Умейте прощать

Матосян Ерануи
Надя тихо зашла в комнату матери.
- Боже, за что мне такое ? За что?- сквозь слёзы прошептала Марина.
- Мама! - Тихо позвала маму Наденька.
Марина вздрогнула от неожиданности, потому, что утопая в боли прошлого, она не слышала, как дочка зашла в её покои.
- Да, милая,- тихо ответила она,- слушаю тебя.
Надя подошла, обняла маму и спросила:
- Ты всё в душе обвиняешь папу, за все беды, что мы прошли с тобой?
- Конечно! Если бы он не бросил нас, то мы бы сегодня с тобой, не оказались в таком  положении.
- Мама, ты не обидишься, если я тебя кое что скажу?
- Конечно нет родная!
- Я так понимаю этот мир мама, если кто-то уходит, значит надо отпустить и простить. Этот человек не обязан всю жизнь решать проблемы других, даже  своих близких. Если он посчитал, что его жизнь должна проходить в другом окружении, это его право! Мы, каждый, должны сами себе помогать!
- Эх, дочка, ты пока слишком мала, чтобы понять все тонкости жизни! Тебе всего лишь шестнадцать лет!
- Ну и что? Я уверена, что именно все тонкости жизни я чувствую душой и понимаю! - возразила Надя.
- Тонкости поймёшь лишь тогда, когда вырастешь, и когда жизнь тебя затянет в свою воронку!
- Нет мама,- грустно улыбнулась Надя,- это неправда, что лишь душевная боль и возраст решает статус разума. Часто бывает так, что мы, молодые, намного больше понимаем, чем Вы, взрослые. Прости меня мама, это я не о тебе, а в общем!
- Нет, такого не бывает.
Марина занервничала. Она   поднялась с пастели, одела свои любимые мягкие тапочки, подошла к окну, отодвинула шторы, и стала смотреть на улицу.
- Ненавижу его!- Почти крикнула она.
- А ты любишь меня?- Неожиданно спросила Надя.
- Я без тебя жить не могу,  не то, что  люблю!
- Нет мама, ты меня не любишь,- тихо сказала Надя.
Марина перевела взгляд из окна, на дочку. В её глазах было неописуемое удивление.
- Дочка! Ты что?
- Я права!
- Родная, ты что?  Ты смысл всей моей жизни!
- Как можно ненавидеть человека, который твою жизнь наполнил СМЫСЛОМ?!
- Ты одно с другим не путай!- Рассердилась Марина.
- Вот именно, что я ничего не путаю! Мама, что случилось между Вами, ты постарайся простить ему всё это! Ведь благодаря ему, у тебя есть самое драгоценное - Я!
 Надя закрыла глаза ладонями и стала тихо плакать. Марина подбежала к ней, обняла и прижала к груди.
- Родная! Милая! Не плачь!
- Мама! Ты у меня достойная женщина! Ну почему в себе держишь недостойные мысли?! Ненавидя моего отца, говоря об этом, ты делаешь мне больно! Ведь он мой отец! Мой!
Она кулаком била себя в грудь.
- Успокойся родная, умоляю!
- Успокоюсь только тогда, когда ты поймёшь, чтобы ни было, чтобы не случилось, я его дочь! Какой бы он ни был, и каким не станет, кровь водой не разбавишь, я его род , из его крови и плоти! Если в жизни у меня ничего хорошего не случится, то это будут не ошибки отца, а твои!
- Ты с ума сошла Наденька? Какие страшные вещи ты говоришь!
- Я говорю истину мама! Ненавидя того, кто дал мне жизнь, ты преградишь все добрые пути, передо мной ! Я утону в твоем гневе, ибо я частица человека, которого ты не хочешь простить! Ведь чтобы было ему больно, должен страдать не он, а его ребёнок! Только тогда он поймёт свои ошибки ...
 Она посмотрела в глаза матери, совсем не детским взглядом. Обняла маму за плечи руками,  и продолжила:
- Ты понимаешь,  о чём я говорю , мама? Так поступила твоя мама, когда дедушка ушёл от неё. Ты видишь, как сложилась твоя судьба? С тобой тоже так поступили! Ты сама это сейчас видишь, когда отец ушёл от тебя, дедушка стал постоянно звонить, переживает за тебя! Помогает чем может, верно?
- Верно! А причём тут это?
- При том, что дед, почувствовал ужасную боль, потому, что его дочка страдает! Дед смотря на твою боль осознал, каким  он был подлецом в отношении бабушки! И если ты, как бабушка, не простишь отца, то знай, что я сама повторю твою судьбу! Всё идёт по кругу мама! И кто сказал, что мы, молодые, уж такие неразумные, чтобы не понять эту истину!
 Надя замолчала. Марина впала в тяжкие раздумья. Эта пауза длилась почти пол часа.
- Боже! Надя! Умница моя!!!!!!!
 Марина обняла дочку и стала её целовать!
- Как я об этом не подумала! Боже! Вот почему во все века говорили, что дочери часто повторяют судьбу своих матерей! Боже! Вот где истина!

 Через день, Людмила Владимировна позвонила Павлу Карповичу и сказала, что прощает его ошибки молодости. И ещё , впервые, спустя 38 лет, она поблагодарила бывшего мужа за дочку. Павел Карпович не смог ничего ответить, а за то , Людмила Владимировна ясно слышала, как он от радости плачет в трубку.

Прошло пять лет. Надя вышла замуж и родила двойню. После выписки из больницы, устроили праздник , в честь маленьких богатырей. За одним столом сидели счастливые люди: Григорий, счастливый отец малышей,Людмила Владимировна, Павел Карпович, Марина со своим  мужем и отец Нади, Рафаэль, со своей  женой.
  Когда налили стаканы, все встали. Людмила Владимировна произнесла первый тост:
- Давайте выпьем за прощение и понимание, которые людям помогают стать счастливыми.

Заканчивая мой рассказ, хочу сказать:
 - Никогда не держите в себе обиду, ибо Вы так портите жизнь своих детей. Умейте прощать того, кого есть хоть за что -то поблагодарить!
 С любовью Ваша Ерануи