Дядя Миша

Василий Мохов
C дядей Мишей мы познакомились в бане на 17 линии Васильевского острова, он, как и я, ходит туда по пятницам. Знакомство состоялось не сразу, а постепенно. Сначала просто раскланивались. У него своя небольшая компания, у нас своя, но когда собираемся вместе в парной, нередко возникают общие темы для разговора, в нашем случае это был футбол и качество пара. Несмотря на то, что дядя Миша разменял уже восьмой десяток – парильщик он заядлый, и парится так, что иному молодому здоровья не хватит с ним потягаться. Любовь к жаркому пару у русского человека в крови, но у дяди Миши есть ещё пара дополнительных причина. Во-первых, давно беспокоит колено. Доктора предлагали сделать операцию на суставе, но он врачам не очень доверяет и пока обходится народными средствами.
- Дядь Миш! У нас на работе кладовщик тоже с коленом мается, так он молодые лопухи на ночь к колену приматывает. Ты не пробовал?
- Лопух? Нет, про лопух не слышал. Мне говорили, что кленовый лист, если распарить и тоже на ночь к колену приложить – помогает.
- Так ты прикладывал?
- Нет ещё, но надо попробовать, а вообще-то мне после парной легче становиться.
Вторая причина для любви к парной – это то, что за свою жизнь, холода он натерпелся предостаточно. Дело в том, что дядя Миша много лет до самой пенсии работал водолазом. В том числе и на севере. Вот и приятно ему теперь погреть косточки. А в парной какие разговоры? Известное дело – анекдоты да про футбол. А про Зенит дядя Миша может говорить сколько угодно, он болельщик со стажем.
- Я на Кировский стадион ходил смотреть матчи, когда ещё Лев Бурчалкин играл!
Если у вас возникают вопросы по расписанию матчей, или по положению в турнирной таблице, или по трансферным окнам – это к дяде Мише. Характер у него бесхитростный и простодушный. На шутки реагирует редко, предпочитает говорить по делу. Однажды говорю ему:
- Давай телефонами обменяемся.
- А зачем?
- Ну, мало ли… Вот я к бане ближе тебя живу, узнаю, допустим, что она по техническим причинам закрыта, тебе позвоню, чтобы зря с другого конца острова не ездил.
- А, ну записывай – и диктует мне номер домашнего телефона.
- Может лучше мобильный, он у тебя есть?
- Да есть, только я его номера наизусть не знаю и с собой никогда не ношу.
- А зачем же он тебе тогда нужен?
- Я сам сначала так думал, но однажды он меня сильно выручил. На дачу я его с собой на всякий случай беру. Хотя там у нас не дача, а одно название, вагончик. Вот однажды я приехал туда один, моя что-то приболела.  Рюкзак с вещами в домик бросил, сапоги натянул, корзину в руки, и в лес, грибы собирать. Вернулся под вечер. Подхожу к двери, хлоп – хлоп по карманам, а ключа-то и нет! В лесу где-то выронил. Темнеет уже, а у меня в рюкзаке всё осталось: и деньги, и документы и продукты. Что делать? И соседа по даче как назло нет, только завтра должен приехать. Вот тут мне этот мобильный и пригодился. Звоню жене – так мол и так – она созвонилась с соседом, а он уже позвонил мне и сказал, где у него на даче запасной ключ спрятан. Разрешил переночевать у него и если что найду в холодильнике, чтобы поужинал. А на утро он уже сам приехал и привёз мне от жены запасной ключ. Я потом своей говорю: « Надо бы бутылку купить и пригласить к себе соседа» - и она согласилась! – На слове «согласилась» дядя Миша делает особое ударение, и победоносно смотрит на меня, мигая глазами.
- Неужто согласилась? – Пытаюсь я подтрунить над ним.
- А то как же! И мы с соседом эту бутылку выпили!
- Да, серьёзная у тебя жена, контролирует тебя с выпивкой.
- Ничего она не контролирует, и когда по делу, всегда разрешает. Вот помнишь в июне, когда Зенит выиграл очередную игру и заранее стал чемпионом?
- Конечно помню!
