Через тернии к звездам

Иван Цуприков
Григорий Николаевич Поляков (генеральный директор ГП «Тюментрансгаз» 1986-1996 г.г.) был жестким руководителем. В его характере управления предприятием, больше проявлялись такие линии, как строгость, требовательность, упрямство, риск, и стремление всегда быть первым - победителем. К счастью, он не был самовлюбленным человеком, считал себя частью коллектива, что хорошо сочеталось с его умением быть аналитиком и психологом, поддерживать в трудную минуту людей и стремление создавать для них все необходимые условия для работы и жизни. …И, конечно же, стараться принимать взвешенные решения и, если что, весь удар брать на себя, защищая коллектив.

Становление

Деревенские ребята быстро взрослеют. В 5 лет уже сидят с отцами за штурвалами комбайнов и тракторов, знают, каким ключом откручивается болт, что такое карданный вал. В 6 лет сами собирают велосипед, в 7 лет – мопед, в 10 лет – мотоцикл, а в 12 уже по силам управлять трактором.

Таким был и Гриша Поляков, родившийся на одном из кубанских хуторов в послевоенную годину. В 10 лет он уже был крепким парнем, работал со своими сверстниками в механизированных бригадах на полях, на сборных пунктах урожая и, конечно же, учился. Сначала в школе, потом – в Ростовском ГПТУ №3 по профессии машиниста технологических компрессоров. После выпуска был направлен в Казахстан, на строящуюся компрессорную станцию №14 УМГ “Бухара-Урал”.

На компрессорном цехе №2 Чалтерской КС только начались первые пуски «пятерочных» газотурбинных агрегатов. Их запуск прошел успешно, но не обошлось без свищей, которые устранял Поляков вместе со своими товарищами по цеху.

Работа на компрессорной станции ему понравилась, гордился званием газовик. В декабре 1966 года газопровод “Бухара-Урал” вышел на проектную мощность по транспортировке газа - 19,3 млрд. кубометров голубого топлива поступало по нему на заводы Урала. Через несколько лет Поляков стал старшим машинистом КС. Позже его пригласили на инженерную должность в Таганрогское районное управление (позже переименованное в ЛПУМГ). В том же году Григорий поступил в ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта на вечерние курсы. За годы учебы прошел школу старшего инженера (инженера по ремонту) и старшего диспетчера.
Какими были те годы? Самыми счастливыми, считает Григорий Николаевич. В Казахстане женился, Тамара родила ему сына и дочь, получил профессиональное образование. Когда стал инженером, уже наизусть знал всю технологию компрессорной станции, агрегатов. А благодаря вузу эти практические знания закрепил теоретически, что позволило ему заняться углубленным изучением возникновения технических проблем на ГПА и решением их.

- Сначала я был, как губка, - улыбается Григорий Николаевич, - впитывал в себя все знания. А через некоторое время обратил внимание на то, что уже не только слушал, но и сам вносил какие-то предложения. Рационализаторская работа затягивала тоже, в механизмах было столько недоработок, которые для облегчения эксплуатации агрегатов нужно было устранять. Мечтал временами даже стать ученым.   
 
Север

В 1975 году Григория Николаевича пригласили работать в Казымское ЛПУ объединения «Тюментрансгаз» (ныне ООО «Газпром трансгаз Югорск») в должности старшего инженера (инженера по ремонту).

- Оказывается, меня позвали на не освобожденное место. Инженера по ремонту М. за нарушение трудовой дисциплины – пьянство – уволили с работы только после моего прибытия. И можете себе представить, как после этого меня встретил коллектив? Некоторые машинисты, инженеры пытались игнорировать меня, некоторые разговаривали со мной с вызовом, как буд-то я виноват в увольнении того человека. Я понимал, что время играет на меня и нужно не поддаваться эмоциям, а работать. Опыт и знания для этого у меня уже были, и я на деле должен доказать чего стою.

Через некоторое время на трубе, рядом с компрессорной станцией произошла авария. На ее ликвидации люди показали себя, кто из них специалист, а кто просто на работу ходит, кто трус, а кто с холодным сердцем лезет на запорную арматуру, находящуюся рядом с огнем, отключает газопровод. На следующий день после этого и отношения ко мне у коллектива резко изменилось, все пожимают мне руку, говорят добрые слова. И куда их ненависть ко мне делась? В принципе, все произошло так, как и должно было быть.

