Воробышек

Владимир Севостьянов Азарис
   

         - Дедушка, что ты делаешь?- услышал Андрей Петрович за спиной отчетливо прозвучавший в кладбищенской тишине тонкий, детский голосок. Он повернул назад голову и увидел с любопытством смотревшего на него маленького мальчика.
        Вопрос мальчика несколько смутил Петровича. Рядом с бабушкиной могилой на деревенском погосте он размечал участок для своего собственного погребения. 
       - Да вот готовлю себе место для вечного упокоения,- пожав плечами, сказал Андрей Петрович.
     - Дедушка, а тебе не страшно умирать?- спросил мальчик.
     - Когда молодой был, то боялся, а теперь вот не страшно,- вздохнул Андрей Петрович.- Все там будем, кто раньше, кто позже…
      - А я никогда не умру!- уверенно заявил мальчик.- Я буду долго жить и всех переживу! 
       - Молодец!- похвалил его Петрович.- Ты как здесь один оказался?
       - Я тут не один,- мальчик показал рукой в сторону кучки людей, на другом конце кладбища поминавших кого-то из своих родственников.- Там моя мама, бабушка и дедушка, а я убежал от них.
       - Почему же ты убежал от взрослых?- спросил Андрей Петрович.
       - Да ну их…,- махнул рукой мальчик.- Они там все время плачут и плачут. Скучно мне с ними, и я пошел погулять.
       - Понятно,- кивнул головой Петрович.- Как тебя зовут?
       - Андрюша.
       - Выходит, мы с тобой тезки!- улыбнулся Петрович.- Ты знаешь, когда встречаются два Андрея - это верная примета к добрым переменам.
       Пробираясь через запутанный лабиринт дорожек между заросших травой могил, к ним подошла покрытая черным платком женщина с заплаканными глазами.
       - Андрюшенька, сколько раз я тебе говорила, что нельзя гулять без разрешения взрослых! Я тебя по всему погосту ищу, мама  волнуется.
       - Бабушка, это мой тезка!- кивнув головой в сторону Петровича, сказал маленький внук.- Хочешь, я вас познакомлю?
       - Да мы уже давно знакомы,- пристально всматриваясь в покрытое седой щетиной лицо Петровича, тихо проговорила бабушка.- Воробышек, неужели я к старости так сильно изменилась, что даже ты не признал меня?
        Воробышек... Так ласково в детстве Петровича называла его мама и городская девочка с выразительными карими глазами, с которой он на школьных каникулах встречался каждое лето в деревне у бабушки. Взявшись за руки, они часто гуляли по берегу реки, катались на лодке по уютным затонам, вечером ходили в клуб на последний сеанс, а после клуба он всегда провожал ее до калитки бабушкиного дома. Оставшись наедине под покровом ночи, они робко и неумело целовались, давали друг другу клятву верности первой любви и никогда в жизни не расставаться. Воробышек первым нарушил клятву…
        Андрей Петрович внимательно посмотрел на пожилую женщину в черном платке и почувствовал, как сердце словно обожгло  жарким пламенем. Бесконечно родным и близким показалось ему покрытое сеткой мелких морщин, худощавое лицо с большими карими глазами, в которых отразилась его давно ушедшая молодость.
       - Лариса?- только и мог выдохнуть из себя пораженный неожиданной встречей Петрович.
       - Она самая,- не сводя с него пристального взгляда, подтвердила Лариса.- Значит, не забыл меня?
       - Как можно забыть босоногую девочку в коротком синем платьице?- вздохнул Петрович.- Именно такой ты врезалась в  память после нашей первой встречи. Я тогда сидел с удочкой на берегу реки, а ты подошла сзади, села рядом и попросила разрешения взглянуть на пойманную рыбу. Улов был хороший, захотелось похвастать перед незнакомой девчонкой, и я разрешил, а когда увидел пустое ведро, то понял, что не надо было этого делать. Всю пойманную рыбу ты обратно в речку выпустила. Жалко ей стало живых рыбешек, а то, что я с раннего утра горбатился над удочкой, в расчет не принималось.
       -Ты очень обиделся и едва не набросился на меня с кулаками,- с улыбкой добавила Лариса.- К счастью, до драки дело не дошло. Ты быстро опомнился, дал мне в руки удочку и предложил вместе ловить рыбу. Так состоялось наше знакомство, и было нам тогда  по шестнадцать лет. Как видишь, память у меня крепкая, и нам есть что вспомнить! 