- Я матч досмотрел и говорю ей: «Ну что, Зенит только что чемпионство оформил, как хочешь, а я пошёл за маленькой» - и она опять согласилась! Оделся я, обулся, зенитовский шарф на шею, и иду в магазин. А по другой стороне улицы парень с девушкой идут, тоже в таких шарфах. Я поднял руку и кричу им: «Зенит чемпион!» Они ко мне прямо через дорогу перебежали и ну меня обнимать и целовать!
- И что же потом было?
-Да ничего. Они своей дорогой дальше пошли, а я купил маленькую, выпил её за ужином и спать лёг – вот и всё.
- Да дядя Миша, подфартило тебе в тот день! И за Зенит порадовался, и на маленькую добро получил и с молодухой наобнимался и нацеловался!
В баню дядя Миша всегда приходит с двухлитровой бутылкой кваса, с пивом я его ни разу не видел.
- Ты что же, пиво совсем не пьёшь?
- Да почему же не пью?  Пью, только в бане мне больше квас нравится. А пиво с похмелья хорошо.  Я как-то ехал рано утром на электричке из Ломоносова, мы там с однокашниками по морскому училищу встречались, ну и отметили это дело как следует. Еду я, а голова трещит невозможно! Приехал на Балтийский вокзал и думаю, что если сейчас же кружку пива не выпью, до дома не доеду. А где эту кружку взять? Утро, и все ларьки ещё закрыты, и тут вспомнил, что рядом с вокзалом баня есть, и там в люксе, пиво прямо с открытия продают! Я туда почти бегом! Поднимаюсь на третий этаж в люкс, а банщик мне говорит:
- У нас пиво отпускается только посетителям, которые в нашем классе моются.
- Пробую его уговорить, умоляю почти, а он ни в какую.
- Ничего знать не хочу, не положено!
- Пришлось мне опять на первый этаж спускаться. Покупаю билет в класс люкс, поднимаюсь снова на третий. На, говорю, нажрись, и наливай скорей пиво! А он мне в ответ:
- Я же тебе ясно сказал, тем посетителям, которые у нас моются, а ты сухой и даже одетый.
- Надо было убить его прямо там же, но я как миленький пошёл, разделся догола, намочился под душем и опять вернулся к нему.
- Вот теперь другое дело! Получай свою кружку, с тебя пятьдесят копеек.
- Выпил я это пиво, которое досталось мне втридорога, и домой поехал. А что делать? Когда голова на куски раскалывается, еще и не на такое согласишься.

После того, как от души нахлещешься веником в парной, а потом постоишь под ледяным душем, приятно посидеть и отдохнуть в раздевалке, накинув на плечи полотенце или простынь. Кто бутылочку с пивом открывает, кто квасом балуется, а некоторые приносят с собой чай в термосе и угощают друг друга.
- На-ка, хлебни моего с мятой.
- Спасибо, а ты моего на шиповнике.
Кто-то приносит с собой газеты или даже книгу. Изредка приходит высокий и худой мужчина, чем-то похожий на дьякона. У него чёрная окладистая борода и гладко зачесанные волосы. После парной он сидит, завернувшись в простыню, прихлёбывает чай и держит на коленях папку с нотами. Ни на кого не обращая внимания, он пролистывает лист за листом, шевеля губами и чуть заметно раскачивая головой. Про него говорят, что он, скорее всего, поёт либо в театре, либо в церковном хоре, а живёт в коммуналке.
А вот компания дедов. Дедам лет по 70 -80!  Двое в простынях, один в махровом халате, сидят, пьют чай и травят анекдоты, отсвечивая раскрасневшимися после парной  лысинами. Появляется четвёртый, он коренастый и широкозадый, за спиной рюкзак, идёт в раскоряку, опираясь правой рукой на костыль, в другой руке веник. Компания приветствует пришедшего:
- О, Юра, наконец-то! Ты чего опоздал?
- Трамвай ждал – широкозадый здоровается со всеми за руку и снимает рюкзак – а Вовка где?
- Вовки сегодня не будет.
- Что, опять прихватило?
-  Нет, он всех своих сегодня в театр отпустил, а сам с правнуком сидит.
- Вот носят их черти в банный день по театрам, как будто другого времени нет. Ну да ладно, слава богу, что здоров.

Однажды, мы избрали какую-то странную тему, разговор зашёл о старообрядцах. Вспомнили и протопопа Аввакума и боярыню Морозову. Затем, как-то само собой, стали говорить о казачестве. К дяде Мише его приятели ещё не подошли, и он, чтобы не скучать в одиночестве, подсел со своим квасом к нам. Когда говорили про старую веру, молчал и слушал, а когда заговорили о казачестве, оживился.
