Как толлуман за женой ходил

Борис Бычков
(СЕВЕРНАЯ СКАЗКА ПО МОТИВАМ ОЛОНХО )
                Дань памяти моим командировкам в Заполярье.
     Очень давно, когда на Ямале  водились волосатые слоны, а Белый и Черный шаман жили на одном берегу, по эту сторону Большой воды, в одной светлой яранге Среднего мира родилась девочка ,которую назвали Кэрэгээнэ –Прекрасная. Другой она и не могла быть – её мать   Куонняй (солнышко), а отец – очень дальняя, но всё-таки родня самого Айыы ойууна могучего Белого шамана.
     В это же время, в другом улусе, в просторной яранге появился на свет другой малыш – долгожданный первенец,  он сразу и без боязни протянул руку к огромной лайке, лежащей возле очага. Его так  и назвали Толлуман (Бесстрашный).
     Много весен прошло – шестнадцать раз оленихи в стаде его родителей оленят приносили ,прежде чем вырос и возмужал Толлуман, превратившись в сильного, красивого молодого человека. Всё удавалось Бесстрашному: он не знал поражений ни в схватке с противником, ни в борцовских состязаниях, а однажды даже победил Большого белого хозяина – медведя. «Мягкого золота» в его яранге было так много, что он щедро раздавал его другим. Хватало у Толлумана и желтого металла  и сверкающих «звездных брызг», что глубоко в земле находили, и которыми можно было резать даже железо.  Лучшие стрелы и лук тоже были у него, как и самые лучшие собаки во всей тундре.
     Все восхищались и нахваливали его – и охотник отменный, и следы читает, и добытчик  клыка, и самое большое стадо оленей имеет, а ещё добрый, честный, справедливый и сильный. Наконец, наступила пора невесту искать завидному жениху. Прослышал он как-то о Кэрэгээнэ – есть, мол, такая в далёком улусе – стройная, как сосна, с точеными  ногами, с длинными руками , как крылья чайки, с чёрными, но такими горячими сверкающими глазами, словно таинственные драгоценные камни; всё по – хозяйству делать умеющая ( и огонь в яранге хранит, и  нежнейшую жеребятину отварит и кэрчэх( сливки) с морошкой взбить умеет; и малицу сошьёт и тыс-этэрбэс (унты) разноцветьем (балэ) украсит на загляденье)  и старших почитающая .
     Недолго думал Толлуман – быстро сосватал Прекрасную  и, конечно сразу получил согласие. Так он почти стал обладателем ещё одного Сокровища.
                х   Х   х
     Но не все радовались его успешной жизни. Был у  Чёрного Шамана злой и завистливый племянник(Алып Хари – настоящее порождение етюгэн  тёрдё – выходец из ада). Он всех людей не любил, а Толлумана люто ненавидел. Вот и решил навести беду на его жилище. Прикинул , как причинить ему страшную боль, и решил украсть Кэрэгээнэ пред самой свадьбой. Но только в одиночку  испугался и обратился за помощью к дяде. А тот и рад племяннику удружить – ведь  злое дело задумал – настоящая родня.
     Дождались они, когда Толлуман отправился перегонять стадо оленье. Тогда Черный шаман недолго камлал ( для злого дела много времени не надо ), а потом послал три черных стрелы. Одну в тундру, где был Толлуман, чтобы поднявшаяся пурга закружила и увела его подальше от любимой. Вторую пустил вокруг яранги, чтобы завывающая  метель унесла её вместе с Прекрасной в далекие края. А третья должна , ударившись о купол неба, упасть на землю , замести все следы и лишить надежды Толлумана найти невесту.
     Вернулся Толлуман и не нашел ни яранги своей, ни Кэрэгээнэ. Тоска чёрной печатью легла на его сердце, но рук Бесстрашный не опустил, а отправился за  советом к Полярной сове. Мудрая птица  отправила его в дальний путь на запад к старой финке – колдунье и её сестрам-саамкам. Только они, используя свои тайные чародейства, могли выведать у Чёрного шамана  и его злобного племянника, где спрятана Прекрасная, и как Толлуману вернуть невесту.
