Иное мнение

Анатолий Жгун
Поездки всегда связаны с разнообразием новых ощущений и эмоций.
Постоянство и в территориях, и в людях, как бы малоподвижный стереотип суждений и видимых картин жития и себя, приостанавливает в развитии.
Поездка – быстрая сменяемость территории,  живой, бурлящий, многоликий поток людей, хотя и составляет поверхностное различие, но и приводит к ощущениям неизвестного. Да, поначалу можно кое-что узнать о социальном положении, в смысле материальной обеспеченности, и другие факторы.
Малое пространство, купе, напротив друг друга, даже глаза отвести в сторону, не встретившись в упор, нельзя. И разные взгляды. Люди с охотой и желанием пребывают в обществе вровень с собой.
Герой Бунина, старый архивариус, подметил, что даже два стебля пшеницы не могут расти вровень, обязательно один будет выше другого. А высота уровней благообеспеченности у людей, вне сомнений, будут различны в своем уровне.
Высота жизненного положения позволяет смотреть на пониженный уровень с каким-то  предосуждением, что я лучше его: у меня фирменная одежда, таких драгоценностей на пальцах его рук нет, как у меня. Тогда пониженный уровень высоты в отношении себя может ощущать высокомерие и надменность. Интересного и поучительного разговора не получится.
Однако в этих случайных встречах можно услышать откровения. Начинаются они обычно с банального разговора:
- Куда едим и зачем?
На лице блондинки, сидящей на противоположной стороне, уходящие следы молодости уже сочетались со следами старости, отображалось состояние человечности и доброты.
- Еду в Севастополь.
- А где живете?
- На территории оккупированной Черноморским флотом России.
У собеседника, находящегося в противоречии с подобной оценкой происшедших событий в Крыму,  появляется интерес: как складывалось подобное убеждение и чем оно вызвано?
В состязательности разговора начинает применяться логика, соответствующая пониманию происходящего обеих сторон.
- Был ли референдум среди населения Крыма о возможности присоединения Крыма к России?
- Да, был.
- И каковы его результаты?
- Да, за присоединение к России высказались немногим больше 50% населения Крыма, но не в таких преобладающих размерах, какие огласила новая власть Крыма.
- Но, принципы демократии обязывают меньшинство подчиниться большинству. И тогда случившееся происходило в пределах развития закономерностей. И почему власть Украины не пожелала принять участие в проведении референдума?
Подобная логика заставила задуматься собеседницу. Она не могла ничего противопоставить серьезного, но свои доводы все же имела.
- Являясь преподавателем в высшем учебном заведении специального профессионального курса, стараюсь не участвовать в политике, она меня не привлекает. Поэтому, должны ли были официальные власти Украины принимать участие в референдуме, не мое решение вопроса, но знаю, что он проводился не в соответствии с Конституцией.
- А, знаете ли, что Конституция, отцом которой является первый президент Украины Кравчук, не предусматривает возможности проведения референдума какой-либо громадой общества? В ней есть положения о праве определенной части народности на самоопределение, но они изложены так, что практически не осуществимы. Украину Кравчук, как государство, определил как унитарное государство. Подобная ситуация позволила радикальным силам запретить даже родной язык другим меньшинствам официально.
- Не желаю разбираться в политике, однако честно ощущаю удобства и неудобства нахождения в России. Первоначально, когда повысились заработные платы и пенсии в соответствии с российскими нормами, жизненный  уровень у нас вырос, рынок был наполнен украинскими товарами с более низкими ценами. А когда Крым перешел только на русские денежные отношения  и Украина ограничила поставки продовольствия, то российские тарифы и цены понизили уровень жизни. При наличии украинских продуктов и цен даже жителям Краснодарского края выгодно было покупать в Крыму водку и продукты сельского хозяйства и  животноводства.     О том, где лучше было в Крыму в составе Украины или России, сужу не по политическим мотивам, а по социально-бытовым условиям. Сейчас фактически не могу на автомашине проехать по Украине, железнодорожный транспорт через Украину не ходит. В европейские страны также невозможно въехать на автомобильном транспорте, если у тебя российские номера. В былые годы Украина материально жила лучше. Время смуты пройдет, и Украина вновь может оказаться в превосходстве. Самое малоприятное текущего момента состоит в неопределенности развития будущих событий.  После присоединения Крыма к России часть граждан выехала в Украину, часть еще колеблется и боится неопределенности,  установившийся порядок в Крыму не устраивает, неопределенность подвергает сомнению целесообразность возможного принимаемого решения – остаться  в Крыму или уехать на Украину.  Мои убеждения подсказывают, что я должна выехать на Украину. Пока не принимаю подобного решения, потому  что российские власти допускают нахождение лиц с украинским гражданством в Крыму. Однако, среди журналистов уже дебатируется вопрос, что лицам, не сменившим гражданство на российское, будет предложено выехать на Украину. Тогда я, вероятно, перееду в Киев.
Если предметно ознакомиться с пропагандой двух государств России и Украины и текущими событиями в Крыму и на Донбассе, то невольно напрашивается вывод – идет пропагандистская война, в которой обе стороны ничем не брезгуют, как бы не были отрицательны, от них никто  не отказывается, никто из них не может сказать «честь имею». Ни у кого чести нет. А если выслушать только одну сторону, то ей хочется представить себя поборником справедливости и демократии.
Происходит «обалдение» сознания большинства граждан, а оголтелое меньшинство, стремящееся к власти, с человеконенавистничеством и неистовой злобой в своих притязаниях пользуется этим зомбированием, пытаясь здравый  смысл подменить лжепатриотизмом в своей гнусной пропаганде.
Страдание и горе у одной стороны вызывают радость и умиление у другой стороны. Трудно представить, чтобы вопрос о гражданской войне в Донбассе, карательной операции или антитеррористической операции (как бы ее не называли, но все равно это насилие), был бы поддержан большинством населения. Однако, эгоистические устремления рвущихся к власти и находящихся у власти, в виду узкости своих воображений, совершают ошибки и причиняют страдания большинству населения.
«Околпачивание» сознания масс является необходимостью правящих кругов  для своей узкокорыстной политики, ибо соответствующий уровень сознания не позволит проводить политику меньшинства. Каким бы мнение не было противоположным, но оно имеет свое место и право на существование, и если бы институты демократии работали бы соответствующим образом, то приведение к общему знаменателю было бы неизбежным и  вне пределов насилия.


Сентябрь 2015г.