Труд. Работа. Занятость

Михаил Шаргородский
Для абсолютного большинства граждан труд, чаще всего по найму, является основой нашего бытия.
Закончив учебу, в том числе и в Высшей школе, человек начинает свою трудовую деятельность.
В большинстве случаев ; это совершенно новый мир, со своими законами и правилами поведения. И к ним-то зачастую и оказываются абсолютно неподготовленными новички.
Вчерашнему полубездельнику необходимо целый день не просто быть на работе, но и делать какое-то дело. При этом, если трудно, никому не пожалуешься. Ведь рядом ничем не хуже тебя люди, которые молча делают свою работу.
А если попал туда, где тебе совершенно не нравится? Ну и что? Закон суров и никому не дает скидки.
Работу всегда надо делать хорошо, вне зависимости от того, нравится она тебе, или не нравится. Конечно, спора нет, гораздо лучше делать ту работу, которая нравится.
Поэтому, безусловно, любой ценой надо стремиться к такому делу, которое человеку нравится. Быть может к тому, к которому он с детства себя готовил.
Разумеется, к такому делу легче адаптироваться, и результат, чаще всего, более весомый.
Но если не удалось найти такую работу? Что делать? Ведь жить как-то надо? К тому же, далеко не всегда за спиной есть такая поддержка, которая способна длительное время «удерживать тебя на плаву», пока найдешь работу, соответствующую твоим требованиям.
В таких случаях выход один: браться за то, что есть, в надежде на то, что постепенно удастся переместиться на более подходящее место.
Вот тут-то и начинаются настоящие сложности. Зачастую человек нелюбимую работу делает далеко не лучшим образом, а нередко и попросту плохо.
Терпеть этого никто не хочет. Человека куда-то переставляют, а зачастую и попросту увольняют. Он вынужден искать другую работу, которая в большинстве случаев ничем не лучше предыдущей. К тому же, репутация уже безнадежно испорчена, а исправить ее - ой как нелегко!
Поэтому человек с детства должен быть приучен к тому, что любое дело, любую работу надо делать так, как будто это Божье поручение, от успеха которого зависит не только твоя жизнь, но и судьба всех твоих близких.
Если с детства, по каким-либо причинам, не удается получить подобные навыки, придется в последующем, уже во взрослом состоянии, самому себя приучить к нужным подходам. Это, конечно, труд, и не малый, но другого достойного пути нет.
Весь мир уже более двухсот лет восхищается легендарной личностью Философа Иоганна Гете. Но очень во многом он сам себя создал таким, каким его знает весь мир. У него было слабое здоровье. Он страшно боялся высоты, не мог переносить ни малейшего шума, у него была крайне слабая психика и т.д.
Чтобы побороть страх высоты, он заставлял себя многократно подниматься на соборную колокольню. Чтобы преодолеть неприятие шума, он приходил в казармы и подолгу слушал солдатские барабаны, а нередко маршировал вместе с солдатами под дробь барабанов. Чтобы укрепить психику, он часто посещал больницы и подолгу следил за хирургическими операциями.
В результате этих и подобных им других действий, ему еще в молодости, почти полностью удалось избавиться от своих слабостей и предстать перед миром именно таким Великим, каким его и запомнили на века.
По сравнению с этим, преодолеть в себе неприятие нелюбимой работы, представляется не слишком большим героизмом.
Мне думается, что чрезвычайно важно, вместе с молоком матери, внедрить в сознание своего ребенка, что есть очень жестокое слово «НАДО».
К этому важнейшему понятию пристраивается весь шлейф последующих прав и обязанностей, определяющих всю человеческую жизнь.
Но ведь труд - это не только та работа, которую мы выполняем на службе. Есть еще дом, семья, общество. Перед всеми ними порядочному человеку надлежит выполнять какие-то обязанности. И все они не должны быть в тягость.
Если человек приучен к труду (вне зависимости от того родители ли приучили, или он сам познал эту науку), он во всех перечисленных ситуациях чувствует себя вполне естественно. С ним приятно общаться.
Позволю себе привести два примера.
Один мой приятель постоянно жаловался, что после выхода на пенсию, он буквально умирает от безделья. Вставая утром, он с тоской думал: - о Боже, что я должен делать такой длинный день? Ничем не мог себя занять. Отсюда вечная тоска, депрессия и все остальные беды, которые гораздо раньше времени свели его в могилу.
Другой пример. Мой брат. Всю жизнь работал зубным техником. Когда постарел, пациентов, естественно, уже не было. Но он настолько привык всю жизнь быть в деле, что без этого просто жить не мог.
И когда ему было уже за 80, где-то на улице мог найти старый электромотор, принести его домой, разобрать, делать для него какие-то детали, покупать провода, и, наконец, добиваться полного восстановления. А поскольку мотор ему был не нужен, он еще немало сил прикладывал, чтобы найти, кому его подарить. В этом же порядке что-то чинил соседям, семьям своих детей и т.д. Одним словом, скучать без дела ему не приходилось никогда. Поэтому он и не маялся тем «букетом» неприятностей, которые, как правило, сопровождают безделье.
Мне представляется совершенно бесспорным, что у человека должна быть потребность что-то делать, по крайней мере, просто занять себя, когда к этому придет время.
У разных людей совершенно по-разному складывается их трудовая судьба.