- А меня в девяностые годы в казаки приглашали записаться.
- Как это в казаки записаться? – Удивляюсь я – Это что, как в кружок «Умелые руки» что ли?
- Уж не знаю как там насчёт кружка, а уговаривали долго, только я отказался.
- А чего же ты отказался? – С улыбкой спрашиваю я, абсолютно уверенный, что дядя Миша наконец-то решил пошутить. – Теперь на коне в баню бы приезжал.
- Ну какой из меня казак? Я к этому коню даже не знаю с какой стороны подходить. А потом, я же неверующий, а они любое дело с молитвы начинают, да ещё монархию восстановить хотят, а я и в это не верю. Какой теперь может быт царь? Теперь времена другие, а те, прошли давно.
Я начинаю понимать, что дядя Миша вовсе не шутит, но и в то, что он говорит правду, поверить пока не могу.
- А кто тебя приглашал в казаки записываться?
- Да этот, как его, ну, кто тогда у них атаманом здесь был.
- Может Борис Алмазов? – Подсказываю я.
- Во-во, он самый! – Опять оживляется мой собеседник – Алмазов и ещё другие.
- Дядь Миш, я конечно знаю, что в ХVIII веке по царскому указу в казаки верстали калмыков и даже якутов, но чтобы туда приглашали водолазов – первый раз такое слышу!
- Да это всё из-за деда моего.
- А что, дед казаком был?
- Да.
- Наверное, награды имел, может Героя Советского Союза?
- Имел и награды, только другие, он царским генералом был.
- Кем?!!!
- Ты советский фильм «Гроза над Белой» помнишь?
- Очень смутно, что-то про гражданскую войну, кажется?
- Правильно! Так вот, в этом фильме, Ефим Копелян моего деда играл, генерала Ханжина.  Мы тогда недалеко от ленфильмовского павильона жили, и я несколько раз собирался сходить туда, познакомиться с Копеляном и поговорить с ним. Мне кажется, он не отказал бы мне, как ты думаешь? Ведь интересно ему было бы поговорить с родным внуком своего героя? Только я слишком долго тянул с этим. Пока я собирался, Копелян взял, да и умер. Жалко!
Дядя Миша хотел рассказать что-то ещё, но тут пришли мужики из его компании, и он ушёл к ним. А я остался сидеть с открытым ртом, пытаясь переварить информацию, которая только что на меня свалилась.

Всю следующую неделю, как только появлялась возможность, я искал в интернете информацию о генерале Ханжине. Посмотрел фильм «Гроза над Белой», нашел и посмотрел документальный фильм «Возвращение генерала Ханжина» и википедию тоже не обошел стороной. Ну, я вам скажу, и дед был у дяди Миши! Даже краткое описание его биографии вызывает уважение: потомственный оренбургский казак, участник русско-японской войны, участник Брусиловского прорыва (за это сражение награждён Георгиевским (золотым) оружием «За храбрость»). Во время гражданской войны командовал западной армией адмирала Колчака, и был в его правительстве последним военным министром России.
В пятницу, как только встретились в бане, я засыпал дядю Мишу вопросами.
- Вот в документальном фильме про твоего деда много рассказывают пожилая супружеская пара, они, наверное, твои родственники, я так понял, это кто-то из сыновей генерала?
- Ну да, родственники – ухмыляется дядя Миша.
- А кем они тебе приходятся?
- Это мой отец с матерью. К ним в Орск из Оренбурга телевизионщики специально приезжали, когда этот фильм делали.
- Так твои родители в Орске жили, ты там наверное родился?
- Нет, я родился не в Орске.
- А где?
- В Китае.
- Где-где?
- В Китае в городе Дальний, сейчас он у них Далянь называется.
- Ну дядь Миш,  с тобой не соскучишься. Рассказывай!
- Когда в 20 году красные Колчака разбили, а самого его казнили, деду удалось вместе с семьёй уйти в Китай. Кроме жены – бабки моей - у него было пятеро сыновей и дочь. Сначала в Харбин приехали, а потом в Дальнем обосновались. Дед на военных артиллерийских складах работал, а потом даже простым чертёжником. Вот там, в 1945 году, я и родился. А посмотри вот, что эти балбесы из паспортного стола, мне в паспорт написали. – Дядя Миша тянется в шкафчик за курткой, извлекает из её кармана паспорт и протягивает его мне. – Читай место рождения! – Я читаю: место рождения КНР.