      Не понимая, о чем говорят взрослые, маленький внук посмотрел на бабушку.
      - Я тоже умею ловить рыбу, меня папа научил.
      Лариса ласково погладила внука по голове.
      - Я знаю, что ты все умеешь делать. Отправляйся к маме и скажи ей, что я ненадолго задержусь здесь, мне с твоим тезкой поговорить нужно. Один дорогу найдешь?
      - Найду,- уверенно сказал маленький Андрюшка и пошел, петляя между оградками могил, на другой конец кладбища.
      Петрович с теплой улыбкой посмотрел ему вслед.
      - Хороший мальчик! Мне бы такого внука…
      - Он мог быть твоим внуком, но ты не захотел жить со мной!- с горечью заметила Лариса.- Свое собственное приелось, и ты, Воробышек, полетел клевать в другой огород. 
      Петрович сокрушенно покачал головой.
      - Как быстро летит время! В голове никак не укладывается, что ты уже бабушка и у тебя есть внуки. Много лет прошло, а такое чувство, будто мы только вчера расстались. Ты уж прости меня, что не сложилась наша любовь. Так получилось…
      Лариса сняла с головы черный платок, привычным движением руки поправила зачесанные на затылок седые волосы.
       - Воробышек, я зла на тебя не держу и давно уже простила. В молодости ты сделал свой выбор, и я не имею к тебе никаких претензий. Старая обида забылась, в памяти осталось только самое чистое и светлое, что между нами было. По-правде сказать, не ожидала снова встретить тебя, думала, что мы больше никогда не увидимся. Судьба снова свела нас, только непонятно зачем она это сделала?
       - Мне так стыдно перед тобой!- виновато опустив голову, признался Петрович.- Я ушел от тебя и даже не попрощался. До сих пор не могу себе простить, что я своими собственными руками оттолкнул от себя любимую девушку, а женился на абсолютно равнодушной ко мне женщине, которая превратила мою жизнь в настоящий кошмар, и с годами все больнее сознавать допущенную в молодости ошибку.
       Глядя на постаревшего друга юности, Лариса с горечью отметила про себя, как время безжалостно меняет облик человека. Неужели этот неряшливо одетый, сутулый старик и есть тот самый высокий, красивый парень, которого она так безумно любила? Хотя от былого Воробышка мало что осталось, Лариса чувствовала, как душа по-прежнему тянется к нему. В порыве нахлынувших воспоминаний ей захотелось нежно обнять его за плечи и заглянуть в потускневшие синие глаза, но боль застарелой обиды с новой силой напомнила о себе и заставила скрыть свои чувства.
       - Воробышек, не рви себе понапрасну сердце! Прошлого не вернуть, да и нет смысла разбираться сейчас в том, что произошло много лет назад. Просто на старом деревенском кладбище случайно встретились когда-то очень близкие друг другу люди, и захотелось им узнать, как прошла их жизнь. Расскажи мне, как жил все это время? Сколько деток у тебя народилось? Чем сейчас занимаешься?
       - Давай-ка для начала присядем за столик,- предложил Андрей Петрович.- Выпьем по стаканчику за упокой души моей бабушки Анюты, она всегда с уважением относилась к тебе, и помянем нашу любовь.
       - Не помянем, а вспомним нашу любовь!- присаживаясь на потемневшую от времени деревянную скамейку, мягко поправила его Лариса.- Пока мы живы, в памяти будет жить и наша с тобой прежняя любовь. Даже, если от нее остались одни воспоминания…
       Петрович достал из поржавевшего железного ящика, где хранилась кладбищенская утварь, начатую бутылку водки и граненый стакан. Расстелил на столике газету, складным ножом нарезал взятые из дома огурцы и помидоры.
       - У нас не принято пить водку на кладбище,- отказалась Лариса от предложенного ей стакана.- Я лучше молитвой и добрым словом помяну бабушку Анюту. Она всегда хотела, чтобы мы были вместе, и верила, что со временем из нас получится счастливая семейная пара. Не получилась…
       Петрович взглянул на гранитный памятник с фотографией бабушки, размашисто перекрестился и залпом выпил половину граненого стакана водки.