Григорий Николаевич не любит много говорить. В беседе краток, в каждом его слове вложен четкий смысл. К этому я за 9 лет работы под его руководством привык. Скажет, что ему нужно, знаю, больше повторять не будет. Понравилось, как сделал, руку пожмет, доброе слово скажет, поэтому старался делать так, как нужно, чтобы потом не терять времени на переделывание. 

- Я в Белый Яр приехал в октябре 1975 года, - вспоминает Поляков, - а в январе 1976 года уже стал начальником ГКС Казымского ЛПУ. В то время начальником ЛПУ был Георгий Васильевич Крылов. Я участвовал в пуско-наладке второго цеха с «шестерочными» агрегатами свердловского турбинного завода, а на Чалтерской КС, на которой я работал раньше, были «шестерки», изготовленные на Невском турбинном заводе. Большого отличия между ними не было, так что опыт эксплуатации у меня уже был накоплен. И с коллективом мне повезло, он состоял из людей, знавших это оборудование, и ответственных, потому и компрессорная станция наша работала без сбоев.

- В 1978 году меня назначили главным инженером Казымского ЛПУ, а начальником ЛПУ стал Евгений Семенович Беляев, - продолжает рассказывать Поляков. - Работы прибавилось. А проблем на любой КС всегда найдется и немало. Первая касалась питьевой воды. Ее брали в реке Казым, и она без нормальной очистки была грязной. Построили очистные сооружения, запустив четыре скважины, каждая давала по 40 кубов воды в сутки. На ближайшем озере построили водозаборы.
Вторая проблема касалась энергетики. Чтобы ее устранить, поставили на компрессорную станцию две ПАЭС-2500. Третья проблема касалась ремонта магистральных газопроводов. Сняли ее после создания аварийно-восстановительного поезда, который возглавил Валерий Викторович Ленев.

Жилье в поселке Белый Яр строилось. Для отделов рабочего снабжения (ОРС) были введены продуктовые склады, что позволило нам снять вопросы по своевременной доставке продуктов питания. ЛПУ и поселок росли на наших глазах. Как мы радовались первому построенному 80-квартирному дому, столовой, Дому культуры «Газовик», тому, что в ОРСе заработали коптильный и квасильный цеха, кафе, хлебопекарня.

И за все это еще раз хочется сказать большое спасибо генеральному директору «Тюментрансгаза» Евгению Николаевичу Яковлеву. За его заботу о нас. Не отказал даже в том, что на компрессорной станции мы открыли свою теплицу. Он понимал, что без витаминов на севере долго не проживешь.

Предложение работать в Сургуте

В 1980 году главного инженера Казымского ЛПУ Г.Н. Полякова назначают уполномоченным министра по пуску Вынгапуровской КС на газопроводе «Сургуттрансгаза».

- Генеральным директором этого объединения был Леонард Гилязович Рафиков, - вспоминает Григорий Николаевич. – До этого он работал в «Тюментрансгазе» заместителем Яковлева по эксплуатации компрессорных станций. Вызывая таким образом в Сургут, хотел переманить меня к себе. Он так и сказал мне на первой встрече, предлагал возглавить производственный отдел по эксплуатации компрессорных станций. Тогда в ответ я ему сказал, что нужно вначале пустить КС, а потом и будет у нас с ним на эту тему разговор.

Мы «запустили» ГПА, они проработали под нагрузкой на кольце, а на следующий день должны были пускать их в трассу. Но ночью на этом газопроводе взорвалась КС-3, и делать пуск только что построенного цеха нам запретили. А в этот момент звонит Яковлев и говорит, чтобы я ничего не обещал Рафикову, он меня назначает начальником Пунгинского ЛПУ.

Начальник Пунгинского ЛПУМГ

В 70-е годы о Пунгинском месторождении с запасом 60 млрд. кубометров газа знал весь советский народ. Здесь в то время начала работать первая в Советском Союзе комсомольско-молодежная бригада, строившая поселок газовиков. Но в скором времени давление на месторождении стало падать, и в 1973 году на нем была введена дожимная компрессорная станция и два компрессорных цеха (1971 и 1974 годы).