     Колдуньи долго приговаривали что-то над огромным котлом, куда побросали  ночные пряные травы,  остовы ящериц , тухлые яйца чаек, мох с лысой березы, сгустки старой и   свежей крови оленей, прошлогоднюю, дурно пахнущую рыбу;  всё это было залито болотной жижей и отправлено на огонь.
     Когда мерзкое варево было готово, колдуньи велели Толлуману  выпить
целый туес его. Противно ,конечно, но что ни сделаешь ради любви!?
     Преодолевая отвращение,  Бесстрашный сделал несколько глотков и сразу свалился в дурманном сне. Снилось ему, что сражается с невиданными злыми духами, рубит мечом мутную воду, поражает стрелами огромные языки пламени; и десять Кэрэгээнэ танцуют вокруг него, но только одна из них настоящая, и он должен правильно угадать какая именно, только тогда останется с ним любимая, а все остальные растают в воздухе и унесутся прочь. Проснулся весь в поту. Старухи-колдуньи говорят: «Мы тебя в дорогу снарядили, но прежде хотим узнать  сделал ли тебя чародейный сон сильнее? Возьми камень большой и кинь подальше, а мы поглядим – далеко ли упадет и не надо ли ещё тебя зельем поить?». Толлуман отломил кусок скалы и швырнул в море – так появился остров то ли  Рыбачий, то ли  Медвежий теперь называется.
     « Ну что же – силы у тебя достаточно! Обладая  бесстрашием и силой –ты победишь!»- довольно сказала старая финка. Она протянула ему огромную плоскую сушеную треску, на которой рыбьей костью были нацарапаны какие-то знаки и пояснила «Это послание к нашему Великому старшему брату, к Белому шаману. Он точно знает, где искать Прекрасную – мы же просим его помочь тебе . Путь нелегкий, сестры приготовили тебе котомку со строганиной и вяленой олениной. Ещё мы даем тебе в помощь горностая – он весь в черных отметинах и будет виден даже в снегопад – побежит впереди, указывая дорогу к яранге Белого  шамана.»
    Три пары лыж истер Толлуман, пока добирался до цели и передал старшему брату колдуний их просьбу на сушеной треске. Когда Великий колдун прочитал послание, то пообещал помочь Толлуману, а пока велел поесть и лечь спать. Герой ещё  ото сна не отошел, а Белый шаман уже вовсю камлал , танцуя возле яранги, ритмично ударяя в тугой бубен и взывая с
Мольбами  к могучим добрым  духам Верхнего мира, чтобы они покровительствовали Бесстрашному. Долго пришлось ждать, прежде чем духи откликнулись таинственными трубными звуками, но это был добрый знак, что они помогут преодолеть козни Черного шамана и его злобного племянника. Только тогда Белый шаман без сил упал рядом с тремя белыми стрелами, что свалились к его ногам из поднебесья.
     Разбудил он Толлумана, накормил его, напоил душистым чаем с тундровыми травами и клюквой с морошкой. Потом вышли они из яранги и Великий колдун вновь начал камлать, пританцовывая, произнося лишь ему понятные заклинания и снова кружил бубен над головой. Наконец, он взял стрелы и сказал Толлуману : « Первая полетит и даст знать Кэрэгээнэ, что ты идешь выручать её. Вторая укажет тебе путь  к землям алеутов, где среди холмов стоит мрачная яранга твоего врага, а третью я пошлю так высоко, что она ударившись о небесный купол, высечет много искр, которые зажгут в поднебесье яркие огни – они осветят тебе дорогу, чтобы ты скорее в долгой ночи добрался до любимой. Помогут тебе волшебные нарты с упряжкой звёздных псов, что присланы богами.»