- Ну, и что тебя не устраивает? Китайская Народная Республика, всё правильно!
- Да ты историю не знаешь! КНР была образована в 1949 году, а я-то в 45 году родился!
- Да какая тебе разница?
- Мне-то никакой, а в паспорт надо всё писать правильно – это документ!
- Согласен. Ну, а как ты с родителями опять в Советском Союзе оказался?
- В 45 году наши вступили в войну с Японией, разбили Квантунскую армию  и вошли в Дальний. И сразу начались аресты бывших белогвардейцев. СМЕРШ забирал и колчаковцев, и капелевцев, и тех, кто у атамана Семёнова воевал. Вот и деда моего забрали, но отец рассказывал, что он к аресту отнёсся совершенно спокойно. Говорили, что незадолго до этого, дед ночевал у своего приятеля полковника Покровского. Перед сном, он взял с полки библию, и решил определить по ней свою дальнейшую судьбу, открыв наугад страницу. Первое, что ему попалось на глаза, слова Навуходоносора: «Продену удила в ноздри твои, и поведу тебя дорогой, по которой ты сюда пришёл»  И дали деду 10 лет лагерей, а ведь ему тогда было уже 74 года! А мы остались жить в Дальнем. Я и сейчас помню там улицы, и как к бабке на кладбище ходили, и её могилу. Я там и в школу пошёл. Учился хорошо и закончил три класса.
- А дальше что было?
- А дальше, дед провёл в лагерях 10 лет, выжил, и его должны были скоро выпустить. Вся семья собралась и стали решать, где нам жить дальше? Спорили долго. Часть братьев была за Советскую власть, и они настаивали ехать в Союз. Другие были за то, чтобы уехать жить в Австралию или Канаду, но потом все сошлись на том, что надо возвращаться на Родину. И тут помог случай: в Союзе началось освоение целины, и мы все написали заявление, что хотим помогать Родине. Родители заполняли специальные анкеты, их долго рассматривали, но потом разрешили. Так наша семья оказалась в северном Казахстане.
Дали нам для жилья дом. В доме не то, что стёкол в рамах не было, самих рам не было! И пола не было тоже, земля под ногами. А уже холода начинались. Тут у рукастого мужика руки опустятся, а отец плотницкого дела не знал вовсе, он всю жизнь бухгалтером работал, и не знал даже за что браться и с чего начинать. Но мы там не долго жили, вскоре переехали в Орск к родственникам, там я опять в школу пошёл. Только меня на второй год в третьем классе оставили, посчитали, что в той школе плохой уровень знаний давали. А нас там учили на много лучше, преподавали и русский, и английский, и китайский, и я хорошо там учился.
- Ну, а как же дед?
- А деда освободили, когда ему исполнилось уже 84 года, и не разрешили проживать в Москве, Ленинграде, и в столицах союзных республик. Он стал жить, переезжая от одного сына к другому, и вскоре приехал к нам.
- Так значит ты его видел и помнишь?
- Конечно помню! Мне ведь тогда уже 10 лет было. Дед любил ходить на рыбалку, и почти всегда брал меня с собой.
Потом он уехал к другому сыну в Джамбул. Тот к тому времени занимал довольно высокий пост, был начальником, и дед надеялся с его помощью исхлопотать себе послабление от власти. Тот куда-то ездил, просил за отца, а когда вернулся, сообщил: «Сказали, даже и не рассчитывай, а если будешь настаивать, погубишь и себя и всех нас» Да, времена были! Кстати, когда деда в Далнем забирали, то, вместе с ним арестовали его старшего сына, вообще ни за что! Он ведь даже не воевал с красными, а ему тоже дали срок и он сильно пострадал в этих лагерях. Когда его освободили, он весил всего 44 килограмма! А дед, после тюрьмы прожил ещё семь лет, и умер в Джамбуле в возрасте девяноста одного года.
- Я видел в интернете, кто-то снял на видео его могилу, и выложил в You Tube. Железная ограда и крест тоже железный. А ты был там?
- Нет, не довелось.
