15. Мелочи иерейской жизни. Как отец Владислав к д

Ирина Каховская Калитина
15. Мелочи иерейской жизни - Как отец Владислав к дяде Коле ходил.

  …В один святочный вечер собралась у нашей  рождественской ёлки небольшая компания.
     Всё люди близкие, родные да приятели. Те, с кем хотелось вместе  разделить радость Рождества.
     Кроме меня и моего мужа - священника, был наш обожаемый Александр Николаевич К. -  профессор Сорбонны и МГИМО, а по совместительству – алтарник нашего Всехсвяского храма . Человек  во всех смыслах достойнейший  и деликатный.  Другие гости были не менее любимые и уважаемые.
     Наталья Алексеевна М. – замечательный доктор, мать четверых детей  (двое из которых, Настя и Гоша  сейчас  играли  вместе с нашими внуками близнецами – Лизой и Никитой).
     Танечка – прекрасный художник-монументалист, изящная, хрупкая …но легко справляющаяся с огромными полотнами, выполненными мощными пастозными мазками.
     Ира и Вася  - супружеская чета наших прихожан. Союз бывшего ученого физика, а теперь бизнесмена и бывшей фотомодели, а теперь – заводчика лошадей.
     Андрей Святославович К.- В. – известный режиссер-балетмейстер, драматург, актер и поэт. Неистощимый  шутник и балагур. А по выходным и праздникам - алтарник нашего храма.
     Наша старшая дочь Наташа (регент одного из московских храмов) с мужем (компьютерщиком) .
    И, наконец, наша младшая дочь Христина (только что испечённый молодой художник), любезно предоставившая под застолье свою комнату. 
      Тропарь и кондак Рождеству были пропеты, рождественские изыски, столь ожидаемые после Филипповского Рождественского поста, опробованы и большей частью съедены.  Все немного отяжелели от застолья и с удовольствием  перешли в гостиную выпить чашечку кофе. Всё располагало к тёплой неспешной беседе. 
     - Самое подходящее время для святочных рассказов! – подала идею Наталья Алексеевна, подкрепленную возгласами одобрения.
   - А и правда, отец Владислав, интересно было бы вернуться к старым традициям благочестивых  святочных рассказов, - сказал  профессор.
    - Возможно, найдется у вас какая-нибудь  история для этого случая? – вторили Ира с Васей и Андрей Святославович.
   Муж мой призадумался и улыбнулся:
   - Пожалуй, одну историю я расскажу, но с тем  условием, что и каждый из вас что-то припомнит в продолжение вечера.
    Все одобрительно зашумели и расселись поудобнее, приготовившись слушать.
     - История эта на первый взгляд простая и нет в ней ничего необычного. Но это только на первый взгляд. Это как посмотреть. Все вы знаете, что прообразом Деда Мороза был…
   - Святитель Николай! – закричали все наперебой.
   - Именно так. Аминь! – припечатал о. Владислав.
   - Так вот,  одним зимним утром, много лет тому назад, собираясь в храм на службу, я почувствовал  необычное благоухание, проходя через гостиную, но я торопился и не стал выяснять, что за источник его источает. Завернул семейную икону святителя Николая в рушник и повёз в храм.
     Совершая каждение храма, чувствую то же благоухание. Думаю, наверное,  запах  преследует меня из дома.  И продолжаю служить литургию.
     Святитель Николай – особо почитаемый у нас в России святой. Поэтому даже в будний день, на который пришёлся нынешний праздник, храм был полон народу – в основном, Николаями. Маленькими, которых подносили и подводили к началу причастия и большими, следующими следом.
     «Правило веры и образ кротости…» - пел весь храм любимому святителю.
     Каждый подошёл приложиться к его образу на нашей семейной иконе.
     После службы я ездил в наше благочиние, потом в администрацию нашего подмосковного городка по служебным делам, а потом навещал больных и немощных наших прихожан. Кого исповедовал и причащал, кого соборовал, кого утешал.
     Обратно возвращался затемно, уставший с осипшим от чтения и пения голосом.
  Дома моя жена – матушка Ирина, встретила меня словами:    
    - Я знаю, что ты очень устал и уже поздно, но ведь  я не могла тебе позвонить  (еще не было мобильных телефонов), а нам домой звонили родители моего ученика    с просьбой.
   -  С какой? – в изнеможении спросил я.
   -  У их соседей старичок умирает. Он верующий. Еще, когда в сознании был, просил священника позвать.
     - Так в чём же дело? Рядом Покровский храм в Медведково!
