Как мы ходили в поход

Елена Топоркова
 Ура! Каникулы! Всё лето дома, здорово – так я думала в июне 1965 года в своей любимой школе-интернате №4 города Ярославля, после окончания 9-го класса, когда собиралась ехать домой на летние каникулы. И вот – я дома.
После нескольких дней относительного отдыха и хождения за ягодами в лес, стало немного скучновато. Я предложила своим знакомым ребятам, жившим в нашем большом доме, да и в других домах-бараках сходить одним, без взрослых в пеший поход к озёрам Рюмниково и Чашницы. Разработали маршрут, договорились о том, что самое необходимое надо взять с собой, какой провиант и сколько. К нашему счастью все родители отпустили своих детей без каких-то объяснений и наставлений мне, заводиле этого мероприятия. Меня знали и доверили своих детей.  Утром,  часа в четыре, все стали собираться возле нашего дома: ребята стояли с рюкзаками или заплечными мешками, дольше всех пришлось ждать Серёжу Писарева, но вскоре он пришёл в сопровождении мамы. Она сказала несколько напутственных слов ему, всем нам, после чего мы отправились.  Шли друг за другом, гуськом: я за этим строго следила. Мне казалось, что именно так, а ни как иначе должны идти в поход  дети. Да, честно признаться, в кино мы видели, как ходят друг за другом те, кто отправляется в какое-нибудь путешествие. Нас переполняло непонятное,  возвышенное чувство: мы одни, без родителей идём в поход. Интересно то, что сколько бы мы не шли, никто не стонал, никто не жаловался на усталость -  все хотели быть на высоте:  быть мужественными и выносливыми. Со стороны, наверное, мы выглядели сосредоточенными и даже смешными, но нам это было всё равно. Первый привал мы сделали у Чашницкого озера. Распределились кто, чем занимается, назначили дежурных. Несколько мальчишек стали ловить рыбу на уху, я стала готовить еду, поставили кипятить чай. За время пути дети проголодались, да и свежий, утренний воздух помог нам нагулять такой аппетит, что любой мог позавидовать  нам.
Как было вкусно: макароны с тушёнкой мы съели моментально, никого не надо было уговаривать, чай получился тоже отменный, с дымком. Такого мы никогда не пили. Дети захотели после сытного завтрака искупаться, спросили моего разрешения и получили его, но купаться можно было в определённом, проверенном мною месте.  Для купания озеро Чашницы нам не понравилось: дно не однородное, с корягами и большим количеством тины. Отдохнув ещё немного, мы отправились дальше, к озеру Рюмниково.
Солнце поднялось выше, идти стало тяжелее, жарко и поэтому, когда мы встретили поляну с земляникой,  все опустились на колени и стали  ползком собирать ягоды, кое-кто прямо губами срывал их.  Таким образом, у нас получился такой мини привал. Наевшись ягод и немного отдохнув,  мы отправились дальше и набрели на узкоколейку, которая шла, как было известно, на торфопредприятие. Идти по ней было  легче. По пути нам попались грибники, а потом мы увидели стадо коров,  овец, коз. Пастухи оказались недоброжелательными, решили нас напугать и напустили на нас своих собак. Стало страшновато, я закричала пастухам, они со смехом отозвали собак, но ещё долго мы слышали в наш адрес разные обидные слова. После долгих, на наш взгляд, поисков озера, мы к нему всё-таки вышли. Правда, сначала нам попалось много черничника, мы не удержались и стали её, чернику, собирать. Набрали довольно много и остановились как раз у озера. Место для привала – лучше не придумаешь: в озеро вдавался полуостров  с растительностью, сказочными деревьями.  Я  отправила всех за хворостом, сама стала готовить что-нибудь перекусить. Продукты закончились, оставался хлеб, сахар и у каждого немного картошки. Решено было испечь в углях картошку, вскипятить чай и сделать из собранной черники варенье,  т.е. не варенье,  а  свежую чернику с добавлением  в неё сахару. Самое главное,  с каким аппетитом мы ели печёную картошку, а потом наслаждались вкуснейшим с дымком чаем, да ещё с намазанной на хлеб черникой с сахаром.  Это было нечто. Санька Репников умудрился и впрямь, сварить варенье на костре в миске. Отдохнув, набравшись сил, мы стали играть, рассказывать разные истории, хохотать. Солнце стало клониться к западу, всё ближе к горизонту и мы, собравшись, отправились назад. Блуждали довольно долго, вышли на какую-то дорогу, которая нас увела не в то направление, мы вернулись к исходной точке, сориентировавшись,  пошли в правильном направлении и,  вскоре,  вышли к уже не существующей деревне Рыково. Ребята мои устали. Кто-то сказал: «Как было бы здорово, если за нами приедет Володя». Впереди послышался звук приближающегося автомобиля. Ребята закричали: «Вова! Вова!».  Я сказала, что не может быть, так как он на работе и, вдруг, перед нами останавливается, разворачиваясь,  грузовая машина – это действительно был мой старший брат Владимир. Радости не было предела. Все ребята забрались в кузов, я села в кабину и мы поехали. Оказывается,  Владимир вернувшись с работы домой, спросил у мамы: "Ребята вернулись? - Мама ответила:"Нет". Тогда он сказал : "Поеду встречу их, а то они ,наверное, устали".
   Возле нашего дома, немного волнуясь, ждали  родители, соседи и все, кто знал о  нашем путешествии. Нас встречали как героев. Все были счастливы.

Постскриптум.

Около двадцати лет спустя, мы с мужем были в клубе по случаю дня строителя. Он каждый год отмечается в Хмельниках, как профессиональный. На празднике мы встретили Саньку Репникова.  Конечно, это был взрослый мужчина, окончивший, как и мой младший брат, Московский лесотехнический институт и был не тем худым, ничего не умеющим мальчишкой – теперь это был Александр Иванович – директор Ростовского лесхоза.
Санька пригласил меня на танец и, к моему большому удивлению, всё время пока мы танцевали, говорил и вспоминал наш ребячий летний поход:  «Ничего лучше в моей жизни я вспомнить не могу» - в конце признался он.  – «Спасибо за то, что ты его тогда организовала и взяла меня с собой».  Я была растрогана этим признанием.
    Вскоре Александр Иванович умер: что-то с сердцем…  и было ему тогда немногим за тридцать.