- До меня руководил Пунгинским ЛПУМГ Владимир Александрович Черкесов. Парень, может, и не плохой, - вспоминает Григорий Николаевич, - красивый, статный, но как руководитель слабый, погряз к тому же еще и в своих личных проблемах. Так получалось, куда бы меня работать не направляли, так это на место человека, которого снимали с должности за плохую работу. А это значило, что нужно сначала разобраться в существующих проблемах, найти пути их решения, создать крепкое ядро из специалистов, на которых можно опереться, и тогда уже в путь.

Состояние цехов в Пунге было плохим, кругом масло, грязь. В первом цехе во время аварии был пожар - горело масло, потолки и стены так и остались после этого в копоти, с маслосборников, с соединений трубопроводов масло капает. Куда смотрит руководство цеха?

Ну, что ж, взялся за работу и через полгода в цехах мы навели порядок. За этот период с некоторыми людьми, которые не поддерживали моих начал, пришлось расстаться. Другого пути не было: или ты работаешь со всеми, или не работаешь. Люди должны были понять, что вчерашние заслуги остались вчера, а новые нужно зарабатывать.

Второй проблемой в Пунге была газотрасса. При монтаже газопровода «Пунга – Вуктыл – Ухта I» строителями было допущено много ошибок. Мы боролись со свищами, строили проезды. Особенно сложным был проезд через огромное болото, которое я называл «бермудским треугольником». Там много утонуло техники.
При ремонте газопроводов я обратил внимание на то, что лэсовцы допускают много нарушений правил охраны труда. Это я поправил. Сначала шептались, но потом привыкли.

Через два года наше ЛПУ стало правофланговым, не раз занимало первые места в социалистическом соревновании, показывало неплохие результаты по экономии масла, по расходу газа на собственные нужды и электроэнергии, по охране труда и культуре производства. Про лучших работников писали в газетах, рассказывали о них по радио.

Яковлев приезжает ко мне в 1982 году, прошел по компрессорной станции и спрашивает, не засиделся ли я тут. И говорит, в Надыме открывается управление магистральных газопроводов, и он предлагает мне стать главным инженером этого УМГа. Забрал с собой, мы с ним на вертолете пролетели по строящимся компрессорным станциям, побывали на промыслах. А потом он высадил меня в Пунге и улетел в Комсомольский.

Неделя проходит, он звонит  мне и спрашивает, готов ли я работать в УМГе главным инженером. А я ему говорю, что позвоню после селектора. И когда продолжили разговор на эту тему, сказал Яковлеву, что готов возглавить УМГ. Он спрашивает почему. А я говорю, чтобы не исправлять чьих-то ошибок. Через неделю на селекторе Евгений Иванович Яковлев всем объявляет, что назначает меня начальником Надымского УМГа.

По лезвию бритвы

В 1982 году в Надымском регионе только начинали строиться газопроводы «Уренгой-Помары-Ужгород», «Уренгой-Центр I», «Уренгой-Центр II». Одновременно строятся компрессорные станции Правохеттинская, Приозерная, Пуровская, Хасырейская, Ягельная и другие. 

Для оперативного контроля и решения всех возникающих вопросов в регионах строительства нового коридора руководство «Тюментрансгаза» создает региональные управления магистральных газопроводов - Надымское, Белоярское и Краснотурьинское. Григорий Николаевич Поляков возглавил Надымское УМГ.

- Начальником Правохеттинского ЛПУ стал главный инженер Пунгинского ЛПУ Василий Павлович Брыжахин, - вспоминает Г.Н. Поляков. – Я знал этого человека, и поэтому сам предложил его кандидатуру Яковлеву на эту должность.

Правохеттинская КС в новом коридоре строилась первой, на нее пришли новые турбины ГПА-Ц-16 с авиационными двигателями. Много было вопросов по ним. Первая проблема, с которой мы столкнулись, касалась топливного газа, он был «грязным» из-за большого попадания в него конденсата. Именно по этой причине выходили из строя камеры сгорания. И это понятно, авиационные агрегаты, были приспособлены работать на авиационном керосине, а не на газе. У этих веществ между собою и теплопроводность разная. Второе, в маслобак двигателя вместе с маслом попадало много воздуха, что приводило к аварийному останову машины.

Если нам удавалось сразу в течение получаса устранить причину останова ГПА, то мы его запускали в работу, но если на это уходило больше указанного времени, а морозы были ниже 40 градусов, то ротор «прогибался», и нужно было ждать, когда он остынет и выровняется. 