       - Угощайся огурчиками с моего огорода,- закусывая, предложил Петрович и с гордостью добавил.- Сам вырастил!
       - Ты живешь в деревне?- удивленно спросила Лариса.
       - Я здесь уже давно живу. После выхода на пенсию и развода с женой оказался на улице без денег и без квартиры, с одним чемоданчиком в руке. Бывшая жена обманным путем отобрала у меня все, даже золотое обручальное кольцо. Я из гордости не стал судиться с ней, развернулся и ушел. Подремонтировал старенький бабушкин дом, перекрыл крышу и теперь живу в нем. Здесь красивая природа - лес, река, хорошая рыбалка, только одному тоскливо жить в пустом доме.   
       - Воробышек, ты хоть вспоминал меня все эти годы?- тихо спросила Лариса. 
       - Да как тебе сказать…,- пожал плечами Петрович.- Вспоминал время от времени, как и Спасителя нашего Иисуса Христа.
        Заметив удивленный взгляд Ларисы, пояснил:
      - Когда нам плохо, мы всегда обращаемся к Богу и просим его о помощи, а когда в жизни все хорошо и гладко, то часто забываем о нем. Так вот и я, когда ссорился с женой, то вспоминал тебя и горько сожалел о том, что произошло. Моя жизнь могла бы пойти совсем по-другому! 
        - И как часто ты ссорился с женой?- осторожно спросила Лариса.
        - Чаще вспоминал тебя,- признался Петрович.
        - Детки у тебя есть?
        Петрович отрицательно покачал головой. 
       - Нет у меня детей. Жена еще до встречи со мной порезвилась с каким-то парнем, а когда он узнал, что будет ребенок, бросил ее и скрылся. Недолго думая, она избавилась от ребенка и тем самым лишилась возможности иметь детей. Когда мне стало известно о любовных похождениях жены, я предложил ей взять из детского дома мальчика и вырастить его как собственного сына, но она отказалась. Сказала, что привыкла жить в свое удовольствие, и лишняя обуза ей не нужна.
       - Кто-то ради своего благополучия избавляется от детей, а кто-то, напротив, всеми силами старается сберечь росток жизни,- вздохнула Лариса.- Как же тебя угораздило жениться на такой особе?
       - По глупости все получилось!- с досадой махнул рукой Петрович.- Можно я еще выпью?
       - Воробышек, делай что хочешь, только держи себя в рамках приличия. Я не люблю пьяных мужиков!
       Андрей Петрович плеснул немного водки в стакан, выпил и, не закусывая, продолжил свою печальную историю. 
        - Я в армии возил на «Волге» командира части. Выполняя различные поручения полковника, мне приходилось часто бывать в его доме. Там я познакомился с его дочкой, неуправляемой, взбалмошной девицей с целым набором дурных привычек. Наташа на восемь лет была старше меня, много курила и пила, вела разгульный образ жизни. По приказу полковника я целыми днями возил ее на машине по дорогим магазинам, ресторанам и кафе, где она встречалась со своими друзьями, такими же, как и она сама, бездельниками. Не знаю, чем я, простой солдат-сверхсрочник, понравился ей, но, то ли со скуки, то ли от безделья Наташа стала откровенно заигрывать со мной и провоцировать на ответные действия. То как бы невзначай положит руку на колено, то забудет застегнуть пуговицы домашнего халатика, то шутливо прижмется ко мне …   
        - Воробышек, давай-ка без лишних подробностей, а то я могу заревновать!- предупредила Лариса.
        - Не подумай ничего плохого, я стойко держался и отвергал все попытки Наташи закрутить со мной любовный роман. Да и зачем мне нужно было связываться с дочкой полковника, когда у меня была ты, и до конца службы оставалось всего три месяца!  Я ей прямо сказал, что меня с армии ждет любимая девушка и ничего серьезного у нас не получится, но чем больше я сопротивлялся, тем злей и настойчивей становилась она в достижении своей цели. Если бы ты знала, как мне трудно было удержаться от соблазна!
        - Бедный, несчастный Воробышек…,- насмешливо улыбнулась Лариса.- Мне так жаль тебя!
       - Несчастье случилось, когда я на машине отвозил Наташу домой после очередной загородной вечеринки,- сказал Петрович.- Наташа много выпила, стала приставать ко мне и допытываться, чем она хуже моей девушки. Не дождавшись ответа, она обхватила меня за шею и хотела поцеловать, но я увернулся и на какое-то мгновение потерял управление машиной. «Волга» на большой скорости резко свернула с дороги и опрокинулась в кювет.
