Веллер, ты не прав 2

Виктор Санин
Иллюстрация из интернета

Люблю читать Михаила Веллера: умен, тонок, ироничен. Блестяще играет словами. Сюжеты – залюбуешься. Идеи – ахнешь. Причем он стабильно интересен своим эпосом, но при этом нисколько не отталкивает философией!

Недавно дело было. С удовольствием читаю «Представления» (Санкт-Петербург, 2004). И все убедительно, логика безупречная, разложена эта самая жизнь по полочкам. Первая часть КАССАНДРА. В главе «Закон» встречаю интересный сюжет. Михаил Иосифович рассказывает историю, как предали казни какую-то даму.

«Странно, - думаю, - не знаю я об этом ничего!» Сюжет на все века. Это же какую мыльную оперу можно сделать! Однако была в моей биографии страничка, когда я изучал, а потом и преподавал зарубежную литературу. И зародились сомнения.

Раньше забыл бы, пока дошел до полки с энциклопедией, но жизнь-то сейчас, как писал советский детский писатель, «совсем хорошая»! Полез наводить справки. И даже обидно стало. Настоящее Веллер отражает великолепно, а прошлое почему-то под него слегка не подстроилось.

Он пишет: «…Франческа да Римини устроила смерть отца – изверга, насильника, кровосмесителя – чтобы спасти род от несмываемого позора, отца же от позорной казни, или, как вариант, себя и прочих возможных невинных жертв от незаслуженных мук и смерти. И – дело тамошней уголовкой было раскрыто. Народ рыдал от жалости, палач сморкался, но голову несчастной отрубили. Хоронили – весь город в цветах. А что делать? Закон должен быть соблюден…»

Но! Википедия информирует о другом.
Все было не так. Вернее, совсем не так.
Во-первых, папа не домогался Франчески Римини. Ну, не был он педофилом. Да и к инцесту не склонен был. Более того, устроил ей выгодный брак. Выгодный для всех.
Да… муж был чуть-чуть симпатичнее чешуйчатого бородавочника. Это так. Страшный, не молодой, хромой. Но зато знатен и богат. А с лица, как известно, воду не пить. И жила за мужем Франческа неплохо. Может быть, и грустила. Может быть, и была слегка обижена на отца, но не убивала она его. И вообще потом стерпелось и слюбилось. Дети родились: девочка и мальчик. Так оно и шло бы, да вдруг на горизонте возник Паоло.
Впрочем, даже не совсем так, я тоже вру. Сначала возник Паоло, так как приехал жениться «по доверенности». Младший брат будущего благоверного был красавец, как назло. Сразу дрогнуло сердце Франчески. И замуж пошла охотно. И приехала в мужний дом, и ночь свадебную провела. Утром увидела настоящего мужа, ахнула, охнула, а что поделаешь. Штамп уже в паспорте!

И потом она снова видела Паоло, да и не раз. Страдала, но виду не показывала. Только однажды подкосились ноги. Да и колени раздвинулись ненароком…
А тут – откуда ни возьмись – муж. Надо же такому случиться. Итальянцы и сейчас народ темпераментный, а в XIII веке и вовсе были неудержимыми. Впрочем, и в нашем холодном климате редкий мужик побежит за свечкой. Тут ведь честь должна быть спасена мгновенно.

Выхватил муж кинжал. В то время холодное оружие было атрибутом одежды у знатных сеньоров. И поднял руку на брата. И опустил… Показания свидетелей, как все произошло, расходятся. Сегодня уже под протокол не запишешь. Много с той поры крови утекло. Одни утверждают, что Франческа закрыла собой любимого и сначала она под рукой пала, а потом Паоло. Другие говорят, что была шпага, а не кинжал, и пронзила она влюбленных насквозь. Третьи…
Друзья. На этот сюжет столько всего написано! Читать – не перечитать, слушать – не переслушать, смотреть – не пересмотреть. Но Веллер был чуть-чуть не прав…

Теперь думаю, кого же казнили, что весь город плакал? Кто папку уконтрапупил?