Молодая гвардия Богучара

Романов Евгений
7 июля 1942 года Штаб Юго-Западного фронта, оставив Россошь, перебазировался в Калач Воронежской области. Именно здесь органами НКВД была создана школа, кото-рая готовила разведчиков. Одними из первых ее прошли богучарские активисты ОСО-АВИАХИМа. Специальная группа была подготовлена и для города Богучар. Возглавил  ее Спиридон Иванович Шабельский, человек известный в Богучаре.
Еще в 1916 году С.И. Шабельский становится членом РСДРП. Уроженец села Де-довка Богучарского уезда он одним из первых в июле 1918 года пошел служить в Богу-чарский Советский стрелковый полк. В одном из писем к сестре Шабельсий писал: "Мно-го еще у нас врагов и бороться с ними непросто. Но вот закончится гражданская, восста-новим наши разрушенные шахты, и какая хорошая жизнь начнется! Наши дети будут жить по-другому".  Впоследствии был командиром пулеметной роты, а затем политкомом 357 полка 40- Богучарский дивизии.
В 1920 - х годах переехал на рудники Сорокино (Краснодон), здесь жила его сестра Феона Ивановна, мать известного молодогвардейца Ивана Туркенича. В своей книге «Матери Молодогвардейцев» Галина Плиско, изданной в Луганске в 2007 году, писала: «Феона Ивановна глубоко уважала и любила своего брата. И часто бывало, когда Ваня подрос, стал пионером, мать рассказывала ему о боевой молодости дяди Степана. Семья Шабельских к тому времени переехала в г. Богучары Воронежской области. Жизнь этого человека стала для Вани символом преданности пролетарскому делу, стойкости коммуниста. С ярким и доходчивым материнским словом входила в душу подростка романтика революционной бури, обрастая живой плотью».
Через калачеевскую разведшколу НКВД прошли многие богучарцы, среди них и Нина Резникова, Клавдия Веремеева, Таисия Попова, Евгения Автономова, Дарья Калаш-никова. Комсомольцы училась взрывать мосты, пускать под откос вражеские поезда, уничтожать склады с боеприпасами; изучали топографию, тактику партизанской работы. Многих героев Богучарской земли мы давно знаем по именам. Но пусть не посетуют на меня богучарцы, подвиг подпольщиков города Богучара из отряда «Народный мститель», которым командовал Н.К. Романов, пока остался только в скупых строках из архивов и воспоминаниях очевидцев. 
Недавно получил письмо от Владимира Датченко их г. Харьков в котором он со-общал: «Добрый вечер Евгений!  Вас беспокоит из Харькова Датченко В.Г.  Я, внук Ша-бельского Спиридона Ивановича, нашел на сайте фото юной разведчицы (Нины Резнико-вой – Е.Р.) и в тексте сведения о моем дедушке. У меня на странице есть его фото времен гражданской войны и фото до революции из села Дедовка где они жили в начале XX века, Очень хотелось бы узнать что Вы знаете о дедушке т.к. до сих пор о его судьбе нам почти ничего не известно. Дочь дедушки моя мама живет в Донецке Ростовской области  она родилась в 1937 году в Богучаре и много мне рассказывала о довоенном городе, к то-му же дедушка дружил с Малаховским и у нас сохранились его письма».
Сведения о богучарской подпольщице Нине Резниковой  в 80-х годах XX века мне удалось найти в Государственном партийном архиве Воронежской области. В них сооб-щалось, что 15 декабря 1942 года итальянцы расстреляли богучарских подпольщиков: учителя, коммуниста С.И. Шабельского и секретаря подпольной организации, председа-теля райсовета Осоавиахима Резникову Шуру с дочкой. А фотографию принес Александр Резников. Он прочел одну из моих книг «Малый Сатурн» и сообщил, что Резникову Шуру звали Ниной , а дочка в действительности оказалась сыном Валерой. В своем рассказе он сообщил, что Волошин Михаил с ул. Белогубова видели расстрел Нины с сыном.
Почему Нина Резникова на допросах в Гестапо назвалась Шурой и почему в архив-ных документах написано «вместе с дочкой», об этом история уже не расскажет. Но вот с Михаилом Волошиным, которому тогда было 14 лет, в декабре 2015 г. мне удалось побе-седовать.
Он рассказал мне, что в первых числах декабря 1942 года, сам попал в Гестапо. Они с Егором Любченко и Пашей Яицким гуляли у Ремеслянного училища (Здание ны-нешнего СПТУ – Е.Р.), когда один из полицаев доставлявший продовольствие итальян-цам, подорвался на мине. Мальчишек забрали в Гестапо, которое находилось в здании нынешнего «Хозмага», долго допрашивали, ничего не добившись отправили в комендатуру (здание нынешней администрации – Е.Р.) и оформили документы на отправку в Германию.
А 15 декабря 1942 года немцы повели на расстрел С.И. Шабельского и Н. И. Резни-кову. При этом Нину забрали в гестапо вместе с сыном Валерой. Мама Резниковой Нины рассказывала, что немцы так торопили Нину, что не дали даже одеться, Валера уже в од-ном сапожке. Михаил Волошин рассказывал: «Сначала расстреляли Нину Резникову. Ва-лера, бросился за мамой в яму, они расстреляли и его».
Уже после освобождения г. Богучара 19 декабря 1942 года, отец Нины Резниковой пытался найти могилу дочери, но не нашел. Зима  была суровая, снег начал сходить толь-ко в марте 1943 года. Могил расстеленных было много, многие замулило весенними потоками воды.
В своем письме ко мне Владимир Датченко пишет: «Не могли бы Вы сообщить, что известно о месте захоронения подпольщиков и есть ли там памятник». К сожалению память героев подпольщиков до сих пор не увековечена, могила их не найдена, их даже нет в Книге памяти Богучарского района. Как мне удалось узнать, такая учесть постигла многих, кто шел по закрытым спискам архивов НКВД.
Сейчас, через 73 года после освобождения города Богучар, скажу одно, умирая, они знали, что дело, которому он отдал всю свою жизнь, не умрет. Они были уверены, другие товарищи будут бороться до тех пор, пока не победят врага.
Семья Шабельских 16 июля 1944 года получила письмо от Ивана Туркенича. В нем были его фронтовой фотоснимок с теплой надписью и такие строчки: "За смерть своего любимого дяди Степана я жестоко отомщу фашистам".