Родители и дети

Михаил Шаргородский
Мне кажется, что в мире нет ни одной семьи, где вопросы воспитания детей, вопросы их взросления и формирования из них полноценных граждан, и даже попросту проблемы взаимоотношений поколений, не становились бы одной из самых мучительных головоломок.
Причем, по мере развития общества, смены поколений и мировоззрений, эти вопросы не теряют своей актуальности и остроты.
В течение очень долгого времени казалось незыблемым, что БОГ создал человека «по своему образу и подобию», а человек в свою очередь формирует своих детей «по своему образу и подобию».
Поэтому в обществе очень приветствовались т.н. «семейные династии» по различным отраслям человеческой деятельности. Считалось вроде само собой разумеющимся, что сын врача становился медиком, сын металлурга - металлургом, сын военного - военным и т.д.
И если это было не так, то все недоумевали, а родители чувствовали себя несколько виноватыми в этом.
Прошли годы. В обществе появились, и с годами все большее распространение получают принципиально другие, на первый взгляд, даже крамольные взгляды.
Их сущность заключается в том, что устоявшаяся веками мудрость, что Бог «создал человека по своему образу и подобию» не верна. Еще более неверно это же утверждение в части человека. Смысл заключается в том, что нельзя и не надо формировать человека, в особенности нового, юного, по своему образу и подобию.
Ведь если каждое поколение будет повторять предыдущее, то прекратится всякий прогресс, и заморозится потенциал движения вперед.
Задача старшего поколения, по твердому убеждению апологетов этой позиции, заключается в том, чтобы максимально способствовать развитию нового поколения, не подавляя заложенные в нем исходные параметры личности, а всячески способствуя их проявлению и процветанию.
Только таким путем может зародиться и развиваться свободная личность нового поколения.
Подобного рода взгляды начинают исповедовать все больше и больше людей.
Не скрою, что вначале я даже спокойно слушать не мог подобные взгляды. А постепенно я начинаю думать, а почему бы нет?
Конечно, это ломает всю, освященную годами систему, одним из рьяных «верующих» которой я был.
Более того, я начинаю думать, что если бы с первых дней своего отцовства я думал именно так, может быть и жизнь моих детей, по крайней мере, старшего, сложилась бы несколько иначе, и заниматься ему пришлось бы тем, что более по душе.
Все вышеизложенные соображения, по сути дела, являются базисными для всей системы воспитания, если таковая существует.
Кого мы хотим получить в результате своего воспитания? Ответив для себя на этот вопрос, можно думать о том, как этого достигнуть.
Для меня, во всяком случае, является совершенно очевидным, что по какой бы мы системе не воспитывали своих детей, самое главное, чтобы новый человек буквально от своего рождения и всю последующую жизнь знал и чувствовал, что он человек, которого уважают родители.
Без этого трудно воспитать личность, для которой атмосфера уважения, как «входящая», так и «исходящая», была бы столь же необходима, как воздух для дыхания.
Не всегда родителям удается увидеть в детях тот результат, который бы им хотелось.
Но я твердо убежден, что без каких-то усилий, затраченных на воспитание детей, результат, несомненно, был бы хуже.
Родителям нельзя забывать, что первоначально они являются высшими авторитетами для своих детей, что диктует жесткую необходимость всегда вести себя так, чтобы дети могли этому подражать.
Все то, о чем говорилось выше, это все-таки морально-этическая сторона исходного формирования личности.
Но при всем при том, остаются какие-то вопросы привития определенных навыков, необходимых каждому человеку для нормального вхождения и последующей жизни в обществе.
Как вести себя с людьми, со сверстниками и, в особенности, со старшими? Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Основы личной гигиены. Как вести себя за столом? И еще бесчисленное множество других мелочей, которые в последующем выполняются, как говорят «на автомате», и до поступления в школу, закладывают тот фундамент, по которому всю жизнь будут отличать человека воспитанного от невоспитанного.