       - Что же было дальше?- спросила Лариса.
       - Очнулся я в больнице с разбитой головой. В соседней палате лежала Наташа, у нее был поврежден шейный позвоночник и сломаны обе ноги. Я честно рассказал полковнику, при каких обстоятельствах произошла авария, но он даже не захотел меня слушать. Спросил только, кто теперь возьмет замуж его искалеченную дочь? Обвинив во всем случившемся меня, он предложил мне на выбор два варианта - жениться на его дочери или на несколько лет отправиться в тюрьму. Я подумал, что ты не станешь дожидаться меня с тюрьмы и согласился жениться. А что мне оставалось делать? Я не хотел своими проблемами портить тебе молодую жизнь!
       - Дурак ты, Воробышек!- огорченно покачала головой Лариса.- Извини за прямоту и непочтение к твоим сединам. Я бы всю жизнь тебя ждала, а ты не захотел даже объясниться со мной! Просто взял и ушел из моей жизни. Если бы ты знал, как я тебя любила! У нас могли родиться красивые, похожие на нас дети, а ты не дал им возможности увидеть белый свет. Ты хоть понимаешь, что ты наделал?
       - Я сам давно уже понял, что лучше пять лет в тюрьме отсидеть, чем всю жизнь мучиться с ненавистной женой. После аварии Наташа долго лежала в больнице, врачи сделали ей несколько  операций, и она стала ходить, прихрамывая на левую ногу. Несмотря на все мои усилия, от прежнего разгульного образа жизни она так и не отказалась. Полковник замял уголовное дело, отправил меня учиться на прапорщика, а затем поставил на должность завскладом, где я и прослужил до самой пенсии. Вот и вся моя история…
       - Ты знаешь, после твоего рассказа у меня стало как-то легче на душе,- немного помолчав, сказала Лариса.- Я ведь думала, что ты сознательно женился на другой, предал меня и нашу любовь, а ты, как маленький мальчик, растерялся в сложной жизненной ситуации, принял неправильное решение и сам поплатился за свою ошибку.
       - Так и было на самом деле,- согласно кивнул головой Петрович.- Как сложилась твоя жизнь?
       - Я до 24 лет не выходила замуж, каждый день ждала тебя и надеялась, что однажды ты вернешься ко мне, и мы будем счастливы. К сожалению, моим надеждам не суждено было сбыться. За то время, что ждала тебя, окончила педагогический институт, стала работать в школе учителем русского языка и литературы. На именинах у подружки я познакомилась с молодым офицером-пограничником, и он предложил мне выйти за него замуж. Я не стала отказываться, нужно было создавать свою семью, заводить детей и жить как все нормальные люди. Я честно призналась ему, что люблю другого человека, всегда буду помнить его и ждать. Женя в ответ улыбнулся и заверил меня, что со временем постарается заслужить мою любовь. Однако все его старания оказались напрасными, душа моя по-прежнему не лежала к нему. Если бы ты знал, как мне противно было ложиться в постель с нелюбимым человеком! Я спала с ним, а во сне видела тебя, как мы с тобой плывем на лодке по зеркалу уютного затона, и ты даришь мне белоснежные лилии… Через год после свадьбы родилась дочь Светлана, потом появился на свет внук Андрюша, которого я назвала твоим именем. Не успела оглянуться, как жизнь уже прошла…
        Андрей Петрович молча допил оставшуюся в бутылке водку и оглянулся вокруг.
        - Как-то странно получается… Вокруг нас могильные кресты и памятники, а мы сидим с тобой на этом островке смерти и говорим о жизни, вспоминаем молодые годы и нашу любовь.
        - Жизнь и смерть всегда рядышком идут,- пожала плечами Лариса.- Судьба назначила нам встречу на кладбище и в это есть какой-то определенный смысл. На склоне прожитых лет мы должны были встретиться, посмотреть друг другу в глаза и до конца разобраться в наших отношениях. Исполнилось мое желание увидеть тебя напоследок, теперь и умирать не страшно…
        - Не говори глупости!- нахмурился Петрович.- Мы с тобой еще долго будем жить на этом свете!