В общем было 18 уставок, из-за которых происходило ложное срабатывание датчиков, и я приказал перевести их с «аварийного останова», на «предупреждение». Шеф-инженеры завода, узнав об этом, выступали против, снимая с гарантии агрегаты.

Чтобы разобраться в создавшейся ситуации, к нам приехал главный конструктор этих двигателей Николай Кузнецов. На совещании он говорит, покажите этого Полякова, что за «зверь» он такой. Я встал, он выслушал меня и говорит, чтобы шеф-инженеры прислушивались ко мне, а то они эти турбины до нормального состояния так и не доведут.

С такой же проблемой мы столкнулись и на агрегатах ГТК-25И. Вначале не находили общего языка с представителями фирмы, с министерством. Но, когда я проводил им в доказательство ежедневную аналитику работы агрегатов, показывая, за счет чего происходят сбои в их работе, то соглашались. 

Что говорить, когда был руководителем, мне не раз приходилось «ходить по лезвию бритвы».

Возьмем, к примеру, проект Ямбургской КС. На ней хотели установить 16-ти мегаваттные турбины, выпускаемые Свердловским турбинным заводом. Они в свое время прошли проверку на головной КС Пангодинского ЛПУ, принимающей газ из Медвежьего месторождения. Были недоработаны и очень плохо себя зарекомендовали в эксплуатации. На тот момент они простояли на КС 10 лет, отработав всего лишь по 800 часов. Я выступил против их монтажа на Ямбурге и обратился в Донецкий проектный институт, чтобы они перепроектировали КС на ГПА-Ц-16. 

Строительство цеха остановилось. Яковлев поддержал меня. Я написал ему объяснительную, а он с ней отправил служебную записку в министерство газовой промышленности. Поддержал меня и начальник управления по эксплуатации компрессорных станций Министерства Зайцев.

В Москве Грант Джаванширович Маргулов, первый заместитель Министра газовой промышленности (ныне Президент Международной топливно-энергетической ассоциации), проводит совещание по строительству магистральных газопроводов.

Строители ему жалуются на меня, что я запретил строительство Ямбургского компрессорного цеха. Грант Джаванширович меня поднимает и говорит, вы кому подчиняетесь? Я говорю Яковлеву. Он говорит: «Я смотрю, вы, наверное, никому не подчиняетесь.  Расскажите, в чем дело».

Я так и так, объяснил ему создавшуюся ситуацию, которая в будущем может привести к остановке работы Ямбургского месторождения в целом.

«Понятно, говорит, я снимаю вас с работы. Идите».

Я вышел в приемную. Нужно было после такой встряски прийти в себя. Мне секретарь советует остаться в приемной и подождать, мол, Грант Джаванширович отходчивый человек. И, правда, через некоторое время он меня вызывает назад. Разговор был о том, что я заставляю строителей убирать все оставленные после себя недоделки, которые я мог бы потом, сам убрать. И говорит: «Ты понимаешь, что у нас нет времени останавливаться на мелочах. Мы должны в короткие сроки достроить газопроводы и компрессорные станции из Уренгойского и Ямбургского месторождений?» Ну я попытался что-то объяснить, он меня остановил, поняв, что я не тот человек, который это должен понимать, и повторно снял меня с работы.
Яковлеву спасибо, он с Зайцевым смог в министерстве защитить меня. А когда в Ямбургском ЛПУ поставили авиационные турбины, они заработали, и работают до сих пор. А со временем выпуск тех свердловских ГПА остановили.

Яковлев меня уважал. Во-первых, за то, что я его никогда не подводил.

Генеральный директор
      
- Григорий Николаевич, в 1986 году Яковлев был назначен заместителем министра газовой промышленности и возглавил Тюменский главк, вас назначили генеральным директором «Тюментрансгаза». С чего начали свою работу?

- До этого я руководил 11 ЛПУ, а став директором, их число увеличилось еще на 17. Начал с ознакомления с ними. Деятельность администрации Общества я знал хорошо, так как постоянно работал с ними. Знал, что руководители отделов – это специалисты высокого класса, и мне нужно чему-то продолжать у них учиться. Знал и всех начальников ЛПУ, мы не раз встречались с ними на различных совещаниях, работал с ними в единой системе управления, выполняя одни и те же задачи.
В то время продолжалось строительство газопроводов и КС из Ямбургского месторождения. Строительный трест, созданный при Яковлеве, нужно было расширять, чтобы его управления полноценно работали и в северных регионах, строя жилье, школы, детские сады, дома культуры.