     И впрямь возле яранги повизгивая , в нетерпении стояли восемь великолепных  могучих лаек –их прислали духи из созвездия Гончих псов.
     Встал Толлуман сзади на нарты, крикнул клич каюра, и помчали его мощные сибирские маламуты, да так быстро, что не успевал снег из-под полозьев упасть, а они уж к яранге племянника Черного  шамана подбегали. Самого его не было – умчался куда-то в дальних улусах пакостить людям. Кэрэгээнэ без чувств упала от радости, когда увидела на пороге Толлумана и отбросила острый нож , которым хотела пронзить себя, чтобы не идти замуж за родню Черного шамана.
     Бесстрашный заметил ,как она измученно выглядит, как исхудала , какими печальными были её глаза. Он быстро подхватил Кэрэгээнэ своими сильными руками и помчался в родные края. Вернувшись, племянник Черного шамана обнаружил пропажу и, позвав на помощь дядю, бросился вместе с ним в погоню. Сначала они послали вдогонку беглецам тайфуны и бури ( вспомнился Бесстрашному вещий сон в жилище старых колдуний ),
     Толлуман легко разрубил их мечом. А языки пламени высотой с сопку каждый, что полыхнули от горсти углей, рассыпанных Черным шаманом у них на пути , герой погасил меткими стрелами и помчался дальше огромными прыжками по узкой земле, которая связывала тогда два материка : алеутскую землю и камчатскую. Но не рассчитал Толлуман силы своей, и от очередного прыжка просела и рассыпалась под ногами беглецов земля, и тут же слились в объятиях два океана и разделили проливом землю алеутов (Аляску) и землю, где жили камчадалы, эвенки, чукчи и якуты.
     Когда увидел это Черный шаман с племянником – поняли, что не догнать Толлумана и решили послать на них огромное Цунами, чтобы раздавить и утопить Бесстрашного и его любимую. Вал воды взмыл так высоко , чуть не до самого сияния, но не погасил его, а лишь забрызгал. Мощь воды , однако, была так велика, что даже силы Толлумана не хватило бы  для победы.
     Увидели это добрые духи  и послали на выручку беглецам  Кита-гиганта, думая ,что хвостом своим разобьёт Цунами. Но не хватило сил и ловкости китовой, чтобы усмирить Черную воду Цунами. Тогда он пожертвовал собой: высоко выпрыгнул из воды и снова нырнул – а там, где он скрылся в волнах, вырос остров (сейчас называется именем Беринга) – он то и принял на свою каменную грудь удар стихии- и рассыпалось Цунами на мелкие капли.
     Толлуман же бережно донес свою Прекрасную до камчатской долины горячих целебных источников. Стоило Кэрэгээнэ искупаться в них, как вновь чудным блеском засияли её глаза, румянец окрасил щёки и звонким голосом сказала она «Спасибо тебе. Мин эйиигин тан. Я люблю тебя Толлуман! Я пройду весь путь жизни только с тобой! Клянусь быть хорошей женой и верным другом Бесстрашному.» Они крепко обнялись и под струями горячих вод  слились воедино.
      Непрост был их далёкий путь домой, но вместе они преодолели его , подбадривая друг- друга, а добрые духи Верхнего мира радовались за молодых и ,как могли ,скрашивали их путь к родной яранге.
     Сто лет прожили они вместе. Кэрэгээнэ родила Бесстрашному много детей. Все они были сильными, как Белый хозяин, неустрашимыми и готовыми к подвигу, как Большой кит, в честь которого Толлуман даже праздник учредил – День Кита называется ; быстрыми, как упряжка Звёздных псов; а две дочки унаследовали все черты характера Кэрэгээнэ и её красоту. В большой семье царили лад, помощь, взаимопонимание.
     А самым любимым был первенец, которого Кэрэгээнэ и Толлуман зачали среди горячих фонтанов: именно они подарили ему мощь – недаром он потом прославился , как легендарный богатырь Ньургун.
  Борис   БЫЧКОВ      Сентябрь 2014 года.