Одни еще в детстве решают, чем им хочется заниматься, и затем всю жизнь следуют по однажды избранному пути.
Это предопределяет их успех на своем поприще. Очень часто эти люди становятся хорошими, а иногда и выдающимися специалистами в своем деле. Их уважают в обществе, считаются коллеги, они сами достаточно комфортно чувствуют себя в своем ареале. Многие из них добиваются самых высоких регалий, причем, не только в своих странах.
Фактически, без подобного рода узких специалистов, знатоков определенного дела, ничего невозможно двигать вперед: ни науку, ни технику, ни культуру, ни даже быт.
Честно говоря, я много раз завидовал специалистам подобного рода, в том числе и своему младшему сыну, английскому профессору математики.
Да, они, как правило, знают только одно дело. Но занимаются им всю жизнь, и знают его досконально. И зачастую, такие специалисты бывают востребованы не только в своей, но и в смежных отраслях.
Так что, я провозгласил почти гимн в честь специалистов высокого класса, но в узких областях своей деятельности.
Но, надо признать, что таких людей все же меньшинство. Ярко выраженное меньшинство. Куда же деваться всем остальным?
По сути дела градация, естественный отбор, идет и во всех остальных отраслях человеческой деятельности.
И среди рабочих, или крестьян, и среди работников всех остальных сфер, постоянно идет, очень часто сам по себе, процесс отбора лучших. Именно они становятся маяками, а иногда и «паровозами» движения вперед.
Вместе с тем, встречается немало людей, которые досконально не знают ни одного дела. Но хорошо зная общие принципы организации производства или даже науки, они способны выступить руководителями, или даже организаторами деятельности специалистов, подготовленных для конкретного дела, гораздо лучше, чем они сами.
В свое время, руководителем Американского атомного проекта был генерал Гровс. Он совершенно не разбирался ни в физике, ни в химии.
Но руководитель был от Бога. Как потом вспоминал научный руководитель проекта Оппенгеймер, без генерала Гровса атомная бомба вряд ли была бы создана. По крайней мере в такие сроки.
Аналогичная ситуация была и в СССР. Только когда проект возглавил маршал Л.П.Берия, ассоциирующийся у большинства населения с кровавыми расправами НКВД, продвижение работ было резко ускорено, и его результативность стала реальным фактом.
Опоздай СССР на 2-3 года, кто его знает, что стало бы со страной?
Зачем я привел эти факты? Только лишь затем, чтобы сказать несколько слов в защиту тех менеджеров, которые досконально не зная ни одного дела, способны разобраться во многих из них, и обеспечить их надлежащее решение.
Такая задача может оказаться не по плечу даже лучшему специалисту узкого профиля.
Так кем же надо становиться? Высоко квалифицированным специалистом узкого профиля, или «дилетантом широкого профиля»?
Когда-то в детской книжке приводились слова поэта: «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Именно это относится и к выбору своего места в трудовой жизни.
Если человек мечтает о яркой карьере, ему с молодости надо научиться четко понимать предел своих возможностей, и с учетом этого идти в нужном направлении, подобно танку!
Ну, а если нет? Ну что ж, можно оставаться и на средних позициях. Ведь таких большинство.
Однако, при всех случаях жизни, надо запомнить как «Отче наш», что всегда следует стремиться вперед, чтобы как-то улучшить свою позицию, даже если это и не получается, все равно такие люди пользуются большим авторитетом и у окружающих, и у работодателей. И в большинстве случаев, рано или поздно, такие усилия дают свой результат.
Во-вторых, я повторяюсь, любую работу надо делать хорошо, вне зависимости от твоего личного отношения к делу, которым приходится заниматься!
В ряду вышеизложенных вопросов стоит еще одно понятие ; «Занятость». Здесь подразумевается не та занятость, которая напрямую связана с трудовой деятельностью.
Начиная с раннего детства, у человека образуется свободное время. Чем и как его занять?
Чаще всего, организацией использования свободного времени занимаются родители. Во что-то играют с ребенком, что-то читают ему, идут гулять и т.д. В результате, человек вырастает совершенно не приученным организовать свое свободное время. В последующем отсюда возникает хроническое безделье, и все вытекающие из него крайне отрицательные симптомы.
Поэтому, одной из главных задач воспитания ребенка в семье, следует рассматривать вопрос приучения его к самостоятельному умению занять себя. Здесь годится почти все. Игры. Рисование. Чтение. Рукоделие. Да все, что угодно, и что не приведет к разгрому в доме, или к нарушению его безопасности.
Если это удается, то, как правило, сохраняется на всю жизнь.
Очень часто, даже после завершения трудовой деятельности, такие люди не только чувствуют себя всегда занятыми, но им даже не хочется тратить время на то, что они считают недостойным их внимания.
Я знаю очень много примеров, как полного безделья, так и предельной занятости лиц, находящихся в равных условиях.
Очень часто мне хотелось понять, а почему?
Ответ почти всегда был один - все это заслуга или недостаток уровня семейного воспитания.
Очень редко встречались случаи, когда человек сам воспитал в себе эти и многие другие нужные и полезные качества.
Глубоко убежден, что такие люди заслуживают поклон от тех, кто рядом с ними, хотя наиболее выигравшей стороной являются именно они, носители этих качеств.