        - Ты-то поживешь, а вот мне осталось совсем немного…,- печально склонила голову Лариса.
        - Почему?- не понял Петрович.- Для своих лет ты неплохо выглядишь.
Лариса не сразу ответила Петровичу. Немного поколебавшись, она решила поделиться с ним своей бедой.
        - Врачи недавно обнаружили у меня онкологическое заболевание. Когда муж узнал о страшном диагнозе, то стал шарахаться от меня, будто я прокаженная. Теперь он брезгует садиться со мной за один стол, ест из отдельной посуды и старается не прикасаться ко мне. Горько сознавать, что человек, с которым я прожила много лет, в трудную минуту отвернулся от меня и оставил наедине с тяжелой болезнью. Даже не знаю, что мне делать и как дальше жить…
        Лариса не выдержала и заплакала, вытирая слезы траурным платком.
        Не зная как утешить Ларису, Петрович по-детски неумело погладил ее кончиками пальцев по седой голове.
        - Можешь положиться на меня. Я пойду с тобой до конца!- твердо сказал он.
        - Воробышек, я знала, что ты никогда не оставишь меня в беде!- улыбнулась Лариса, вытирая с уголков глаз слезы.- Спасибо тебе за доброту и понимание! Может показаться странным, но я на какое-то мгновение почувствовала себя самой счастливой женщиной на свете! Врачи несколько раз предлагали мне сделать операцию, но я отказывалась, потому что не видела дальнейшего смысла жизни, а теперь, благодаря твоему участию, у меня появилось желание жить. Думаю, что Господь не оставит нас своей милостью…
        Лариса погасила на лице улыбку, увидев, как по узкой тропинке между могил в их сторону направляются обеспокоенные ее долгим отсутствием муж, дочь и маленький внук.
        Высокий мужчина в синем спортивном костюме остановился напротив Ларисы и громко, словно отдавая команду собаке, сказал:
        - Пошли домой!
        - Я никуда не пойду!- отказалась Лариса.
        - Хочешь остаться одна на кладбище?- удивленно спросил муж.
        - Ты же сам хотел, чтобы я поскорее здесь оказалась. Кстати, если ты заметил, я тут не одна…
        Муж коротко взглянул на Петровича и сразу все понял.
        - Это тот самый, которого ты всю жизнь ждала?
        Лариса молча кивнула головой.
        Заметив разлад в отношениях взрослых, маленький внук подошел к Ларисе, взял ее за руку и потянул за собой к выходу с кладбища.
        - Бабушка, пошли с нами садиться в машину!
        - Андрюшенька, я останусь с твоим тезкой. Так надо… Я обязательно приеду к вам гости, и мы пойдем с тобой в зоопарк.
        Стоявшая в сторонке дочь недоуменно пожала плечами, не понимая, что у матери может быть общего с этим седым, давно небритым стариком, от которого нещадно разило водкой, да и какая может быть любовь в пожилом возрасте?
        Попытки уговорить Ларису вернуться домой ни к чему не привели. Она хорошо понимала, что делает и была уверена в правильности своего решения.
        - Я знаю, что считаете меня безнадежно больной и потому не хочу быть для вас обузой. Муж меня предал, дочь вечно занята своими семейными проблемами, и никому до меня нет дела. Я всегда жила ради вас, а теперь хочу немного пожить для себя. За меня не беспокойтесь, я встретила доброго, порядочного человека, который позаботится обо мне.
        Проводив долгим взглядом уходивших с кладбища родственников, Лариса повернулась к Петровичу.
        - Воробышек, с чего начнем нашу новую жизнь?
        - Начнем с того, что сближает людей!- ответил Петрович. Он ласково обнял Ларису за плечи и хотел поцеловать, но Лариса шутливо оттолкнула его от себя.
        - Воробышек, не забывай, что мы на кладбище! Что подумают о нас мертвые?
        - Они нам будут просто завидовать!- улыбнулся Петрович.- Ты знаешь, я пришел сюда, чтобы разметить участок для своего погребения, а теперь вдруг понял, что поторопился.  Я очень рад, что встретил тебя и надеюсь сполна исправить допущенную в молодости ошибку. Пошли домой, нам здесь больше делать нечего!
        Лариса прошла курс дорогостоящего лечения за границей, и они до глубокой старости жили душа в душу, дорожа каждым днем совместно прожитой  жизни.

                г. Липецк