книзу здоровенный пчелиный улей, напоминающий гигантскую картофелину. Пчелы оживленным роем вились вокруг него, и солнечный свет золотил им крылышки, но все это происходило в полнейшей тишине – не было слышно привычного гудения.

Один из экспонатов собрал вокруг себя огромную, но странно молчаливую толпу. Чахлое деревце, растущее за зеленой оградкой, тихо и как будто нерешительно шелестело сморщенной листвой, тускло-желтой и неприглядной. Оно являло собою весьма печальное зрелище.

Юные художники протиснулись поближе к бордюру.

- Что еще за уродство! – не выдержали они. - Какое плохонькое! Какое кривое! И кора, смотрите-ка, потрескалась!

- Скучное, – отозвалась девочка с нарядными бантиками. – И кто только такое нарисовал?!

Стоявшая рядом бабушка смахнула выступившую в уголке глаза слезинку и, обняв ребенка сморщенной рукой, сказала:

- Природа, внученька. Настоящее оно, настоящее…