     - Не знаю, что-то у них там не получилось.  Они в соседней пятиэтажке живут. Часто видят тебя из своих окон, когда ты в облачении идёшь . Вот и стали просить через родителей моего ученика. А, может, им Мария сказала с первого этажа, она у тебя часто благословение берет, помнишь, ты  её сына прошлой зимой вымаливал?
     - А как зовут старичка?
     - Николаем.
     - Ну, значит,  сам святитель Николай меня в свой день к нему направляет, придётся идти.
     А было это в девяностые годы, когда улицы не чистились, тротуары заметало, дворы не освещались. Идти - то было рядом, но пурга просто сбивала с ног.  Приходилось идти осторожно, как канатоходцу -  уже не раз, поскользнувшись на скрытом под снегом льду.
     Захожу в подъезд и натыкаюсь на  Марию с мусорным ведром.
     - Ох, отец Владислав, вам придется пешком на пятый этаж идти, лифта у нас нет, как вы знаете. Знаю я эту семью. Дед – единственный верующий человек на всю семью.  Человек он основательный, на нём вся семья и держалась, пока он крепок был. А как заболел, они все из-за будущего наследства переругались – квартира трехкомнатная, да иконы. Всё делят-делят, никак не поделят!  Да что удумали: дед еще жив, правда, без сознания лежит, а они уже поминки готовят – парят-жарят!
     Поблагодарил Марию за информацию,  вздохнул и стал подниматься по лестничным пролётам (в который раз за день).  Наконец добрался я с Божьей помощью  до нужной квартиры.
     Остановился перед  дверью отдышаться. А из квартиры  ароматы доносятся совершенно искусительные для меня,  ведь я только чай и выпил с пирогом после службы, а потом времени не было… Значит права была Мария…. А, может быть,  старичку полегчало, вот они его и накормить хотят? Сомнительно. Я решительно нажал на кнопку звонка.
     Дверь открыла полная  молодая женщина с чёрной повязкой на голове.
     - Неужели я опоздал? – спрашиваю, указывая на повязку.
     -  А это?...  Так он плохой совсем, до утра не доживёт! Что так сидеть? Вот мы и решили к поминкам заодно готовиться, раз уж все собрались.
     -  Вам бы на молитву собраться, ему сейчас это всего важнее, - тихо обронил ей я  и вошёл в комнату дяди Коли.
     Старик лежал на высокой кровати, утопая в подушках.  Он спал или был без сознания.  Или его просто накололи успокоительными, чтобы не мешал своими стонами готовить застолье его предстоящих поминок?
     Чем-то он напоминал персонаж актёра Бабочкина из фильма «Чапаев».  Усищи и четкий профиль.  Чапаев. Но больной Чапаев. Хотя той желтизны и бледности, которая предшествует смерти, в его лице не видно, исходя из моего опыта. Не румяный, но вполне себе обычный старик, правда, исхудавший, судя по всему.
      -  Позовите, пожалуйста, всех сюда для общей молитвы. Я буду его соборовать.
     - Но у нас там всё кипит и варится, как отойти?
     - Приостановите, будьте добры, вашу бурную деятельность, т.к. она может не понадобиться.
     - Как так? Он что поправится что ли? Вы же видите какой он!
     - Всякое бывает. Позовите всех, пожалуйста, если вы его хоть немного любите.
    - Да, зови же, тебе говорят! – разом вступили молчавшие до сих пор мужчины, сидевшие в углу комнаты напротив Николая.
     С недовольным ропотом вошли несколько женщин. Все в черных  траурных повязках.   
     - Прошу вас помолиться вместе со мной за вашего  отца, дядю и дедушку Николая.
     - Да ему это всё равно не поможет! –  прошипела одна из родственниц.
     - И всё же, прошу вас. Вспомните то хорошее, что он сделал для каждого из вас. Не будьте так жестокосердны. Мы все когда-нибудь подойдём к этому порогу. Больно будет осознавать безразличие близких, которых ты любил, ради которых жил. Сделайте это хотя бы ради его именин.
- Каких именин? Почему именин? – всполошились все.
- Потому что сегодня у всех Николаев именины. Сегодня день памяти святителя Николая… Поэтому начнём с молитвы и тропаря святителю Николаю Чудотворцу.
      Воистину святой творил чудеса, или совесть проснулась в наследниках. Я думал, что они разбегутся потихоньку. Но они стояли.
     Мужчины помогли мне разжечь уголь и раздуть кадило, женщины приготовили на столе всё необходимое для соборования:  елей, вино, крупу для семи свечей. Нашлась даже икона святителю Николая у нашего Николая.
     Сначала старик лежал совершенно безучастно. Потом  у него дрогнули веки, приоткрылся рот и открылся один глаз. Все ахнули от неожиданности.
      Стари к совершенно осмысленно обвёл взглядом комнату и всех собравшихся и остановил его на мне. Я продолжал служить.
