Варвара Филипповна

Людмила Ураева
Однажды мы решили остановиться  в Москве с ночёвкой, перебираясь из Саратова в Ленинград. Нашей родственнице было за восемьдесят, и мама предполагала встретить её рядом с домом на скамейке с другими московскими барышнями. Но скамейки были пусты. Варвара Филипповна оказалась дамой высшего света с неторопливым говором, присущим старым москвичам. Если у нас в Саратове напевный разговор, то в Москве очень чёткая речь и такая значимая, во всяком случае из уст нашей бабушки - двоюродной сестры моего деда по отцовской линии. 
Варвара Филипповна была портнихой и носила ситцевые платья собственного пошива с тонкими окантовками по горловине и рукавам. Она любезно показала коллекцию книг и часов, которую оставил ей муж, занимавший при жизни высокий государственный пост. В связи с этим сама бабушка была прикреплена к Кремлёвской больнице, и, когда при обследовании у неё нашли небольшой камень в печени, она без долгих раздумий согласилась на операцию. Варвара Филипповна не изнуряла себя диетами,  ела всего понемногу.  На следующий день вдвоём с ней пошли на Новодевичье кладбище, которое в то время было закрыто для свободного посещения. Но, поскольку там покоился прах её мужа, она имела пропуск. Я  была готова к новым впечатлениям, но самое большое на меня оказала сама Варвара Филипповна.
Ещё при подходе к Новодевичьему монастырю я удивлялась её стремительной и лёгкой походке. Она буквально бежала впереди меня. На кладбище бабушка устроила целую экскурсию, рассказывая некоторые подробности из личной жизни её знакомых, к чьим могилам мы подходили. Запомнилась фраза одного профессора, который утверждал, что куриный бульон способствует образованию камней в печени, кажется, его фамилия была Беленький - создатель Аллохола. Я выслушала рассказы о Любови Орловой и Василии Шукшине, балеринах и других интересных и замечательных людях. Когда мы подошли к музею, нам предложили  экскурсию в Новодевичий монастырь. Собравшиеся люди встали вкруг экскурсовода, и я посмотрела на бабушку - у неё горели глаза - с таким интересом она слушала экскурсовода.
Прошло несколько лет, мы переписывались с Варварой Филипповной. Поздравляя меня с днём рождения, она всегда всем поимённо передавала поклоны, что меня тоже удивляло в ней. На моё сорокалетие в доме отключили свет и мы сидели при свечах.
Варвара Филипповна тогда отметила свой последний 94 год рождения.
Как-то от работы меня направили в командировку через Москву. Я знала, что прах Варвары Филипповны покоится рядом с мужем и посетила Новодевичье кладбище.
Теперь оно свободно для посещения. Первым делом поклонилась родственникам, прошлась по некрополю и музею, посетила потрясающие старинные церкви.
Новодевичий монастырь имеет давнюю историю и окутан тайнами и легендами.