- А самым проблемным, у вас был какой участок работы?

- Они возникали поочередно. Первый, это сложное состояние газопроводов на участке между городом Краснотурьинском и рекой Каквой. Разрушение газопроводов происходило по причине стресс-коррозионного разрушения металла под напряжением. Количество разрывов росло, и так как они происходили рядом с жилой зоной и участком, где проводился ремонт  газопровода «Игрим – Серов», то нужно было в срочном порядке браться за их ремонт.

«Газпром» принял решение заменить эти участки газопроводов трубой импортного производства, что за короткий период нам и удалось сделать. Здесь нужно сказать большое спасибо всем линейщикам – аварийным поездам, лэсовцам, подрядным организациям, активно занимавшимися этими вопросами. Возглавлял ту работу мой заместитель по эксплуатации газопроводов Андрей Валентинович Хороших.
Второй проблемой стало Пелымское ЛПУМГ. На ее компрессорных станциях росло количество аварийных остановов. Проблем их возникновения было много, и все они зависели от работы коллектива, который постоянно менялся.

Высококвалифицированные рабочие там не задерживались, всем хотелось получать высокую заработную плату, как на Севере. Второе, для работников нужно строить жилье, поднимать социальный уровень жизни в поселке. А начать эту работу нужно было с кадров.

Начальником Пелымского ЛПУМГ я назначил Валентина Степановича Прохорова, начальника Приозерного ЛПУМГ.  Я его знал хорошо с тех пор, когда руководил Надымским УМГом. Дал ему «зеленый свет» по решению вопросов, которые требовалось решить в производственном и в социальном направление. Так в свое время давал мне «зеленый свет» Яковлев, когда переводил меня в Пунгу.

И я не ошибся в выборе Прохорова. Буквально через полгода мы о пелымских проблемах забыли, компрессорные станции работали без сбоев. Мы тут же начали строить в Пелыме жилые дома. Здесь палочкой-выручалочкой стал завод строительных материалов.

Следующая проблема была связана с вывозом из тундры железа – труб, конструкций. Это было очень затратное мероприятие, с учетом бездорожья.

Потом, в начале 90-х годов, когда наша страна перешла на капиталистический путь развития, Советский Союз развалился, вместе со своей экономикой. Многие заводы стали закрываться, цены на продукты питания расти. Безработица росла, как на дрожжах. Шахтеры, металлурги поднялись на забастовки. Забурлило это и в Надымском регионе. Пангодинцы поддержали шахтеров, призывающих весь трудовой класс к всероссийской забастовке. У них было предостаточно своих проблем. Одна из них была в том, что люди жили в деревянных домах с формальдегидом. Там нужно было срочно строить новое жилье, капитальное. Этим я и занялся, в девяностом году сдал там первый стоквартирный дом и занялся созданием новых строительных организаций во всех регионах нашего Общества. Самой северной стала строительно-монтажное управление в Пуровском ЛПУ, на западе – Игримское СМУ-4, которое свои филиалы имело в Уральском и Сосьвинском ЛПУМГ. И так далее.

Очень плотно мы занимались составлением общего коллективного договора. Из-за неуплаты потребителями за полученный газ возникли проблемы по своевременной выдаче нашему трудовому коллективу зарплаты. Люди хотели, чтобы все накопления, имеющиеся на счетах предприятия, мы разделили и всем поровну раздали деньгами.

Я объяснял им, что это не выход из создавшегося положения. На эти деньги нужно построить профилакторий, спортивные и культурные сооружения, заключать договоры с медицинскими учреждениями. Самим, в отдельности людям, эти вопросы не решить, а их детям нужно учиться.

Короче, спасибо тем, кто меня поддержал, в том числе и профсоюзу, которым в то время возглавлял Александр Яковлевич Пустовалов. Мы обо всем договорились и начали в газете «Транспорт газа» публиковать предложения в коллективный договор. Это позволило всем на местах их обсуждать, вносить свои поправки. И, в конце концов, в 1990-1993 годах, нам совместными усилиями удалось выработать устраивающий всех работников «Тюментрансгаза» единый коллективный договор.   