Это воспитание закладывается в семье и только в семье.
Меня немного удивило, что Мишель Монтень, по образцу которого я пытаюсь вести эти записи, убежден, что в домашнее воспитание должно включаться и привитие какого-то умения делать некоторые домашние дела. А ведь его рекомендации были рассчитаны только на дворянский круг. Поэтому он часто употребляет фразу: дайте указание наставнику Вашего сына. А поскольку у нас, как правило, наставников у детей нет, это значит, что эту роль мы должны выполнять сами.
Еще одна его рекомендация, к которой при возможности следует прислушаться. Он советует, что перед выбором профессии желательно найти возможность показать сыну несколько из них вблизи, чтобы он что-то понял и выбрал ту профессию, которая ему больше понравится. Разумеется, что семейное образование – это только первый этап воспитания.
Более сложные вопросы воспитания будут возникать позднее, по мере взросления человека.
Даже если принять за основу тот стиль, когда Вы не формируете человека «по своему образу и подобию», а только содействуете развитию Богом заложенных в него данных, все равно формирование нравственной составляющей личности, до ее взросления и полноценного вхождения в общество, в основном остается за Домом, за семьей.
Мне кажется, что здесь альтернатив нет.
Особенно сложный период не только для воспитания, но и просто для общения, наступает тогда, когда сын или дочь уже вышли из детства, но еще не вошли во взрослую жизнь.
Здесь уместно вспомнить Дейла Карнеги, который писал: «Я люблю клубнику в сметане. А рыбка любит червячка. Поэтому, когда я иду ловить рыбу, на крючок одеваю не клубнику, а червяка».
Вы любите классическую музыку, а наследник - тяжелый рок. Ну и что? Переубеждать его? Не надо. Отнеситесь с пониманием к его вкусам. И у Вас появится шанс на взаимность. Любой ценой следует воздерживаться от элементарной назидательности, и создания в общении супер накаленной нервной напряженности. Это очень трудно, но надо.
Если вы хотите достигнуть результата в каком-либо важном разговоре, надо к нему хорошо готовиться, находить доводы, доступные и приемлемые для уже большого ребенка, да еще и высказать их не в оскорбительной, а если сможете, то в дружеской форме!
И все-таки любая форма воспитания может оказаться наиболее эффективной, если она должным образом опирается на соответствующую нравственную основу.
Есть несколько достаточно известных соображений, входящих в понятие «воспитание», которые чаще всего сводятся к довольно ограниченному кругу понятий.
Ребенок прежде всего личность. Никогда не следует его оскорблять. Желательно воздерживаться от публичных замечаний, и (прошу прощения за повтор) ни в коем случае не срываться на крик, или упаси Господь, не впадать в истерику.
Я уверен, что не надо в очень жесткой форме изобличать свое чадо, если он солгал. Иногда лучше сделать вид, что вы поверили, но так, чтобы было понятно, что Вы просто не хотите ставить его в неловкое положение.
Убежден, что не надо стесняться признавать свою неправоту перед ребенком, а если надо, то и извиниться перед ним. Дети от рождения, по своей природе, правдолюбцы и очень плохо, если он будет расти с чувством несправедливости в душе.
Очень хорошо, если удается приобщить ребенка к выполнению какого-нибудь дела, нужного семье. Для человека любого возраста очень важно сознавать, что он нужен.
Не менее важно, чтобы в доме царил дух семьи, и человек во всей своей последующей жизни ощущал его, что поможет ему воздержаться от многих ненадлежащих поступков.
Не думаю, что следует выказывать свое превосходство даже перед малыми, а тем более уже большими детьми.
Представляется абсолютно необходимым поддерживать и содействовать, а иногда и побуждать своих детей к стремлению занять соответствующее место в обществе.
А задолго до этого необходимо не только терпимо относиться к тому, что сын много общается со сверстниками, а иногда возвращается с синяками. Это даже надо поощрять.
