Царская фамилия. часть 7. испытания

Анна Куликова-Адонкина
        Шли годы, дети выросли. Старший Валера поступил в институт, за ним и другие определялись в жизни. И только Мария Никитична по - прежнему лечила людей, помогала советами, бегала  в клуб на  репетиции, где  создали  ставший  известным  на  всю  область фольклорный  ансамбль «Желанушка». За плечами стояла пенсия.

        Беда пришла в дом нежданно. Володю, её единственного любимого красавца -богатыря, свалил инфаркт. Не просто так даются людям работа без отдыха и на нервах. Последнее время он уже лежал, и когда видел,что его Марийка сильно  горюет,просил:

        - Почитай стихи, Маша, душой почитай.

        И она всегда начинала с Грибачева:
 
        Сердце  мне  сказало: « Я устало,
        Не кори меня и не вини.
        Вспомни, как нас в жизни помотало, 
        Глянь, какие дали позади…»

        Чувствуя  близкую смерть,он говорил:

        -Маша,не убивайся за мной. Мы прожили хорошую светлую жизнь:де-
ревья и цветы сажали, детей  растили, за  богатством не гнались, новую  жизнь  строили, внуков нянчили. А если  вспомнить, что в реке тонул, да спасли, из  ружья, думая, что не заряжено, пальнул, да пуля  мимо пролетела, то судьба очень даже благосклонна к нам была...
       
        Вспоминала слова Володи Мария Никитична,но позже. А поначалу ходила по  уже осевшему почти до окон родному дому, как потерянная. Но время-лучший из врачей: можно на могилку сходить и его любимые ландыши  посадить, поговорить, рассказать о детях и внуках, которые не забывают любимую маму и бабушку…

        На  центральной стене её светелки - вернисаж. В центре - портрет  главы  династии Никиты Романова. Вокруг дети, внуки, правнуки, родственники. Они смотрят на неё кто строго, кто с улыбкой. Такие дорогие и близкие,незабываемые…
   
        В последнее время  многие ученые - филологи  склонны считать,что  люди с одинаковой  фамилией имеют общие корни. Мария Никитична ни в коей мере не  претендует на причастность к царской фамилии. Но жизнь свою прожила по-царски не в смысле власти и богатства, а в смысле духовности. И царскую  фамилию, а главное отцовскую, не посрамила. В свои 87 лет в теплое время года выходит она во двор, садится на скамейку и негромко поет песни дорогих людей. И кажется ей, что они рядом, что они с ней…