Я понимал, с каким множеством социальных проблем мы столкнулись, которые нужно было срочно решать и, не капельным путем, а постоянно, создав цельную программу. В результате этого мы заключали договоры с медицинскими учреждениями на лечение наших работников, с учебными учреждениями, с санаторно-курортными комплексами, с авиацией для организации чартерных рейсов для вывоза с Севера людей в отпуск. Начали строить капитальное жилье, культурно-спортивные комплексы, детские сады и школы.  И благодаря этому все стало на свои места, «Газпром» и его единая система газопроводов продолжала работать без срывов.

Курортный комплекс «Надежда»

- Григорий Николаевич, а можно подробнее рассказать о том, как удалось в Геленджике построить санаторно-курортный комплекс «Надежда»?

- Как я уже говорил, у нас в газотранспортных объединениях тогда были свои счета, в том числе и валютный, которые формировались от продажи газа российскому и зарубежному потребителю газа. За это нужно сказать большое спасибо министру Рэму Ивановичу Вяхиреву. На нашем валютном счете было около 47 млн. долларов. И на очередном Совете трудового коллектива возникла идея построить курортный комплекс на Черном море.

В тот момент трест «Комсомольсктрубопроводстрой» на Черном море продавал пансионат «Сибирский огонек». У него были недостроены два корпуса. Мы купили этот пансионат, в первый год привезли туда наших детей. А на следующий год на собрании трудового коллектива приняли решение перестроить его. Наняли турецкую строительную фирму, которая  за свой счет предложила нам снести два недостроенных объекта в «Сибирском огоньке» и на их месте построить новое здание, центральный корпус «Надежды».

Но перед началом строительства мы столкнулись с требованием мэра Геленджика, вести это строительство трестом «Курортстрой». В России в тот момент росла безработица, и отдавать свои средства иностранцам не патриотично. Пришлось согласиться с этим. Но в течение года трест «Курортстрой» на выделенном ему строительном объекте имея готовый проект, так ничего и не сделал. Я разорвал с ним отношения, турецкая же компания ввела центральный корпус за 18 месяцев.

- Григорий Николаевич, а вводом нового здания профилактория в Югорске вы также занимались?

- Это уже детище моего заместителя по социальным вопросам Сергея Павловича Холманского. Это он организовал подготовку проекта профилактория, его строительство, и на протяжении всего строительства был его двигателем. А я просто помогал ему в этом, был у него, скажем так, подмастерьем. И Кочик Иван Васильевич, управляющий трестом, прикладывал все усилия, чтобы его быстро и качественно построить. Как и учебный центр в Игриме, как и капитально отремонтировать дом культуры «Норд» в Югорске, в котором было в то время очень холодно. Также мы построили в Югорске Дворец спорта «Юбилейный». Создали газету и телевидение «Норд», с помощью которых мы объединили весь наш коллектив и сплотили его под одним знаменем «Газпрома».

Следующее, чему мы уделили большое внимание, это организации спортивных и культурных мероприятий. Начали проведение спартакиад среди коллективов, аппаратов управлений и детей работников Общества. Провели фестиваль «Северное сияние», на котором выступили творческие коллективы и исполнители всех филиалов Общества. Также мы создали мини-футбольный клуб, который сначала состоял из лучших футболистов предприятия, а потом уже начали нанимать в него спортсменов-профессионалов, давая возможность МФК отстаивать нашу спортивную честь в России.

И понимаете, что важно, этим жил весь коллектив «Тюментрансгаза». И как я знаю, он и сегодня такой же неутомимый, не останавливается на достигнутых результатах. Новый генеральный директор Общества «Газпром трансгаз Югорска» Петр Михайлович Созонов не только поддерживает все сложившиеся традиции, но продолжает вносить и новые. По улучшению экологической среды проводит много мероприятий, начиная с высадки деревьев, уборки территорий, обучению этому детей и школьников, в том числе и взрослых. Стал одним из организаторов создания театральной студии в Югорске,  конкурса среди клубов веселых и находчивых.  Среди команд филиалов Общества и муниципальных организаций проводит соревнования по хоккею на Кубок генерального директора.  В Югорске им открыта базовая кафедра «Энергетика» Уральского федерального университета. Также он выступает за подъем творческого потенциала и патриотизма молодежи. За что я тоже всеми руками «за».

А сегодня, дорогие мои газовики, я хочу вас от всей души поздравить с годовщиной предприятия. Через год нам с вами исполнится 50 лет. С наступающим вас юбилеем!

Иван Цуприков