- А у тебя в семье какие-нибудь вещи дедовы остались?
- Нет, у меня ничего нету. Вот сестра моя, она каждую тряпочку и каждый лоскутик, оставшиеся от деда собирает. У неё сын историк, вот они этим и занимаются. А все ордена и кресты, наверное, забрали при аресте. Не знаю, правда это или нет, но среди нашей родни ходит слух, что Георгиевское оружие деда, шашку, нашли потом у кого-то из видных советских военачальников. А определили по номеру, ведь всё холодное оружие под своими номерами выпускалось.
- Да, Дядя Миша, дед у тебя прямо легендарный. Ну, а сам-то ты, как в Питере оказался?
- А это уже после службы. Ты вот попробуй, угадай, куда меня из военкомата служить послали?
- Ну, раз ты потом водолазом работал, то, скорее всего на флот?
- На флот, это понятно, а вот куда именно?
- Да откуда же мне знать? Может на какую-нибудь супер секретную морскую базу или на атомную подводную лодку?
- Нет, не угадал.
- Тогда сдаюсь!
- На крейсер Аврора!
- Ну, дядя Миша, ты меня не перестаёшь удивлять!
- Да я сам удивился, но больше всего удивился замполит с Авроры. Он меня на следующий день к себе вызвал, и давай орать: «Да как ты смел, да как ты сюда попал! Сам белоэмигрант, дед генерал колчаковский, да разве можно, чтобы ты на крейсере революции службу проходил?!!!» Тут и я не выдержал, и тоже на него гаркнул!
- Ого, дядь Миш, это в тебе казачьи кровя взыграли!
- Ты чего, говорю, на меня разорался? Я что, сам себя что ли на Аврору направил? Тот аж красными пятнами пошёл: «Да как ты смеешь, да ты с кем разговариваешь, да я тебя на Северный флот!» А я с удовольствием! Мне и не охота на вашем корабле служить. Тоже мне крейсер, корыто, привязанное к берегу!
И отправили меня после этого на Северный флот служить. А я даже доволен был, хоть настоящую службу прошёл. Только мне наверное, на роду было написано служить на Балтике, а потом и жить у Балтийского моря. Вскоре наш корабль отправили на ремонт в Кронштадт, а после ремонта оставили в составе Балтийского флота. Я на этом корабле много морей избороздил и много стран видел, но визу, из-за моей анкеты, мне долго не открывали.
Потом окончил среднее морское училище, дослужился до «потолка» и ушёл на берег. Женился, работал водолазом на кораблестроительных заводах и спасательных станциях, набирал необходимый стаж, а когда набрал, завербовался вместе с женой на север и долго работал водолазом в Мурманске. Потом вернулись обратно в Ленинград, вот собственно и всё. Пойдем, что ли в парную погреемся, а то заболтались мы с тобой, я уж замерзать начал.
После этого, я ещё не раз расспрашивал дядю Мишу о его жизни и про деда. Он мне никогда не отказывал, и всё, что мог вспомнить, рассказывал охотно и обстоятельно. А ещё, я нашёл в интернете список наград, к которым был представлен генерал от артиллерии Михаил Васильевич Ханжин. Вот этот список:

Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1905)
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1905)
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1907)
Орден Святого Георгия 4-й степени (1907)
Орден Святого Владимира 4-й степени (1912)
Орден Почётного легиона (высшая награда Франции!) (1913)
Орден Святого Георгия 3-й степени (1915)
Георгиевское (золотое) оружие (1915)

Не могу сказать, что после всех этих бесед мы с дядей Мишей стали закадычными друзьями. Отношения остались прежними, но теперь, собираясь по пятницам в баню, мне приятно думать о том, что кроме своих друзей и приятелей, я встречу там Дядю Мишу: заядлого грибника и болельщика Зенита, бывшего водолаза и родного внука прославленного русского генерала. Я представляю, как мы будем сидеть с ним рядом в парной, и, млея от жара и истекая потом, не торопясь беседовать на самые разные темы. Например, о том, что наступил сентябрь, и белые грибы в лесу уже отошли, но если повезёт с погодой, то грузди теперь так и попрут. Или о том, что Зенит в этом сезоне играет не ровно, а знаменитый Халк, в последней игре пробил в сторону ворот всего трижды, и не попал ни разу.


                Санкт-Петербург 2015