Что предки ели, когда постились и говели

Сергей Марфин
Cупермаркеты ждали и дождались светлых дней. Закончились Великий Пост и Пасха и, наконец, можно поесть чего-нибудь вкусненького. Самым ленивым едокам не надо даже напрягаться на эту тему, полуфабрикаты и готовые к употреблению продукты ждут, не дождутся своего покупателя. Наши предки в отличие от нас находились несколько в ином положении. Прежде всего, они ели экологически чистые продукты, большей частью со своих подворий, а во-вторых…

Еда представителей самого многочисленного крестьянского сословия 100-200-300 с лишним лет назад в наших краях различалась по местностям, сезонам, времени и характеру дня (праздник, пост). Учитывались напряженность труда (в страдную пору питание усиливалось), национальные особенности и достаток едоков.

Разносолы в крестьянской избе встречались редко. Некоторые блюда ели только утром, а к обеду их не подавали. Большое значение имели сезонные продукты, что родила земля. Иногда единственной пищей бедняков являлись огурцы с хлебом. В посты, мясоеды, праздники церковные и семейные менялись и блюда.

Летом прадеды наши резали барашков, поросят, кур, ели вареное мясо на кости. Крупный скот обычно забивали к Рождеству и храмовым праздникам. Мясо для разговения покупали на рынке, оно в эти дни было дешевым, по божеской цене. На Масленицу пекли в большом количестве блины - пшеничные, ржаные, гречишные и пироги с разной начинкой – горохом, капустой, кашей, толчеными грушами, мясом. Пшеничные блины любили с творожной начинкой, оладьи пекли в храмовые, церковные праздники и на свадьбы.

Хлеб готовили в русской печи из кислого ржаного решетного теста. В разных селениях применялись своя методика закваски теста, добавок к нему, формы выпечки. Многое зависело от достатка в доме, но праздники старались обставить как никогда.

Ржаные коржи замешивали на сыворотке (пахте) остающейся после сбивания масла. Ржаные калачи имели формы лестницы, креста, иногда жаворонка. «Пампушки» и «Орешки» - ломтики пшеничного хлеба выпекали на сковороде. В то время уже было известно подсолнечное масло, но в обиходе по старинке пользовались конопляным «семем». Вот как выглядело примерное крестьянское меню. «Похлебка» (суп), кулеши «просянай» и «крупянай», «картохи» с огурцами, лапша, галушки, блины с «соком» (конопляное семя, сырое, толченое, разведенное водой и пропущенное через сито), овсяный кисель, «квас» (окрошка), каша, сливная каша (жидкость сливается). На десерт подавались «гречушники», «гречаники», «отливники», «солодуха» (запаренное ржаное тесто с калиной, грушами, яблоками).

В некоторых селах на свадебные столы обязательно выставляли блюдо со свиной головой. В южных уездах края готовили «кишки» колбасы из каши и «ковбасы» из мяса.

Завтрак в будни состоял из вареной картошки со сметаной и супа с салом. В обед ели творог со сметаной или окрошку, суп или борщ и кашу с молоком или маслом. В полдник скромно заправлялись салом с хлебом или огурцами с картошкой. Перед сном – кашей с молоком, или картошкой со сметаной, супом.

В праздники ни один стол не обходился без крепких напитков. Спиртное, мясо, да печеные изыски в основном и отличали их от обычных дней. На десерт пили морсы и квасы (свекольные, медовые и каких только не было названий и добавок к ним: травяных, фруктовых, ягодных).

В традициях служилых людей отмечались пивные праздники, когда коллективно варили пиво, приурочивая к тому или иному церковному празднику, чаще храмовому. Например, в сентябре 1652 года проводили кануны Рождеству Богородицы и Покрову, ямщики – Обновлению Христову, стрельцы – празднику Никиты. В октябре-ноябре казаки отмечали Михайлов день, а дети боярские Егория растного. В ноябре-декабре – Николин день и все вместе – Рождество Христово. В апреле кануны были в честь Светлого Христова Воскресения, в июне – к Десятой пятнице, в июле – к Ильину дню, в августе – Преображению Великого Бога и Спасителя Христова.

Надо отметить, что праздники не ограничивались одним днем и все обязательно начинались с богослужения и напутствий. Свадьбы в уезде, как правило, проводили в ноябре конце января и феврале, после окончания всех полевых работ и чтобы успеть до или после постов и других дней, когда все веселья запрещались.

Среди народа особенно почитались предновогодние и новогодние праздники: Сочельник, Рождество, Василин вечер, новый год, Крещение. Из весенних и летних праздников любимыми были: Масленица, троица, Купальницы, Иванов день и другие.

Сколько бы и как не отмечались праздники, надо не забывать, что в будние дни крестьянин денно и нощно напряженно трудился, а труд компенсировался отдыхом в воскресные дни и церковные праздники, количество которых в году доходило до 120-140. За многие столетия после принятия христианской веры, выработалась система ограничений и запретов на работу в такие дни и церковь сурово осуждала ослушников.