Ирония судьбы Эльдара Рязанова

Николай Иванович Кирсанов
               Ушел из жизни большой мастер кино Эльдар Рязанов.
               О мёртвых принято говорить либо хорошо, либо ничего кроме правды. Мне хочется сказать о нем и хорошо за его прекрасные фильмы, и правду, которая, может, кому-то и не понравится. Начнем с правды.

               «Я очень многие поступки Ельцина одобряю. Но единственное, что я не могу ему простить, это то, что он назначил такого преемника..., который, во-первых, просто поднял опять, так сказать, то, что было отодвинуто историей – слой этих жадных, страшных, темных людей, которые представляли у нас самые страшные, злые силы, за которыми стоят толпы казненных, окровавленных и так далее, и так далее. Вот это простить я ему не могу, к сожалению».
               «И каждый раз, делая «Карнавальную ночь» или «Берегись автомобиля» я выдавливал из себя раба и преодолевал страх перед советской властью»
               Это высказывания  Эльдара Рязанова.
 
               Интересно, какие же «очень многие поступки Ельцина» он одобрял? Может, пьяное дирижирование оркестром берлинских пожарников, или то, как он по-маленькому оправлялся у колеса самолета  на глазах у встречавших его иностранцев?  Или его пьяный сон в Ирландии и последующее пьяное объяснение этого в Москве: "охрана, паньмашь меня не разбудила!", или расстрел танками собственного парламента в 1993 году?  Или одобрял его  за то, что он, как недавно сказал писатель А.Проханов, «разрушил Советский Союз, разрубил русский народ на части, сделал Россию государством, которое управляется из Америки»? А вот за то, что Ельцин назначил своим преемником Путина, Эльдар простить ему этого не мог.

               В марте 2014 он подписал  письмо отдельных членов российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» своим коллегам из Украины, осуждающее российскую «военную интервенцию» на Украину. Это явный выпад против русских в Крыму, против Путина.

                Странно как-то  получается: пока Эдьдар «преодолевал страх перед советской властью», эта ужасная власть, это страшилище осыпало его наградами и званьями.
                Заслуженный деятель искусств (1965 г)
                Орден Трудового Красного Знамени (1969 г)
                Народный артист РСФСР  (1974 г)
                Гос. премия СССР за фильм «Ирония судьбы» (1977 г)
                Орден Трудового Красного Знамени  (1977 г)
                Народный артист СССР (1984 г)
                Орден Дружбы народов (1987 г)
И это еще не полный перечень наград.
 
               Я, как и многие в нашей стране, высоко ценю его творчество, особенно те фильмы, которые были сделаны в советское время. Тогда он делал прекрасные фильмы, которые и сегодня смотрятся  с большим интересом, чего не скажешь о фильмах, сделанных уже после  крушения СССР и советской власти.

               Ни один его фильм, сделанный в постсоветское время,  не может сравняться с работами советского периода.  Вряд ли могут запомниться  фильмы «Старые клячи», «Предсказание», «Небеса обетованные», «Привет, дуралеи!», «Тихие омуты», «Карнавальная ночь-2», «Ирония судьбы. Продолжение» и другие, сделанные в постсоветское время, как запомнились фильмы, сделанные в советский период, когда он их делал в страхе перед советской властью. По мне так лучше бы он не избавлялся от этого страха,  который действовал на него так плодотворно.

               «Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все, сразу и много и при этом не работать. Русские сказки – это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатий не вызывает. Лучшие люди России всегда существуют вопреки ему», - заявил как-то в интервью Э.Рязанов.

                Выходит, существовал и творил он не благодаря, а вопреки этому русскому менталитету. Это подтверждается его же стихотворением:
«Жить бы мне
В такой стране,
Чтобы ей гордиться.
Только мне
В большом говне
Довелось родиться...»

                Экзюпери, говоря о прекрасных, талантливых людях, подчеркивал: «Задача моя отнюдь не в том, чтобы заставить вас восхищаться прежде всего этими людьми. Восхищения достойна прежде всего почва, их взрастившая».
                Мы, конечно же, восхищаемся талантом Эльдара Рязанова, подарившего нам замечательные фильмы, но восхищения, прежде всего, достойна почва его взрастившая. И почва эта была советская, благодатная и плодородная для взращивания таких талантов, как Эльдар Рязанов. Так что родился он не «в большом говне», а в России, на почве которой выросли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький, Шолохов, целая плеяда замечательных русских и советских поэтов, деятелей театра и кино. На этой же почве вырос и Эльдар Рязанов.

                «Но Россия... Вот это глыба...Лишь бы только Советская власть!..." – сказал когда-то Сергей Есенин. Советской власти больше нет, и вряд ли появятся еще такие таланты, как Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук, Иван Пырьев, Леонид Гайдай и другие кинорежиссеры, достойные восхищения. Да и такие мастера кино, как Эльдар Рязанов тоже вряд ли появятся.

«Проснусь под утро... Долго не засну...
О как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
покамест никому еще не видно.
 
Богатства я за годы не скопил...
Порою жил и трудно, и натужно.
В дорогу ничего я не купил...
Да в этот путь и ничего не нужно».

Это одно из последних стихотворений Эльдара Рязанова

Самое главное  богатство Эльдара  – это его фильмы, сделанные в советское время. В них его бессмертие.

             Пусть земля ему будет пухом.