На речке

Татьяна Альбакринова
       Небольшое село раскинулось по обе стороны лесо - степной речушки. Обе половинки соединял невысокий деревянный мост. Речка маленькая и тихая,но сколько же разнообразия и радости приносила она в повседневную жизнь сельчан!Деревенские бабы  с удовольствием полоскали в ней бельё.Летом - с дощатых мостков,а зимой - в студёной воде  ледяной проруби. Надевали шерстяные перчатки, сверху натягивали резиновые и вперёд! От горки ненадолго побывавшего в ледяной купели белья только пар валил! Ребятишки же летом рыбачили. А зимой, когда лёд становился достаточно крепким и пока его ещё не завалило белыми снежными сугробами, всей гурьбой высыпали кататься на коньках.Ну,и весело же было там!Мальчишки играли в хоккей,девчонки просто катались.Старшеклассница Даша, привязав верёвками к валенкам блестящие стальные коньки, и к удовольствию разрумянившейся на морозе детской  публики, выделывала на них разные нехитрые пируэты.

        Весной спокойная река,будто разгневанная чем - то баба, вышедшая из себя, бурно вырывалась на свободу из своих некрутых берегов и затопляла часть улиц.Дом  Дашиных родителей находился как раз в затопляемой зоне.Вода в подполье  доходила почти до половиц пола,бурлила и, как вражескую крепость, окружала пятистенок со всех сторон.Поверхность мутной  жидкости блестела на солнышке,и Дарье казалось, что она находится не в комнате,а на пароходе.Ночью в воде отражались огни подтопленных  домов,  уличных лампочек - фонарей, и  картинка апрельского  разлива становилась ещё более фантастической и завораживающей.  Днём девушка  брала в руки учебник или какую - нибудь интересную книгу и по мосткам залезала на плоскую крышу сарая, покрытого жёлтой пшеничной соломой. Но разве до книги тут было, когда вокруг  такая сказочная сверкающая красота!Солнце ласково и нежно грело руки, и девушка с удовольствием подставляла его лучам лицо,с которого уже успел сойти прошлогодний загар.

       Но вот речка возвращалась в постоянное русло, оставляя за селом большой котлован, заполненный весенней речной водой.Летом она хорошо прогревалась, и местная молодёжь просто обожала купаться в нём.Вокруг естественного бассейна росла нежная зелёная травка, лёжа на которой любили загорать и подростки, и местные парни и девушки.Как - то так получалось, что они купались в разное время.Приходили парни,подростки уходили, уступая им место.Даша с подругами тоже ходила сюда. Она могла часами загорать и не ходить на обед, совсем не чувствуя голода.Как будто солнце кормило её своей живительной силой! Скорее всего, так и было.Она ещё не знала тогда о солнцеедении,зачатки которого,вероятно,иногда просыпались в ней  в   лучах щедрого светила.
 

      Даша и будучи студенткой последнего курса института, приезжая на каникулы в отчий дом, любила поплавать здесь.Вот и теперь с подругой пришла сюда. И только
искупались и легли загорать,появилась кучка деревенских парней, среди которых был
и её прежний "ухажёр",недавно вернувшийся из Армии.Они остановились чуть поодаль
от девчонок, разделись и начали один за другим прыгать с крутого берега,ныряя в   воду вниз головой.Юноши притащили с собой несколько резиновых камер от колёс машин, надули их.После этой процедуры камеры превратились в подобие роскошных спасательных кругов. Лёжа на них, парни "балдели", нежась на воде в золотых  лучах жаркого солнышка.

      Дарья избегала общения с ними, опасаясь деревенских сплетен.Как - никак
она теперь стала замужней женщиной,не так давно отпраздновав в институте комсомольскую свадьбу.Муж уехал на практику, а она вот - к своим родителям. Немного поплавав, из котлована на высокий берег вылез Митька Иванов, родственник её бывшего жениха. Подойдя к девчатам, он обратился с грозным видом к молодой женщине:"Что не дождалась - то Витьку? А? Только залезь в воду, у-топ-лю - ю!" Митька не шутил. Правда, его отчасти можно было понять. Витька, видно, сильно переживал из - за Дашутки и своим горем делился с ним. В селе даже ходили слухи, что Витькина мать  опасалась, как бы тот не наложил на себя руки.Но что же теперь делать? Сам ведь виноват. Зачем не писал? Ни одного словечка! Вот и подумала, что женился там. Чего ждать - то?

      "Полюбовавшись" на свирепую Митькину "морду",студентка решила уйти. От греха подальше! Ведь не объяснишь этому "борзому", что его дорогой родственничек сам во всём виноват.Благо, что и подружка  домой засобирались. ДорОгой они обсуждали случившийся инцидент.
- Видела, какая  злая "рожа" у Митьки? Прямо как у бандита какого! - обратилась она к попутчице.
- А чему удивляться - то?! Не слышала что ли, что говорят о его "предках"? В жилах - то у него злодейская кровь течёт! - отвечала приятельница.
- Как это?
- Душегубец его папаша!
   