Иначе Вы воспитаете тихоню, которого попросту забьют в существующем обществе. Надобно, чтобы он всегда мог постоять за себя.
Я подчеркиваю это для того, что перенося центр тяжести на морально-этическую сторону воспитания, нельзя упускать из вида и другие стороны формирования личности.
Доверие, дух дружбы, доброжелательности и партнерства, признание явных, или неявных успехов и роста (учебного, профессионального, или научного), искренний интерес к делам друг друга, и некоторые другие вопросы в этом же плане, - это те небольшие кирпичики, из которых слагаются основы достойных взаимоотношений со своими детьми.
Мне кажется это не менее важным, чем любые достижения на службе, или в карьере в целом. К тому же зачастую, даже значительно труднее.
И еще одно соображение. Даже в минуты наиболее яростного, и даже праведного гнева, ни на секунду нельзя упускать из виду, что перед Вами самый близкий человек на свете!
Именно достойные взаимоотношения родителей с уже взрослыми детьми, несомненно, (да простится мне патетика!) являются настоящим венцом любого воспитания!
Мне кажется, во взаимоотношениях с детьми есть два наиболее сложных периода.
Один из них, это когда ребенок переступает первый порог взросления. Чаще всего это время от 14 до 16 лет. Трудности фактически складываются для обеих сторон, хотя, вероятно, для детей все же сложнее. Но к счастью, этот период не слишком велик, и при достаточно разумном поведении, в первую очередь старшей стороны, взаимоотношения возвращаются в нормальное русло.
Второй сложный период - это когда дети повзрослели, оперились, и чаще всего уже живут отдельно. Здесь в более сложном положении уже оказываются родители.
Люди, привыкшие всю жизнь быть активной стороной, вдруг обнаруживают, что их надобность детям намного уменьшилась, а нередко вообще приближается к нулю.
Конечно, это очень хорошо, что дети ушли в самостоятельное плавание.
Но родители, потерявшие свою надобность, во многих случаях почти что теряют и смысл жизни. Еще сложнее, когда они в преклонном возрасте и материально полностью зависают на своих детях, фактически создавая для них дополнительное обременение.
Каков выход?
Я бы сказал, как у Кузьмы Пруткова ; “Хочешь быть нужным - будь им”.
Это значит, что можно и нужно найти большую, или меньшую возможность быть в чем-то полезным, а значит, и нужным своим детям. При этом очень важно, если удается до конца никому не быть в тягость, ни в моральном, ни в материальном плане.
Мне представляется очень важным, если удается сформировать, а затем всю жизнь поддерживать такое понятие, как «родительский дом».
Это понятие - не только физическое наличие дома, или вообще постоянного жилья, но и в не меньшей степени морально-этическое. Самый идеальный вариант, когда в душах детей глубоко сидит стремление попасть, пусть ненадолго, побывать, вернутся в до боли знакомый, отчий дом!
Я не даю рецептов, как этого достичь. Но я хорошо знаю, что когда человек считает что-то особенно важным, то он хоть чего-нибудь, но непременно достигнет.
О том, что такой период когда-то настанет, надо понимать заранее и исподволь готовиться к нему.
Кстати, именно в этот период от обеих сторон, в их взаимоотношениях, требуется максимально возможный такт и даже бережность, подобная той, которая проявляется при обращении с особо хрупкими сосудами.
И именно тогда Вы наиболее ясно, зримо и ощутимо прочувствуете, кого и как Вы воспитали.
Господи! Помоги нам всем достойно и благополучно пройти свою дорогу.
P.S. Конечно, воспитание детей, процесс сугубо индивидуальный. Чужой опыт, скорее всего, напрямую вряд ли пригодится. Но некоторые мысли, преломленные через свою призму реальной действительности, могут оказаться не вредными. Для этого они и написаны.