     Через некоторое время  у Николая открылся второй глаз. И он уже во всю разглядывал меня. Наследники заволновались. Не из-за меня, конечно, а из-за своих начинавших разваливаться планов.
     - Это кто тут такой передо мной маячит? Батюшка!!! – разглядел он.
     - Да, батюшка! – угодливо отвечали потомки.
     - Батюшка, благословите меня! – попросил дядя Коля.
     (Я благословил старика).
     -  Так вы меня и причастите?
     -  Конечно, исповедую и причащу после соборования.
     - Тогда я буду подпевать. Я знаю как.
…После  причастия. Старик потребовал «вкусной еды, которой пахнет» и сел в кровати.
     Поужинав, дядя Коля занялся воспитание своего потомства.
- Ну вот, теперь он нас опять строить будет! – досадовали с улыбкой они.
- Что же нам теперь с ним делать? Ведь врачи «скорой» сказали, что «уже всё»?
- Любить. Так, как он вас любил. Ухаживать и не быть такими легковерными. А еще молиться за него.
     - Дядь Коль, я за тебя завтра пойду свечку поставлю! – пообещал один мужичок!
     -Только «О здравии»! – потребовал дядя Коля.
     - А как же! – под общий смех снова пообещал мужчина.
     - Батюшка, а что ж вы не поужинаете с нами?
     - Да, нет, я домой. Вы сейчас всей семьей съедите всё приготовленное во здравие именинника. И на душе у вас будет праздник.
     - А что ж вы от денег отказываетесь? Вы же нам дедушку вернули!
    - Это не я. Это его небесный покровитель его вам вернул.
     Дома с порога  матушка Ирина мне кричит: «Отец, у нас икона святителя Николая ландышами с лилиями пахнет!» 
     И правда. Так вот откуда запах! То-то мне регент Оля в храме говорит: «У иконы святителя Николая удивительный запах!» А вокруг белые лилии были, ну мы и решили, что от лилий. А дома –то лилий нет. Вот значит какие знаки подавал нам святитель в свой день
…………………………………………………………….
     Прошло полгода.  В мае, в день памяти святителя Николая, после богослужения, вся история повторилась один-в один, кроме метели, конечно.  Хотя яблоневый  и вишневый цвет, усыпавший наш двор, очень напоминал снег.
     Поднимаюсь пешком на пятый этаж. Звоню в квартиру дяди Коли.
Опять тазики с салатами и черные повязки на головах.
     - Батюшка! Мы вам очень благодарны за прошлый раз. Дедушка  так окреп, что сам садился в инвалидную коляску и разъезжал по всей кварти ре. Но всему при ходит конец. Теперь уже не сомневайтесь! Вот наши родственники, они  медики и вам объяснят, что надежды никакой нет!  -  оправдывались дамы…
     Выслушав медиков, я пошёл к дяде Коле.
Он полулежал в  инвалидном кресле на белой простыне. Из «одежды»  на нём были  одни памперсы.  Лицо его было серьезно, глаза закрыты. Нос заострился.  Казалось, он и не дышал вовсе.
     Я начал служить. Снова пришли все наследники, но уже уверенные в своей  правоте по части кончины  дяди Коли.
     После соборования дядя Коля глубоко вздохнул и чётко произнёс, открыв глаза: « Это что батюшка? Ах, здравствуй, батюшка! Ах, вы козы! Что же вы меня перед батюшкой подгузником  позорите?!»
     Дальше всё шло по предыдущему сценарию. Только к ярости дяди Коли прибавилась изрядная доля иронии:
- Что, козы, не получается меня на тот свет отправить?! Это святитель Николай чудотворец меня вам во вразумление поднимает! Не могу я вас оставить, пока вы настоящими людьми не станете!
Не буду описывать всеобщий шок, вы легко дорисуете картинку сами.
Какое-то время родственники собирались приехать в храм и мне звонили, но потом как-то перестали.
Дядю Колю видели даже на улице в его коляске. Видно, зятья спускали: в пятиэтажках ведь нет лифтов.
     В третий раз меня решили не приглашать. Видимо, чтобы не рисковать.
    - Так что-же   стало с дядей Колей?  - заинтересованно спросили наши гости.
    - Я не стал выяснять, не хочется услышать печальную новость.
Но соседи говорят, что еще не раз видели его  на улице в инвалидной коляске. А потом родственники поменяли квартиру. И переехали  в другой район. Будем надеяться, что с дядей Колей.
     - Так вот почему вы каждый раз в день святителя Николая икону из дома привозите…
     - Да. А теперь вам судить – святочный это рассказ или нет. И… очередь за вами.
(продолжение следует)