Панты

Артём Бочаров
- Привет!
На пороге стоял бодрый Вадик Орлов, руки которого были заняты объёмными сумками.
В начале девяностых в Магадан понаехала куча китайцев и корейцев – скупщиков медвежьей желчи и прочих ингредиентов для восточной медицины, коими так богата Колыма. Вот мой предприимчивый товарищ и подсуетился, купил у кого-то в Омсукчане и привёз заморским купцам распиленные рога оленей – панты. По старой доброй памяти, Вадик с ходу предложил мне стать его компаньоном в этом проекте. Дескать, вдвоём-то – и веселее, и надёжнее! Кто знает, что на уме у этих иностранцев? Говорят, хитрющие они, что сыны поднебесной, что представители страны утренней свежести. Не спрашивая моего согласия, Орлов отмерил новоиспечённому партнёру какие-то проценты, спросил: «Нормально?», и не дожидаясь ответа, побежал по адресам.
Прошёл один день, закончился второй. Бизнес у Вадика пошёл не так, как он себе представлял, и энтузиазма у него заметно поубавилось. А тут ещё панты вдруг стали озонировать так, что моя жена Ирина категорически выразила своё недовольство и предъявила артельщикам общеизвестный ультиматум женщин всей земли: «Или я, или…» И дурно пахнущие обрезки рогов быстро исчезли из дома.
- Это потому что сыроватые они, - констатировал партнёр. – Надо их высушить!..
Для этого Вадик взобрался на крышу нашей пятиэтажки-гармошки и разложил там свой товар под лучами непостоянного магаданского солнца.
Шло время. Нужного покупателя Орлов не нашёл, рога на крыше так и не высохли. Чтобы ускорить процесс сушки, моему гиперкреативному товарищу пришла в голову новая идея. Пока Ира была на работе, Вадик запихал свои панты в духовку нашей электроплиты. Выбрал, по его разумению, оптимальный режим, и внимательно следил за процессом. Что там случилось, неизвестно, только рога толком не просохли, а в некоторых местах ещё и подгорели.
Пока я интенсивно проветривал квартиру, Вадим сидел, курил и смотрел в зияющую пустоту духовки. Докурив, затушил в пепельнице сигарету, решительно встал, позвонил кому-то, мы собрали сумки и поехали.
В актовом зале бывшего советского учреждения было многолюдно, торговля шла бойко. Довольно быстро очередь дошла до нас. Невысокий пожилой китаец взял один обрезок рога, посмотрел, понюхал, брезгливо положил его назад и покрутил головой: «Нет! Не надо такого добра!»
- Почему? – играя наивность, пробовал улыбаться Вадим.
- Потому что товар некондиционный! – озвучил купца переводчик.
- Я могу уступить, - не сдавался Орлов.
Китаец развёл руками:
- Это очень плохой товар, панты пропали! – констатировал покупатель. – Я за них не дам и доллара!..
Потом кивнул на разложенные на полу многострадальные рога и рассмеялся:
- Вы их на костре что ли жарили?
И все вокруг тоже рассмеялись, весело так, от души. Конечно, чего бы не позубоскалить, коль тебя это не касается!
На следующий день Вадик уехал в Омсукчан. И вонючие обгорелые рога тоже увёз, не бросил. Может, всё же пристроил куда-нибудь?
А Ира, чертыхаясь, ещё несколько дней драила духовку, стараясь удалить оттуда недобрую память о незадавшемся бизнесе нашего гостя.


Сайт проекта "Настоящее прошлое": http://www.nasto-pro.ru/news
Аудиорассказы проекта: https://soundcloud.com/artyom-bocharov