       В деревне все и всё на виду, ничего не скроешь!Хоть и немало лет прошло с тех пор, но в народе помнили о смертном грехе митькиного отца. Наверняка, каждый, кто знал о случившемся  когда - то убийстве, общаясь с ним и его женой, испытывал перед ними какое-то брезгливое что ли  чувство или содрогание на подсознательном  уровне.Хотя, как говорится, не пойман, не вор,
- Ну, хоть объясни, как это произошло,- допытывалась Даша.

- Дело было так.Один моряк возвращался с  заработков из заграничного плавания  в соседнюю деревню, путь в которую лежал через нашу. Встретив Митькиного отца, своего старого знакомого,загостился. Самогоночка, то да сё!По пьяни и проговорился служивый,что заработал много денег и что хочет новый дом построить, старый - то уж совсем разваливался.
- И что же дальше?
- А дальше хозяева задумали недоброе.Стали усерднее потчевать гостя,нажимая на
"бормотуху",местную бражку, и самогонку.Дело шло к ночи и расслабившийся, ничего худого не подозревающий морячок решил переночевать у гостеприимных хозяев.
- А что дальше?
- Рано утром,когда выгоняли в стадо коров,к ним в дом по каким - то срочным делам заглянула соседка, которая с удивлением заметила свежевымытый пол.Кто это так рано пол моет? В голову бдительной соседки  сразу же закралась подозрительная
мысль: уж не скрывают ли чего.Не следы ли кровавые замывают? Она ведь видела вчера, как гость к ним в дом заходил. А сейчас что- то не видно его!
- А где ночевальщик? - спросила она.
- Да ушёл с утра пораньше!
- А что это так рано?
- Да не знаю!- отвечала  растерянно женщина.

Спустя какое - то время, слух прошёл, что нашли того парня убитым и без денег, конечно.Убийц так и не нашли. Но подозрение в виновности людей, приютивших  погибшего на ночь,крепко засело в головах жителей села.Скорее даже не подозрение, а уверенность. Вот и вся история!Знаешь теперь!- сделала заключение рассказчица.


- Да-а!- только и произнесла внимательно слушающая её девушка.История эта очень похожа  на историю убийства, описанного Дюма в книге "граф Монте -Кристо". Там ведь тоже ювелир, купивший драгоценный алмаз и выложив за него большие деньги, оставил у себя на ночь продавца,которого, гостеприимно потчуя,напоили спиртным, а потом и убили. Так что и алмаз, и деньги оказались в руках преступника - ювелира и его сообщницы жены. Но кровавая парочка после была жестоко наказана. А что же тут?
- А тут что? Дом роскошный построили лиходеи, как состоятельные люди зажили. Ты же видела их дом?Это ведь тоже в какой - то степени подтверждает подозрение сельчан.Ну, ладно! Я уже пришла. Завтра пойдёшь на речку?
- Пойду, конечно! Зайду за тобой!
- Заходи! Пока!
 
      С тех пор прошёл не один десяток лет. И как - то приехав в родное село, Даша встретилась со своей подругой. Зашли к ней домой, угостились сорокаградусной сливяночкой и начали вспоминать прошлое. Вспомнили и как купались в котловане, и о Витьке с Митькой. Вспомнили и о том, как когда - то подруга рассказывала про Митькиного отца.А история эта  уже имела к тому времени продолжение.
   
       После таинственной гибели моряка слухи о подозрениях, конечно, дошли до соседней деревни и до ушей родственников убиенного.Его маленькие дети теперь выросли и превратились в сильных мужчин, которые и отомстили убийце за смерть отца.То ли случайно, то ли специально подкараулив его на дороге, крепенько так несколько раз посадили  на землю пятой точкой.Следов не видно, а мужик после этой процедуры стал чахнуть и вскоре совсем окочурился.И там, и тут факт преступления не докажешь. А возмездие свершилось. Свершилось оно и в отношении жены злодея. Рассказывали, что когда его хоронили, она, видно, не осознавая того, что делает, всё стаскивала с покойника саван.Похоже,умом тронулась. Вскоре и померла.Взрослые дети к тому времени уже разъехались по городам. А осиротевший прОклятый дом, построенный на крови, стал никому не нужен.Разрушающийся, без оконных стёкол и рам он напоминал скелет с пустыми глазницами. 

        А речка к тому времени изменила русло. Теперь она весной из берегов не      
выходит.А котлован, в котором так хорошо было купаться, заилило, и он превратился
теперь в небольшую яму.Всё на свете, как  маленькая степная речка, течёт и меняется!